Главная страница

Метод проектов в системе интегрированных технологий


Скачать 45.54 Kb.
Название Метод проектов в системе интегрированных технологий
Дата 02.03.2016
Размер 45.54 Kb.
Тип Документы

МЕТОД ПРОЕКТОВ В СИСТЕМЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
В сегодняшних условиях пересмотра всех нравственных ценностей особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в контексте общечеловеческой культуры.

Трудно назвать другой школьный предмет, который помог бы ученику почувствовать единство мира и человека, как литература. В преподавании литературы можно выдвинуть ряд задач: воспитать всесторонне развитого человека, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воспитывать эстетически подготовленного читателя, учить языку искусства.

Решению этих задач во многом помогает интеграция учебных предметов: литература, изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура. Слияние искусств, их взаимодополнение способствуют более глубокому, эмоциональному раскрытию художественного образа учащимися. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Таким образом, возникла необходимость интегрирования этих предметов. Многолетний опыт работы в школе показал, что самая эффективная форма реализации межпредметных связей – внеклассная работа. Наиболее глубокие и содержательные проекты выполняются, как правило, в ходе внеклассной деятельности. В системе дополнительного образования нашей школы работает кружок “Царственное слово.” Руководители кружка – учителя русского языка и литературы. Доброй традицией работы кружка, школьной библиотеки, учителей музыки и изобразительного искусства стало ежегодное проведение литературных праздников.

Приведу некоторые примеры удачной проектной деятельности во внеклассной работе.
- Литературно-музыкальная композиция “А в сердце светит Русь…”, посвященная 115-ой годовщине со дня рождения Сергея Есенина. В ходе подготовки к выступлению была проведена следующая работа: предварительное прочтение, выбор и заучивание наизусть стихотворений Есенина; подготовка учащимися сообщений о жизни и творчестве поэта; создание сочинений-миниатюр; подготовка рисунков, основанных на восприятии стихотворений поэта; создание учениками мультимедийной презентации “А в сердце светит Русь…” Каждый ученик почувствовал свою нужность. Тот, кто рисует, готовил оформление класса, создавал декорации, эскизы. Тот, кто занимается в музыкальной школе, делал музыкальное сопровождение, исполнял песни на стихи Сергея Есенина. Каждый смог проявить свою активность, способности, интересы.

Проведенная работа показала, что творчество С.Есенина прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленных читателей. Его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю. Нас волнует искренность и одухотворенность поэта, для которого самым дорогим на всей планете была Русь.

- Проект Строки, опаленные войной.

Тема Великой Отечественной войны нашла яркое отражение в литературе. В военной лирике отражены и гражданские, и личные мотивы. Поэты писали об ужасах войны, о воинах и тружениках тыла, о партизанах, женщинах и детях, писали о Родине и о себе, воспевали мужество и великий подвиг нашего народа во имя Родины, свободы и мира.

Прошли уже десятилетия с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны.

И сегодня мы должны говорить о подвигах поэтов, о поэзии, опаленной войной.

Проект “Строки, опаленные войной” представляет собой систему уроков и внеклассных мероприятий:

  • Поиск информации по теме в различных источниках, систематизация.

  • Оформление отчетов исследования в виде стенгазет.

  • Устный журнал “Дети и война.”

  • Уроки литературы “Анализ стихотворения К.Симонова “Жди меня.”

  • Уроки-концерты “Поэзия военных лет.”

  • Литературная гостиная “Строки, опаленные войной.”


Я надеюсь, что в ходе работы над проектом участники смогли найти ответы на вопросы:

- Какую роль играла в годы Великой Отечественной войны поэзия?

- Почему лирика периода Великой Отечественной войны стала явлением уникальным?

- Почему же стихотворения поэтов оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?
Проект “Я лиру посвятил народу своему…”, посвященный 190-летию со дня рождения Н.А.Некрасова, способствовал раскрытию перед учащимися особенностей той эпохи, когда жил и работал поэт; помог понять его произведения, написанные о народе и для народа; вызвал эмоциональный отклик на его стихи.

Для реализации данного проекта были проведены мероприятия:

  • Классные конкурсы чтецов стихотворений Н.А.Некрасова.

  • Конкурс иллюстраций к произведениям Н.А.Некрасова.

  • Интегрированные уроки “Музыка в поэзии Н.А.Некрасова.” В ходе этих уроков была раскрыта музыкальность стихотворений Некрасова, показано многократное обращение композиторов к его творческому наследию. Мусоргский, Бородин, Чайковский, Кюи, Танеев, Хренников, Шостакович писали музыку к таким стихотворениям : “Тройка,” “Несжатая полоса,” “Зеленый шум,” “ Коробейники” и другим.

  • Литературно-музыкальная композиция “Я лиру посвятил народу своему…”

  • Создание презентации “Миры Николая Некрасова.”



Благодаря этому проекту, у учащихся появилась возможность убедиться, что творчество Н.А.Некрасова – это уникальное явление в отечественной поэзии, оно современно и актуально в наше время, его помнят и любят многие и многие люди.
Работа над этими и другими проектами помогла понять преимущества применения данного метода:

  1. Этот метод гуманистический, он обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу.

  2. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

  3. Метод проектов объединяет предметы, т.е. интегрирует их. Интеграция помогает развернуть перед учеником многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях; получить качественно новый педагогический результат; увидеть неповторимую личность в каждом своем ученике.


Таким образом, идеи интеграции в совершенствовании учебно-воспитательной функции современной школы чрезвычайно плодотворны. В педагогической теории и практике происходит объединение, взаимодействие, взаимопроникновение различных школьных курсов. Этот процесс характерен для всех предметов, но в первую очередь для уроков литературы, искусства слова, которое может по-настоящему реализовать свой огромный эстетический и нравственно-философский потенциал воздействия на сознание ученика только в содружестве с другими искусствами, другими смежными гуманитарными предметами.