Главная страница

Мелкая моторика детей олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики


Скачать 40.03 Kb.
Название Мелкая моторика детей олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики
Дата 11.03.2016
Размер 40.03 Kb.
Тип Документы

Выступление учителя-дефектолога

БЕРКОВИЧ А.О.

на методическом объединении

учителей-дефектологов

МОУ школа-интернат VIII вида № 65.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА ДЕТЕЙ – ОЛИГОФРЕНОВ.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

При психолого-педагогическом обследовании детей – олигофренов дошкольного возраста, учителя-дефектологи обнаруживают значительные отклонения от нормы, в частности, со стороны мелкой моторики. Практически у всех детей наблюдаются моторная неловкость,недостаточость пальцевого захвата предмета, несформированность операции поворачивания, переворачивания, сопоставления, накладывания, вталкивания, т.е.всего того, что формируется в процессе непосредственного манипулирования предметами.

Большинству детей доступны движения подражательного характера, однако, при их выполнении сами движения нечеткие, с несоразмерным мышечным усилием. Начатые движения быстро затухают. Особенно страдает пальцевая моторика. Чем сложнее какое-либо движение или действие с предметами, тем больше нужна наглядная демонстрация. С каждым повторением выполнение задания улучшается не всегда. Особенно трудны для выполнения последовательные движения, например, в хороводной игре, в жестовом сопровождении коротких стихов, потешек. Последовательность движений усваивается после многочисленных попыток, закрепляется нестойко, самостоятельное их выполнение (без помощи) проходит со множеством ошибок.

Обнаруживается недостаточность ориентировочно-исследовательской деятельности: нет направленности на выполнение заданий, дети часто приступают к выполнению задания, не дослушав до конца. Внимание отвлекается на малейшие раздражители, дети могут повторять множество раз нерезультативный способ действия.

Практически у всех детей – олигофренов нарушена координация движений. Слабо развиты соотносящие действия, не сформирована согласованность действий обеих рук. Отсутствуют конструктивные навыки. Предметный рисунок практически не прослеживается или преобладает усвоенный графический штамп. Навыками самообслуживания, что также требует определенной ручной умелости, дети владеют частично.

Исходя из вышеперечисленных недостатков, учитель-дефектолог может спланировать свою работу по развитию мелкой моторики. Упражнения по мелкой моторике проводятся как часть занятия. Цель обучения – развитие зрительно-двигательной координации рук, в частности, совершенствование соотносящих действий, согласованности действий обеих рук.

Развитие мелкой моторики начинается с навыка хватания. Это способствует действовать целенаправленно, определять место предмета в пространстве, направление, расстояние, учитывать в своих действиях форму, величину. Отрабатывается тип хватания: кулак, щепоть, указательный тип и т.д., дифференциация движений пальцев (расставлять, сжимать, выделять 1-2 пальца). Учить захватывать большой предмет двумя руками, маленький- одной. Например, задания «Поймай мяч», «Переложи игрушки», «Прокати шарики». На развитие соотносящих действий: «Посадим грибы», «Собери пирамидку, матрешку», «Закрой коробочку» и т.д., на подражание: конструирование с помощью пальцев различных образов, жесты; на развитие движений пальцев - «Мозаика»,конструкторы, «Собери бусы», «Застегни пуговицы», шнуровка. Перед каждым занятием проводится пальчиковая гимнастика, массаж пальцев рук. Перед занятием лепкой или рисованием – можно катать шарики из пластилина, палочки в ладонях и пальцах, карандаши. Проводятся упражнения на релаксацию: «Погладим котенка», «Маляр», «Полощем белье», пальчиковые игры «Идет коза рогатая» , «Сорока-ворона».

Для развития графомоторных навыков следует пробуждать интерес к изобразительной деятельности – знакомить с бумагой и изобразительными средствами- рисование пальчиком и ладошкой, нанесение цветовых пятен, учить правильному захвату карандаша, выполнять дугообразные и кругообразные, вертикальные и горизонтальные линии, учить детей элементарному владению кисточкой и приемам рисования красками.

Развитие мелкой моторики должно проходить и в свободной деятельности детей( мозаика, конструирование, бросание в сосуды камушков, шнуровка, игровые чемоданчики, застегивание и расстегивание пуговиц, одевание колечек на стержень, сворачивание салфеток, самообслуживание, трудовая деятельность).

Индивидуальную работу по развитию мелкой моторики можно построить поступенчато.

На 1 ступеньке (октябрь-ноябрь) ставится задача совершенствования двигательных функций ребенка на основе подражания взрослому и действий с предметами: развитие праксиса позы при имитации отдельных движений взрослого (присесть, встать, покачать головой), нормализация состояния тонуса мелких мышц (массаж пальцев и кистей рук в играх с орехами, холодной и горячей водой, кубиком льда, пластилином), пробуждение интереса у изобразительной деятельности ( рисование пальцем и ладошкой).

2 ступенька - (декабрь-январь): учим подражать действиям с предметами - переносить, переставлять, перекладывать, совершенствуем хватательные движения, способы хватания: кулак, щепоть. При выполнении соотносящих действий в дидактических играх следует развивать точность движений рук, глазомер, согласованность движений обеих рук, зрительно – моторную координацию («Посадим грибы», «Закрой коробочки», « Собери пирамидку»).

3 ступенька - (февраль-март)- учить конструировать образы при помощи пальцев и кистей рук (пальчиковая гимнастика, пальчиковые позы: кулачок, крыша, стульчик) ,закреплять умение захватывать предмет щепотью и использовать указательный тип хватания («переложи игрушки»,»Мягкий конструктор»), шнуровка, застегивание пуговиц, рисование точек, вертикальных и горизонтальных линий, раскрашивание.

4 ступень - (апрель-май): учить выполнять серию движений по подражанию, развивать навыки застегивания, учить элементарным выразительным движениям в пальчиковых игра- драматизациях («Идет коза рогатая», «Кошка»,»Маша варежку надела»), учить выполнять действия с предметами по словесной инструкции, учить выполнять волнистые и дугообразные линии.

Таким образом, на занятиях по развитию речи, в театрализованных, подвижных играх, на индивидуальных занятиях, словом, во всех видах учебной и продуктивной деятельности детей, можно успешно использовать развивающие мелкую моторику действия и упражнения, которые формируют базу под дальнейшее коррекционное обучение и воспитание детей, страдающих олигофренией.