Главная страница

Курсы повышения квалификации по иоч вб: 25. 08. 2014 29. 08. 2014 Наименование курса: «Развитие творческого потенциала учащихся в обучении»


Скачать 189.7 Kb.
НазваниеКурсы повышения квалификации по иоч вб: 25. 08. 2014 29. 08. 2014 Наименование курса: «Развитие творческого потенциала учащихся в обучении»
Дата28.02.2016
Размер189.7 Kb.
ТипКурсы повышения квалификации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ИТОГОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ

«Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала учащихся на уроках иностранного языка»
курсы повышения квалификации по ИОЧ

ВБ: 25.08.2014 — 29.08.2014

Наименование курса:

«Развитие творческого потенциала учащихся в обучении»

Выполнила: Лазарева Ирина Борисовна,

учитель иностранного языка

МБОУ СОШ№69

Советского района г.о.Самара

Самара 2014


Оглавление


1.Введение 3

2.Основная часть. 6

2.1.Понятие "творческий потенциал ". 6

2.2. Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала учащихся на уроках иностранного языка 9

3. Заключение 18

Библиография 20


1.Введение


Тема данной работы - «Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала учащихся на уроках иностранного языка». По моему мнению, эта тема является одной из актуальных тем в иноязычном обучении в современной школе, так как изменения общественно-политических условий развития нашего общества в последние десятилетия привели к смене парадигмы образования и воспитания. Процессы межкультурной интеграции на национальном и международном уровнях обусловили модернизацию содержания языкового образования в России. Гуманистическая позиция, принятая в современной школе, позволяет переосмыслить процесс преподавания, ориентированный сегодня на личность. Ушла в прошлое чётко регламентированная система школьного образования с едиными программами и учебниками, так как традиционный подход к обучению уже не решает тех задач, которые ставит общество перед школой. Обществу нужна личность, имеющая своё мнение, умеющая мыслить, рассуждать, спорить, отстаивать свою позицию, творчески планировать и выполнять любую деятельность. Новая личностно-ориентированная парадигма образования обуславливает развитие личности школьника, его самостоятельности, способности адаптироваться к условиям новой жизни, принимать решения, конкурировать на рынке труда.

Преподавание иностранного языка имеет огромные возможности для развития творческого потенциала личности. Задача учителя- организовать условия, в которых творческий потенциал личности развивается наиболее эффективно. Применительно к изучению иностранного языка в школе задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Современные педагогические технологии, такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, технология интегрированного урока, использование новых информационных технологий, интернет-ресурсов помогают расширить образовательный кругозор учащихся, развить стойкий познавательный интерес к разным отраслям познания, формировать широкий взгляд на мир как на единую культурную среду обитания с учетом способностей детей, их уровня обученности и творческого потенциала.

Приступая к исследованию, мы предполагаем, что в качестве одного из средств развития творческого потенциала в изучении иностранного языка может стать включение учащихся в проектную деятельность самых разных форм и видов.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически разработать средства и методы развития творческого потенциала в процессе проектной деятельности на уроках иностранного языка.

Объект исследования: влияние использования метода проектов на уроках иностранного языка на творческое развитие учащихся.

Предмет исследования: проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранному языку.

Задачи исследования:

- проанализировать понятие "творческий потенциал " и выявить его необходимость для изучения иностранного языка;

- проследить процесс развития творческих способностей личности учащихся на занятиях по иностранному языку;

- разработать проектные задания по иностранному языку в школе для развития творческих способностей школьников;

- дать методические рекомендации по проведению уроков, способствующих развитию творческого потенциала учащихся.

Практическая значимость работы заключается в том, что в данной работе будут разработаны практические рекомендации по развитию творческого потенциала учащихся в процессе применения проектной методики на уроках иностранного языка.

2.Основная часть.

2.1.Понятие "творческий потенциал ".


Творчество и творческая деятельность определяют личность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но практический смысл. Жизнь становится разнообразнее и сложнее, она чем дальше, тем больше требует подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Подвижности требует и современное производство. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую “изюминку” в любом деле, достичь высоких результатов. Современному обществу нужны творческие личности, критически мыслящие, создающие новые технологии, предлагающие нестандартные решения проблем, способные свободно реализовывать себя. Поэтому перед учителем вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый из тех, кто сейчас ходит школу, вырос инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу. Иностранный язык как учебная дисциплина вносит свою лепту в воспитание такой социально активной личности.

Проблема развития творческих способностей непростая и многоаспектная. Как же добиться творческой активности учащихся в усвоении знаний на уроках иностранного языка? Как сохранить и развить интерес учащихся к изучению иностранного языка? Какими методами и приёмами можно добиться комплексного развития творческих способностей учащихся? Дать ответы на эти вопросы учителю поможет решение следующих задач:

  1. Включать детей в разнообразную деятельность. Это достигается специально подобранными видами практических работ, стимулирующих творческую деятельность учащихся.

  2. Выработать умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности, то есть переносить знания и навыки в новую область применения.

3.Развивать сообразительность и быстроту реакции при решении различных новых задач, связанных с практической деятельностью.

Педагогический процесс должен строиться таким образом, чтобы обеспечить в дальнейшем проявление и максимально возможное развитие творческих способностей. В своей педагогической практике я опираюсь на личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку и представляю учащегося активным субъектом учебной деятельности. Личностно-ориентированное обучение как раз направлено на то, чтобы создать такие условия, которые способствовали бы развитию каждого ребенка и его механизмов самореализации, адаптации, саморегуляции, самовоспитания. Воздействуя на личность, формирование творческих способностей обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических и умственных способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков детей, их нравственных качеств. Оно настраивает на дальнейшую, активную творчески-осознанную самодеятельность школьников, что отвечает их духовным потребностям, удовлетворяет их стремление к самореализации, и проявлению личностных качеств. Все это является эффективным средством комплексного развития личности, выявления формирования ее творческого потенциала.

По моему мнению, на уроках иностранного языка является необходимым применение различных технологий в поиске оптимально эффективных способов развития творческих способностей учащихся. Для решения поставленных задач я считаю целесообразным применение в своей работе таких педагогических технологий, как технология проектного обучения, технология интегрированного урока, информационно-коммуникационная технология.

Остановимся на технологии проектного обучения.

2.2. Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала учащихся на уроках иностранного языка


В настоящее время в практике обучения иностранным языкам в школах России широко используется метод проектов, который приобщает учащихся к исследовательской деятельности, развивает их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Проектная деятельность значительно расширяет и углубляет знания учащихся в процессе работы над проектом, учит взаимодействовать друг с другом, овладевать умением пользоваться языком, формирует умения работы с информацией на иностранном языке. Мысль детей в этом случае занята тем, как решить проблему, какие рациональные способы решения выбрать, где найти убедительные аргументы, доказывающие правильность выбранного пути. При выполнении творческих заданий ученики используют дополнительную литературу, средства массовой информации, возможности Интернета. Имея достаточный опыт работы над проектами, я бы выделила следующие этапы работы над проектом:

  1. Стимулирование, презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике. Другими словами, я провоцирую учащихся на проектную работу: I’ve got a new flat. Would you like to learn something about it? Ask me questions! And what about you? Perhaps you’ll do a project about your flat. (слушание/говорение)

  2. Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы (мозговой штурм). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез. На этапе идёт работа со всем классом, дети высказывают пожелания, спорят, предлагают что-то (формы ведения дискуссии).

  3. Учитель помогает учащимся с подбором лексики (постановка вопросов, косвенная речь).

  4. Обсуждение методов проверки из принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по гипотезе), обсуждения возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов.

  5. Учащиеся работают в группах, составляя вопросники для охвата темы проекта (письмо, говорение).

  6. Сбор информации анкетированием, интервьюированием (говорение/письмо + чтение/слушание).

  7. Коллажирование информации. При этом учащиеся могут работать индивидуально и в группах, рисуют диаграммы, схемы, суммируют полученную информацию.

  8. Защита проектов каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих Организация материала: объединение всего материала в единое целое и получение конечного продукта. А это может быть стенгазета, путеводитель по городу (району, квартире), книга-раскладушка, небольшая презентация, конференция, журнал и т.д.

Я широко использую метод проектов в своей практике со 2 по 11классы, естественно, с учётом возрастных особенностей. Если в начале изучения языка это простые проекты без презентации на такие темы, как «О себе», «Моя семья», «Моя любимая игрушка», «Мой домашний питомец»,то в старших классах я стараюсь задавать такие проекты, как: "Здоровый образ жизни", "Проблемы экологии в нашем городе", "Профессия, о которой я мечтаю".

Конечным результатом данной деятельности являются коллажи, постеры или стенгазеты. У учащихся средних классов особый интерес вызвал проект «Мы ищем следы иностранного языка вокруг нас» (Wir suchen die Spuren der Fremdsprachen ringsherum). В данном проекте принимали участие дети, изучающие немецкий и английский языки.

Цель данного проекта – найти «следы» иностранного языка в речи, в музыке, в литературе, в быту и т.д. Участие в данном проекте расширяет кругозор учащихся, их словарный запас, развивает их познавательные интересы и творческие способности, позволяет им оперировать фактами и сведениями из реальной жизни, с которыми они сталкиваются повседневно. Участники проекта учатся добывать необходимую информацию, пользуясь различными источниками, анализировать её, делать обобщения и выводы. Данный проект позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой в изучении иностранного языка.

Являясь личностно ориентированной, проектная технология обеспечивает благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения детей. Она стимулирует развитие таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, активное творческое саморазвитие, интеллектуальная самостоятельность учащихся. Образовательная и воспитательная ценность проектов заключается в межпредметных связях, которые способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и умений вести исследовательскую работу.

Учащимся старших классов предлагается работа над проектом «Немцы в России». Работая над проектом, учащиеся находили, анализировали и систематизировали информацию об известных в России немцах. Применяя свои творческие способности, результаты проекта были оформлены детьми в виде компьютерной презентации.

По моему мнению, развитию творческих способностей учащихся способствует интегрирование в процесс обучения иностранному языку таких видов деятельности, как музыкальная и художественная.

Для повышения эффективности обучения иностранному языку необходимо использовать эмоции учащихся в этом процессе. Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу. Музыкальная и художественная деятельность помогают создать положительный эмоциональный настрой детей и в непринуждённой обстановке решать задачи урока, развивая их творческие способности.

Используя музыкальные произведения, я предлагаю детям следующие задания:

  • Прослушать музыкальное произведение, записать слова, выражения, предложения к данному произведению

  • Составить рассказ по прослушанному музыкальному произведению

  • Подобрать музыкальное произведение к тексту (частям текста)

  • Написать письмо композитору прослушанного произведения

  • Прослушав музыкальные произведения, пригласить друга на концерт, объяснив свои предпочтения.

  • Рассказать о музыкальном произведении от имени композитора/музыканта/зрителя

  • Представить свое любимое музыкальное направление, произведение, используя музыку на уроке

Музыка является стимулом для развития творческих способностей учащихся. Благодаря музыке дети знакомятся с культурой страны изучаемого языка, её музыкальной жизнью, творчеством знаменитых музыкантов. В старших классах при изучении темы «Kreativ Kultur erleben» я провожу урок - музыкальную гостиную, где звучат произведения немецких композиторов, а дети выступают в роли конферансье, представляя композиторов и их произведения.

Наряду с музыкой я использую также потенциал изобразительного искусства в обучении иностранному языку. Воздействуя на чувства и эмоции детей, на их образно-художественную память, изобразительное искусство помогает формированию и развитию лексических навыков, когда дети рисуют предметные картинки по различным темам. Развивая навыки монологической речи по таким темам, как «Семья», «Школа», «Каникулы», «Дом. Моя комната», «Хобби» и другим, дети рисуют своё монологическое высказывание. На основе рисования я провожу также работу для развития навыков аудирования. Детей привлекают такие задания, в которых им предлагается проиллюстрировать предъявленный текст. Интегрирование иностранного языка, музыки и рисования происходит, когда дети иллюстрируют музыкальное произведение и рассказывают о том, что они представляют, когда слушают его.

Работая над чтением текста, интегрирую в процесс обучения художественную деятельность и предлагаю учащимся следующие творческие задания:

  • Нарисовать рисунок, иллюстрирующий название текста.

  • Нарисовать портреты главных героев и организовать портретную галерею.

  • Нарисовать рисунки к наиболее понравившимся местам в тексте.

  • Изобразить в виде комиксов содержание текста.

  • Нарисовать наиболее понравившуюся историю из текста, разрезать на части и предложить соседу по парте собрать ее и рассказать об этом эпизоде.

  • Создать коллаж (плакат) по тексту.

Также я предлагаю учащимся рисовать сюжетные картинки, которые могут состоять из нескольких серий. Данные рисунки служат основой для организации речевой практики учащихся. Используя данные рисунки, учащиеся выполняют такие задания:

  • Придумывают легенду об изображенных на картинках героях

( имя, возраст, где живет, семья и т.д.)

  • Описывают сюжеты, называя действия, место действия, время

  • Придумывают начало и конец истории

  • Составляют диалоги между изображенными героями

  • Рассказывают историю от имени разных героев

Использование произведений живописи на уроках способствует формированию эстетического вкуса у детей, углублению знаний по страноведению страны изучаемого языка, стимулирует развитие речевых навыков и умений. Поэтому при изучении темы «Bildende Kunst» я предлагаю учащимся «посетить картинную галерею», используя компьютерную презентацию. Дети работают в двух группах. Первая группа - экскурсоводы делают сообщения о художниках, рассказывают о картинах. Вторая группа – посетители выражают свое мнение об увиденном и услышанном, задают вопросы.

При решении таких задач, как расширение и активизация лексического материала, применяю упражнения, которые способствуют развитию таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, активное творческое саморазвитие.

1. Цепочка слов.

Учащимся дается одно слово, последняя буква которого образует первую букву нового слова. Можно писать слова по определенной теме, определенного вида (существительные, глаголы и т.д.).

Krokodil – Löwe – Elefant – Tiger - …

2. Слова алфавита.

Дается одна буква. Нужно образовать как можно больше слов, которые начинаются с этой буквы.

A Apfel Anfang aktiv Angst

Affe alle Arbeit August

3. Я представляю себя.

Ученики должны написать к каждой букве своего имени слова, которые лучше всего его характеризует.

Interessant

Reise gern

herzlIch

Nett

Aktiv

4. Ассоциограмма.

Учащиеся должны написать слова к ключевому слову, понятию, картинке.

Stadt (Autos, Strassen, fahren, Schulen, Verkehr, Parks, Busse, Stadtbewohner).

5. Изменение перспективы.

Ученикам нужно написать историю, небольшой рассказ от лица другого персонажа. Например, после прохождения темы «Осень» можно предложить учащимся рассказать об этом времени года от лица солнца, ветра, листочка, воробья. После изучения темы «Овощи. Фрукты» дети могут приготовить рассказ от имени какого-либо овоща или фрукта.

Ich bin ein Spatz. Ich bin grau und klein. Ich fliege im Herbst in warme Länder nicht. Der Herbst gefällt mir. Der Herbst ist die schönste Jahreszeit. Die goldenen Blätter liegen auf der Erde. Es ist schon kalt. Ich wohne auf dem Dach eines Hauses. Die Menschen füttern mich.

Ich heiße Mohrrübe. Ich bin rotgelb und nicht rund. Ich bin dünn und nett. Ich wachse im Gemüsegarten auf dem Beet. Die Menschen essen mich gern. Die Frauen machen aus Mohrrüben verschiedene Salate. Ich habe viele Freunde. Das sind Kartoffeln, Tomaten, Gurken, Zwiebeln und andere.

6. Написание стихов с расширением:

Blau.

Blauer Himmel.

Blauer Himmel im Sommer.

Blauer Himmel im Sommer macht mich glucklich.

7.Сочинение стихов с использованием спряжения глаголов:

Ich rede, du redest, er redet,

Wir reden, ihr redet, sie reden

Und wer wird alle zuhoeren?

Неоценимый вклад в развитие творческих способностей учащихся вносит внеурочная деятельность по предмету. Кроме того, она способствует расширению сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе, и расширению языковой среды. В своей работе я использую разные формы внеклассной работы: утренники, конкурсы, викторины, инсценирование сказок. Так в начальных классах проводится «Праздник букваря»( Das ABC-Fest), где учащиеся имеют возможность проявить свои артистические способности.

Особое место во внеклассной работе я отвожу инсценировке сказок. Дети с большим удовольствием принимают участие в таких сказках, как «Der Wolf und sieben Geißlein“, «Hänsel und Gretel» на немецком языке, «The Snow White and Seven Dwarfs» на английском языке. Участие в сказках даёт мощный стимул к овладению иностранными языками. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности дают возможность преодолеть стеснительность, мешающую им употреблять в речи слова чужого языка, что благотворно сказывается на результатах обучения.

Участие во внеклассных мероприятиях способствует снятию психологических барьеров, мешающих самовыражению, раскрепощению учащихся, стимулирует развитие инициативы школьника, его творческих способностей.

Таким образом, как видно из всего выше сказанного, есть множество средств для развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности, которые не позволяют оставить учеников равнодушными к изучению иностранного языка, делают урок интереснее, оживленнее и разнообразнее, помогают избавиться от скуки и усталости на уроке. Изучение иностранного языка не должно превращаться в скучную и рутинную работу. Оно должно быть увлекательным путешествием в мир неизведанного, но чего-то очень интересного, где каждый смог бы почувствовать себя первооткрывателем и раскрыть свои творческие способности.

3. Заключение


В нашем исследовании мы рассмотрели проблему - развитие творчества детей в процессе обучения иностранному языку.

Результат исследования и практика работы говорят о том, что эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Как известно, целью обучения иностранному языку в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, творческое мышление, обучать работе с различными источниками знаний.

Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

формирование у учащихся интереса и уважения к культуре страны изучаемого языка; воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;

развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

В ходе работы была достигнута поставленная цель. Мы показали, что развитие творческих способностей учащихся зависит не только от формы нетрадиционного урока, но от педагогического творчества учителя. Так же были выполнены поставленные задачи: проанализировали категории "творчество", "творческие способности; разработали занятия по иностранному языку, способствующие развитию творческого потенциала школьников.

Библиография


1. Бикеева А.С. Некоторые приемы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка / Иностранные языки в школе, 2005, № 2

2. Винокурова Н.К. «Развитие творческих способностей учащихся»: / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2004

3. Белякова М.А. Международная проектная деятельность как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика / Иностранные языки в школе, 2007, № 3

4. Владыко О.А. Проектная методика – эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка / Иностранные языки в школе, 2007, № 4

5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ - 1991 - №2 С.3-10

6. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 232с.

7. Цели обучения иностранному языку: учебное пособие. / Под ред.Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой - Воронеж: НОУ "Интерлингва", 2002.