Главная страница

Кубань… так называют наш край по имени реки, несущей бурные воды свои. Край степей, высоких гор, богатых лесов и садов, множества лиманов и рек, любимый уголок земли наша малая Родина


Скачать 71.83 Kb.
Название Кубань… так называют наш край по имени реки, несущей бурные воды свои. Край степей, высоких гор, богатых лесов и садов, множества лиманов и рек, любимый уголок земли наша малая Родина
Дата 14.02.2016
Размер 71.83 Kb.
Тип Документы


Кубань… так называют наш край по имени реки, несущей бурные воды свои. Край степей, высоких гор, богатых лесов и садов, множества лиманов и рек, любимый уголок земли – наша малая Родина. Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Здесь, на Кубани, живут замечательные люди: хлеборобы, садоводы, животноводы, врачи, художники, поэты. Все они стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте, это тоже наша малая Родина.

Я часто замечаю в нашей современной молодежи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. Поэтому считаю, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани. Я считаю, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых переселенцев-казаков, приемникам их традиций.

Главная цель моей работы – знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитание их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю. Для достижения поставленной цели мною разработан цикл занятий «Жизнь, традиции и обряды кубанских казаков», который помогает моим воспитанникам раскрыть окружающий мир, познакомиться поближе с традициями, обрядами, народными играми, знакомит детей с историческим прошлым Кубани. Занятия проходят в музее народного быта «Горница», созданном на базе МАДОУ ЦЦР д/с № 18 «Виктория», где дошкольники могут на наглядном материале познакомиться с жизнью казаков, с историей жилища. В музее имеется прялка, веретено, очень красивые рушники, скатерти, деревянная посуда, ухват, вышитые рубашки, половики, плетень, рубель и другие предметы казачьего быта.

Работая над циклом занятий по теме «Жизнь, традиции и обряды кубанских казаков» я старалась создать стройную систему приобщения детей дошкольного возраста к родной культуре, истории, воспитания у них чувства красоты. Проводя занятия с детьми, я ставила определенные конкретные задачи:

- повысить интерес детей к истории своего народа;

- развить представления детей об истории развития края, казачества;

- познакомить с историей жилища кубанских казаков, их домашней утварью;

- развить знания о кубанской одежде, её назначении, названии, украшении;

- сформировать представления о различных видах труда, народных ремёсел;

- приобщить детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам;

- обогатить знания детей об образе жизни людей на Кубани в старину, их трудовой деятельности;

- воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.

- познакомить с символикой Краснодарского края и города Краснодара в современное и давнее время;

- способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей.

Выбранная мной тема работы подразумевает духовное и нравственное обогащение детей, поддержание стойкого интереса к прошлому своего народа, прививание патриотических чувств. Ибо, по моему мнению, патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка. Одно из направлений патриотического воспитания – знакомство дошкольников с историческим прошлым Кубани, ведь чтобы любить, надо знать.

Каждый наш день тесно связан с жизнью и культурными традициями былых поколений. Мы храним старинные вещи, наблюдаем в витринах современных магазинов старые кубанские крынки, прялки, как элементы высшего эстетства. Благодаря национальной культуре, мы знаем, что на кухне должны быть яркие рушники, к празднику – особый наряд. А за столом – хорошее радостное пение застольных песен. Народная культура – полноводная река, из которой проистекают многие наши поступки, мысли и желания. Возрождение обычаев и традиций не возможно без реставрации прежних моральных устоев. Каждый наш день – день, созданный веками. Он достраивается и украшается прошлым. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура. Это я и старалась донести до своих воспитанников. Основы отношения к миру формируются в ребенке постепенно, ближе и понятнее ребенку любовь к своим близким, к родным местам, позже эти чувства перерастут в любовь к Родине.

Цель моих занятий – в доступной, занимательной, игровой форме рассказать своим воспитанникам о красоте родного края, познакомить с народными традициями и обрядами, дать представление об истории развития края, его заселении казаками, знакомить и интерьером хаты, с казачьей одеждой, о предметах быта и народных ремёслах. Я на личном опыте убедилась, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к условиям жизни в старину. Дети вначале выступали лишь как пассивные слушатели, но уже спустя короткое время стремились самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнение. Это натолкнуло меня на мысль включить в мою работу проектную деятельность, и в частности исследовательская деятельность как один из этапов метода проектов. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности (экспериментирования), развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

Большой радостью для детей стали праздники, развлечения. Здесь они смогли полностью раскрыть свои таланты. Мы с детьми беседовали о народных песнях, слушали фонограммы, исполняли песни. Кроме песен дети знакомились с танцевальными элементами. Это хороводный топающий шаг, шаг с притопом. Особенное удовольствие доставляла детям игра на народных музыкальных инструментах: ложках, бубенцах, трещотках. Излюбленной же темой детей стали народные и обрядовые праздники, где дети полностью перевоплощались в сказочных персонажей, играли легко и естественно, пели, танцевали, веселились искренне и от души. Это им доставляло огромное удовольствие. Таким образом, обогащался музыкальный опыт детей.

На занятиях с дошкольниками я активно использую такие продуктивные виды деятельности как рисование, аппликация и ручной труд.

Не менее важным аспектом моей работы было развитие не только познавательных, но и творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности, ручному труду, аппликации. Дошкольники знакомились с разнообразными способами плетения, рассматривали и лепили глиняную посуду и предметы обихода, украшали их росписью. На занятиях по аппликации обогащались знания детей о народных орнаментах, способах создания узора, традиционных элементах народных росписей.

Реализуя задачи своей работы, я решила, что не менее важно обогатить опыт детей, предоставить им возможность исследовать предметы кубанского быта. Первые шаги в этом направлении показали, насколько это было интересно детям. Держа в руках глиняную посуду: чугунок, глэчик, крынку, горшок, расписные деревянные ложки, дети с интересом знакомились с ними, рассматривали, удивлялись. А позже и сами приобщились к изготовлению и украшению этих предметов: лепили игрушки, посуду из глины и соленого теста, расписывали ложки, изготавливали бусы, пироги, булки для кукол. Работы детей выставлялись на выставке, что привлекло внимание родителей. Дети с гордостью показывали мамам свои работы, относили их домой.

Родные и близкие тоже проявили интерес к рисункам и лепке. Я всегда считала, что взаимодействие с родителями необходимо, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания. Дети, получившие знания по краеведению, стремясь удивить родных, с удовольствием и интересом делились новыми впечатлениями дома. Родные включались в обсуждение, рассказывали о чем-то своем. Таким образом, родители становились моими единомышленниками. Мной и родителями была проделана работа по оформлению макета кубанского подворья, собрана коллекция глиняной посуды. Руками умелой мамы была сшита национальная одежда для кукол казака и казачки. Так начинал создаваться музей народного быта «Горница»…

Вместе с родителями мы посетили «Атамань», где дети впервые увидели настоящие предметы старины и быта казаков. Родители, замечая какой интерес и любознательность проявляют дети, старались поддержать их во всех начинаниях, вовлекая бабушек и дедушек. В семейных архивах нашлись старинные фотографии, предметы вышивки, у кого-то имелись книги с красивыми иллюстрациями – родители охотно приносили эти вещи на время в детский сад, чтобы дать возможность познакомиться с ними и другим детям.

По просьбе родителей была организована выставка совместных работ детей и родителей на тему «Кубанские мастера».

На развлечениях и досугах родители не только присутствовали, но и принимали непосредственное участие, даже исполняли роли.

После ознакомления детей с символикой Кубани, я предложила родителям вместе с детьми придумать герб своей семьи или поселка, где они родились, и где жили их родители. Родители с увлечением и энтузиазмом откликнулись на мою инициативу. Лучшие работы приходили смотреть сотрудники, дети и родители со всех групп детского сада. Она вызвала широкий интерес.

К развлечениям, посвященным обрядовым праздникам, родители приносили выпеченные дома хлебные изделия – блины на Масленицу, колядки – на Рождество, куличи, жаворонки – на Пасху. В благодарность родители получали самые разнообразные призы – поделки, выполненные их детьми.

Родители с удовольствием рассказывали, что дома дети повторяют пословицы и поговорки, объясняя их смысл, и даже просят самим их придумать.

Такая связь с семьей меня очень радовала, знания данные мной детям на занятиях и в совместной деятельности, находили свое закрепление, расширялись и обогащались в семье. Кроме того, укреплялись семейные связи, появлялись общие семейные увлечения, что благоприятно сказывалось на нравственном воспитании детей.

Таким образом, я еще раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. И задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна.