|
Корни с чередующимися гласными и-е и их написание в глаголах
      
Предмет: русский язык
Тема: Корни с чередующимися гласными И-Е и их написание в глаголах
Класс: 5Б
Учитель: Ревякина Юлия Александровна
Цель урока: создание условий для осознания восприятия блока новой информации по теме: " Корни с чередующимися гласными И-Е и их написание в глаголах"
Задачи:
1. Формировать умения находить слова с изученной орфограммой на письме и в устной речи на основе уже имеющихся навыков;
2. Познакомить обучающихся с условием выбора чередующихся гласных в корнях глаголов;
3. Воспитывать бережное отношение к русскому языку;
4. Развивать коммуникативные навыки.
Тип урока - урок изучения нового материала.
Методы: наглядный, словесный, репродуктивный, частично поисковый.
Приемы: неназванная тема, письмо с пропусками, алгоритм, работа с учебником, самопроверка по эталону, комментированное чтение, выборочное списывание, графический тест.
Оборудование: раздаточный материал, презентация, учебник русского языка для 5 классов под редакцией С.И. Львовой, рисунок, сигнальные карточки
Используемая литература:
1. Львова С.И. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. Ч. 2/ С.И. Львова, В.В. Львов. - 8-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2011. - 173с.: ил.
Ход и структура урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята.
- Садитесь.
- Ну проверьте-ка, друзья. Всё ль на месте, все ль в порядке ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить, только лишь оценку пять.
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие
- Ребята, посмотрите на экран, это письмо Винни Пуха к Ослику Иа. Давайте вместе попробуем его прочитать. Слайд №1

3.Выявление места и причины затруднения
- Почему мы затрудняемся прочитать письмо? ( Пропущены буквы)
- Какие? ( Либо Е, либо И)
- А в какой части слова они пропущены? (В корне)
- Как вы думаете какая тема нашего урока? (Корни с чередующимися гласными И-Е и их написание в глаголах). Слайд №2
Запись темы в тетрадях.
- А чем мы будем заниматься сегодня на нашем уроке? (изучать правописание чередующихся гласных в корне слова)
- Что нам нужно для того, чтобы разрешить наш спор о выборе гласной
Е или И? (изучить правило)
4.Построение проекта выхода из затруднения
Чтение правила в учебники с.139, Параграф 71.
- Как нам нужно определить гласную И или Е? ( если за корнем стоит суффикс А, то пишем И. Если нет, то Е) Алгоритм записывается на доске.
5.Реализация построенного проекта
Ослик Иа предлагает нам такой алгоритм. Слайд №3

6.Первичное закрепление изученного материала
На каждый стол раздается письмо, дети работают в парах.
- Ребята, теперь попробуйте вставить буквы. Вы уже знаете правило и можете, используя алгоритм, прочитать письмо Винни Пуха к Ослику Иа. Работайте в парах. Слайд №4
- А теперь давайте проверим полученный результат.
Слайд №5

Физминутка
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на карточку. Как вы думаете, что обозначает данная запись?
1. -кас-//- кос-, -лаг-//-лож- - а а
2. -бер-// -бир-, тер-// -тир- и др- и а
3 -раст -// -ращ- // -рос - а ст/щ
-Молодцы! А теперь давайте выполним упражнение 930 с.140. Комментированное чтение с выборочным записыванием в тетрадях.
Учитель объясняет первое слова, затем по цепочки читают дети. Записываются только те слова, в которых встречается орфограмма на изученное правило.
-Кас-, -кос-, -лаг-, -лож-
|
-бер-, -бир-, -дер-, -дир-
|
-раст-, -ращ-, рос
|
Предложить, касаться, коснуться, выложить, прикосновение, подросла, прилагательное, прикасаться, сложение, касаться, налагать, положение, прикосновение, изложение, излагать, касаться
|
Собирать, блестящий, зажигать, вытереть, измерять, заблестели, разбираться, растереть, растирать, расстилается, выдирать, разжигать, блестеть, блистать, избирать, стелиться, сжигать, раздирать.
|
Растение, выращенный,
Вырос, поросль, сращение, росточек, вырасти, разрастается, отрасль, растеньице, срослись
|
8.Включение в систему знаний и повторение
Решение графического теста. Самооценка. Слайд №6, 7, 8
9. Рефлексия
- Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились?
- Какой была наша цель?
- Что мы рассмотрели, давайте еще раз вспомним
10. Домашнее задание
-Для того, чтобы закрепить пройденный материал вы должны выполнить следующее домашнее задание параграф71 Упражнение 928.
Запишите видовые пары так, чтобы в корне надо было вставлять то букву Е, то И.
Для выполнения этого упражнения вам надо вспомнить вид глагола, совершенный (что сделать?) и несовершенный (что делать?).
Соберешься - собираешься.
-Не забудьте выделить орфограмму!
– Заканчивая урок, мне и нашим гостям хотелось бы наглядно увидеть, насколько хорошо вы поняли, усвоили материал сегодняшнего урока. На столе у вас лежат квадратики разного цвета.
Слайд №9
Подумайте и решите:
у кого сегодня все получилось - поднимите красный квадратик.
кому была понятна большая часть урока - поднимите желтый квадратик.
а кого были затруднения - поднимите зеленый квадратик.
А теперь оглянитесь и посмотрите, сколько красных квадратиков! И я тоже выбираю красный. Ведь и у меня все сегодня получилось. А есть и такие у кого вышло не все. Но думаю, что на следующем уроке, вы закрепите полученные знания и у вас все получится.
И в заключении урока я бы хотела подарить вам небольшой подарок. Это открытка к осликом, чтобы вы всегда помнили про правописание корней И-Е.
Слайд №10
Спасибо за урок, до свидание!
|
|
|