Главная страница

Конкурс методических материалов «Мы разные в этом наше богатство, мы вместе, в этом наша сила!»


Скачать 116.01 Kb.
Название Конкурс методических материалов «Мы разные в этом наше богатство, мы вместе, в этом наша сила!»
Дата 11.03.2016
Размер 116.01 Kb.
Тип Конкурс


Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Кисловская средняя общеобразовательная школа»

Быковского муниципального района

Волгоградской области.

Конкурс методических материалов
«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе, в этом наша сила!»

Классный час в 4 классе на тему:
.




Провела

классный руководитель 4 класса

Черномашенцева Татьяна

Николаевна.
2013 – 2014 учебный год.

Цель: Развивать толерантное отношение друг к другу, раскрыть необходимость человека в общении с другими людьми; с помощью коммуникативных игр , упражнений сплотить детей, показать важность взаимодействий, взаимопомощи.

Задачи: формировать терпимое отношение к другим, их привычкам, взглядам, формировать готовность помогать другим и уметь принимать помощь от других; организовать условия для получения позитивного опыта толерантного взаимодействия.

Методическое оснащение: рассказ В.Осеевой «Просто старушка». Чтение по ролям и инсценирование сказки «Красная Шапочка, трое волчат и «Золотое правило»
«Ключ к окружающим меня

лежит во мне самом»
Ход занятия
Учитель: Человек не одинок. Он живёт среди людей. Жить среди людей-это жить для людей, а значит, и для себя, поскольку не может быть хорошо одному, если всем остальным плохо.

Жить среди людей - это значит уважать человека. Без этого нет уважения к себе. С другой стороны, не уважая себя, не уважаешь и людей. Это взаимосвязано. Предъявляя требования к другим, в первую очередь предъявляют требования к себе. Требуя справедливости, терпимости, честности, доброты, надо быть таким самому по отношению к людям.

Главное правило: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

-Может ли человек прожить без общения с другими людьми?

-А зачем ему нужно общаться с другими людьми? (Для того, чтобы поделиться мыслями, чувствами, помочь другим людям)

-Встречаются люди, которым одиноко. У них нет друзей, знакомых, любимых. Как вы считаете, виноват ли сам человек в том, что с ним никто не общается?

Проведём небольшой эксперимент.

(Дети прослушивают рассказ В.Осеевой «Просто старушка» и разыгрывают фрагмент по ролям)

- По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко.. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! Крикнул мальчик. Передал девочке сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

_Это твоя бабушка?

-Нет!

-Мама? - удивилась девочка.

-Нет.

-Ну, тетя? Или знакомая?

-Да нет, же, - ответил мальчик. – Это просто старушка.

(После этого предлагается другой вариант инсценирования с изменением условия: как бы поступила девочка, если бы она была одна и увидела упавшую старушку. Третий вариант инсценирования предлагает после этого ситуацию, в которой мальчик и девочка вместе помогают старушке.)
ИГРА «На одной ноге»

Учитель: Встаньте парами лицом друг другу. Стоять надо на одной ноге, не сходя с места. Устоять долго-трудно. Теперь подайте друг другу руку. Вы видите, теперь устоять легче. Почему?

Так всегда, когда люди помогают друг другу.

Мы все живем среди людей. И очень важным показателем личностных качеств являются отношения с другими. Другие люди входят в нашу жизнь. А мы – в их. Насколько человек становится человеком. Видно из того, кА он умеет играть с другими детьми, сотрудничать в играх, приспосабливаться к коллективу. Вот и мы сейчас поиграем.

Для этой игры понадобится цветик- семицветик с открепляющимися лепестками по количеству играющих детей. Сорвав лепесток, ученик должен рассказать о своей семье, о себе и лепесток отдать детям, чтобы они смогли на нем написать какой этот ребенок (добрый, отзывчивый, хороший друг или наоборот что в нем не нравится детям). Лепесток отдается ученику и ребенок должен для себя сделать определённые выводы.
Игра «О дружбе и товарищах»
Участники игры делятся на две группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению, а затем предлагают найти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден, игроки меняются ролями.

В заключениидети обговаривают некоторые приемы и правила, которые они оформляют в виде плаката « Правила дружбы»
«ПРАВИЛА ДРУЖБЫ»
-Предлагай помощь товарищу. Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем сможешь.

-Если умеешь что-то делать сам - научи и его.

-Искренне радуйся успехам своего товарища

-Останови товарища, если он делает что-то плохое.

-Дружи с товарищем, ничего не требуя взамен. Настоящая дружба бескорыстна.
В заключении классного часа силами школьного театра была показана инсценированная сказка




«КРАСНАЯ ШАПОЧКА, ТРОЕ ВОЛЧАТ
И “ЗОЛОТОЕ” ПРАВИЛО»



Действующие лица:

Красная Шапочка 
Мама Красной Шапочки
Бабушка Красной Шапочки
Братья–волчата:
1-й волчонок
2-й волчонок
3-й волчонок
Лиса
Петух


СЦЕНА 1.

Действие происходит перед занавесом. Появляется 1-й волчонок. Он разыскивает своих братьев.

1-й волчонок. И куда подевались мои братья? Неужто снова где-то промышляют! Ох, как бы мне отучить их от этого?

За занавесом слышен топот бегущих ног, затем из-за кулисы выбегают, запыхавшись, два волчонка: 2-й и 3-й. 

2-й волчонок.(к 1-ому волчонку). Какие же все-таки рыбаки скупердяи! Не дали утащить ни одной рыбки!

3-й волчонок. Да еще как дерутся! У, жадюги!

1-й волчонок (возмущенно). Дерутся?! Жадюги?! Сколько раз вам нужно повторять: брать, отнимать и, вообще, любым путем присваивать чужое нельзя!

2-й и 3-й волчат, перебивая друг друга, оправдываются.

2-й волчонок. Ну, так захотелось рыбки!

3-й волчонок. Рыбаки столько ее наловили! Целую гору! Побросают же половину!

1-й волчонок. Но наловили не вы. Значит, нечего и рассчитывать.

2-й волчонок.. Ну не сердись. (Начинает водить носом, принюхиваясь)

3-й волчонок. Мы больше не будем. ( Принюхивается).

1-й волчонок. То-то же! (Тоже принюхивается).

2-й волчонок. Откуда это так приятно пахнет!

3-й волчонок. Надо разнюхать.

Уходят за занавес. Занавес раскрывается.

На сцене домик Красной Шапочки. В окна домика заглядывают три волчонка, мешая друг другу рассмотреть, что делается внутри домика.

1-й волчонок. Не даром такой запах по всей округе!

2-й волчонок. Какие чудные пирожки кладут в корзинку!

3-й волчонок. И какие большие! И как много!

1-й волчонок. У бабушки Красной Шапочки наверно хор-роший аппетит! 

2-й волчонок. Гляньте! Мама еще и колбаски подкинула!

3-й волчонок. Ох, и вкуснятина! 

1-й волчонок. Ой, не могу больше, умираю - есть хочу!

2-й волчонок. Я б тоже чего-нибудь погрыз. Давайте поймаем колобка! Он где-то тут катается по лесу.

3-й волчонок. Ты разве не слышал? Его уже слопала хитрюга Лиса!

1-й волчонок. Ой, есть хочу!

2-й волчонок. Ну, потерпи немножко. (Заговорчески подмигивая 3- му волчонку) Скоро Красная Шапочка появится и... 

1-й волчонок (насторожившись). И...что?

3-й волчонок. Она же направится к своей бабулечке по нашей лесной тропочке... 

2-й волчонок. А мы тут как тут и…

1-й волчонок. Что мы? Что и?

3-й волчонок. Ну, мы … это… поможем Красной Шапочке, вот!

2-й волчонок. Ну да! Корзинка вон какая здоровая, видать тяж-ж-желая !

3-й волчонок. Тяжеленная! А мы из нее пирожочки выгребем … 

2-й волчонок (продолжает мысль) …корзинка полегчает, и Красная Шапочка не надорвется!

2-й и 3-й волчата весело смеются, довольные своей выдумкой. 

1-й волчонок (с возмущением). Эх вы! Снова забыли, что из-за таких же бабушкиных пирожков нашего папочку охотники упрятали за решетку, в зоопарк! 

2-й волчонок. Ой! Правда, я забыл!

3-й волчонок. И я забыл!

1-й волчонок. Смотрите! Дверь открывается. Прячемся! 

Волчата прячутся за дом и из-за угла наблюдают.
На крыльцо выходит мама и Красная Шапочка с корзинкой.


Мама. Поцелуй, доченька, за меня бабушку и не забудь помочь ей по хозяйству!

Красная Шапочка. Я помню, мамочка! Надо хворосту набрать, воды принести и двор подмести.

Мама. Верно, моя умница! И верни ей обязательно очки. 

Красная Шапочка. Прежде всего, мамочка! Вот они у меня, в карманчике.

Мама. Ну, тогда счастливого пути по коротенькой дорожке!

Красная Шапочка. До свидания, мамочка! 

Красная Шапочка напевая, направляется за кулису. Когда Красная Шапочка скрывается за кулисой, волчата выходят из укрытия.

2-й волчонок. Пирожки-то тю-тю! Как же их раздобыть?

1-й волчонок. Ты опять за свое - раздобыть! Это же не честно!

3-й волчонок. А можно раздобыть их честно?

1-й волчонок. Честно можно только за-ра-бо-тать!

2-й волчонок. Так давайте за работаем!

3-й волчонок. Но как? Как можно заработать бабушкины пирожки?

1-й волчонок. Надо подумать.

Волчата садятся в кружок и думают.

1-й волчонок (вскакивает). Придумал! (2-й и 3-й волчата тоже вскакивают.)

2-й волчонок. Говори скорей!

3-й волчонок. А то Красная Шапочка и бабушка все съедят!

1-й волчонок. Надо поступить по “золотому” правилу!

2-й волчонок.(подозрительно) Что это за правило?

3-й волчонок. Да еще “золотое”?

1-й волчонок (назидательно). А вот такое: “Как хотите, чтобы поступали с вами, так поступайте и вы со всеми”!

3-й волчонок. И причем здесь наши пирожки?

1-й волчонок (назидательно). Притом. Если мы бабушке хорошее дело сделаем, она отплатит нам тем же.

Волчата, 2-й и 3-й. Как это? Попонятней можно?

1-й волчонок. А вот как. Мы поможем бабушке управиться с делами, а она нас за то угостит пирожками, а может быть еще и колбаской! 

2-й и 3-й волчата (соображают). Поняли! У-ра-а! Бежим скорей! Даешь помощь бабусе! 

1-й волчонок. Стойте! Надо направить Красную Шапочку по длинной тропинке.

2-й волчонок. Правильно! И это сделаю я!

1-й волчонок. Только смотри, без грубости.

2-й волчонок. Что ты! Я, как настоящий джентльмен, помогу Красной Шапочке нести корзинку: дорожка ведь дальняя.

1-й волчонок. Ну, тогда за дело!

Волчата убегают. Занавес. 


СЦЕНА 2.

Перед занавесом. Слева, напевая, появляется Красная Шапочка. За занавесом слышен топот - это Волчонок догоняет Красную Шапочку. Он выбегает из-за занавеса справ. Волчонок держит букет лесных цветов, закрывая им мордашку.

Красная Шапочка. Ой, кто Вы? (пытается через букет разглядеть, кто же это)

2-й волчонок. Я? Я… почтальон Печкин! Принес Красной Шапочке цветы.

Красная Шапочка.О! Это приятная шутка, но все же - кто Вы?

2-й волчонок. Боюсь напугать Вас своим видом.

Красная Шапочка. А разве Вы чудовище из сказки “Аленький цветочек”?

2-й волчонок. Нет …(опускает букет).

Красная Шапочка. Ах! Волк! Ты снова за свое? Опять мне звать охотников?

2-й волчонок. Но я же совсем маленький и хочу с тобой подружиться.

Красная Шапочка. Красной Шапочке подружиться с волками?

2-й волчонок. Нет, с маленьким Волчонком. Это взрослые, если хотят, пусть ссорятся, а всякие дети должны дружить (протягивает Красной Шапочке букет).

Красная Шапочка (забирая букет). Думаю, ты прав. Спасибо за цветы.

2-й волчонок. Ура! Значит, ты принимаешь мою дружбу?

Красная Шапочка. Дружить интересней, чем ругаться. (назидательно). А если хочешь иметь друга, умей быть другом сам.

2-й волчонок. Золотые слова! Тогда разреши помочь тебе нести корзину.

Красная Шапочка (подозрительно). А ты …не… удерешь с ней?

2-й волчонок. Красная Шапочка! Я же твой друг, а эта корзинка (забирает корзинку) тяж-ж-елая… А я сильный и готов нести ее хоть за тридевять земель (заглядывает в корзинку и облизывается).

Красная Шапочка. Ну, спасибо! Но нам гораздо ближе. Я иду к бабушке.

Скрываются за занавесом. 


СЦЕНА 3.

Занавес раскрывается. На сцене домик бабушки. На стене домика – радиоприемник. Во дворе летняя плита, на плите чайник. Посреди двора стол, накрытый скатертью, на столе чашечки для чаепития Возле домик лавка, на ней ведро, рядом ковш. Рядом с лавкой метлы для уборки двора. В глубине сцены сарайчик. Бабушка сидит на лавочке. 

Бабушка (расстроенно). И как я могла забыть у внучки очки? Ничего без них не вижу!

Бабушка пытается на ощупь что-либо делать.
Возле домика появляются два Волчонка 1-й и 3-й. У каждого – вязанка хвороста. Увидев бабушку, начинают тихонько спорить.


1-й волчонок. Начинай ты!

3-й волчонок. А чего я?

1-й волчонок. Ну, тогда вместе.

1-й и 3-й волчата. Здравствуйте, добрый день, уважаемая бабушка!

Бабушка. Здравствуйте! Кто здесь?

3-й волчонок. Это мы…

Бабушка. Кто мы? (щурится) Не узнаю.

1-й волчонок. Мы? Мы - п-подружки Красной Шапочки!

Бабушка. А-а! Кажется, вижу. Какие славные мордашки! Милости прошу.

3-й волчонок. Мы тут… вот… Вам хворосту принесли.

Бабушка. Ой, спасибо! Хотела сама его собрать, да вот жду, когда Красная Шапочка очки принесет. А вы проходите, милые. Сейчас чаек поставим. Пока закипит, и Красная Шапочка пожалует.

Бабушка пытается зачерпнуть из ведра ковшом воду, но ведро – пустое.

Бабушка. Ох, и вода, кажется, закончилась.

1-й волчонок. Давайте мы принесем свежей.

Бабушка. Будет чудесно, мои хорошие. Колодец за домом.

Волчата хватают по ведру, убегают.

Бабушка. Какие замечательные подружки у моей внучки? Что-то я раньше их не видела.

(Бабушка кладет хворост в летнюю печку, разводит огонь.
Возвращаются волчата с водой.)

3-й волчонок. Вот водичка, пожалуйста.

Бабушка. Да вы быстрые какие! Ну, теперь давайте чай поставим.

Волчата помогают налить водой чайник и поставить его на плиту. Все втроем толкутся одновременно у плиты. Бабушка задевает руками хвост 1-ого Волчонка.

Бабушка. Это что же такое пушистое? (щурится, всматриваясь, и пытается понять, что она трогает).

1-й Волчонок (приставляя кончик хвоста к голове). Это же у нас с подружкой косы такие, бабушка! 

3-й Волчонок (тоже приставляет кончик своего хвоста к голове и показывает на свои уши). А это, бабушка, банты на них.

Бабушка. Хорошие косички, и банты такие необычные… (пытается их лучше разглядеть).

1-й волчонок (поспешно, отвлекая внимание Бабушки от ушей). Пока чай закипит, давайте мы двор подметем!

Бабушка. Подметите, дорогие, подметите. У вас глазки вон какие большие, все соринки заметят. 

Бабушка заходит в домик, волчата метут двор.
Возле домика появляется лиса, замечает волчат.


Лиса. Эй, братцы, вы что здесь стащить хотите?


3-й волчонок. Ничего мы не хотим стащить. Мы старенькой бабушке помогаем.

Лиса. Ой, рассмешили, ха-ха! Так я вам и поверил! (направляется к сараю)

1-й волчонок. Хитрюга, ты куда?

Лиса. Отстань! Мне петушок нужен на ужин (вбегает в сарай и тут же выскакивает и тащит Петуха)

3-й и 1-й волчата. А ну брось птичку!!

Лиса. Вот еще, указчики нашлись! Метите, метите, дворники, а у меня свои дела!

3-й и 1-й волчата. Мы сказали – брось!

Лиса. Сами брысь!

1-й волчонок. Ах, ты так!

3-й волчонок. Взбучки захотела?

Волчата бросаются на лису. Лиса отпускает Петуха. Тот отбегает в сторонку, а волчата и лиса дерутся, образуя “кучу-малу” с криками “ вот тебе, попался” и пр. На шум выбегает бабушка.

Бабушка. Что за шум? Что здесь происходит?

Лиса убегает.

Петух. Да вот, меня лиса чуть не утащила, а эти... эти...

1-й волчонок (подсказывает). Друзья Красной Шапочки…

Петух. А эти удивительные друзья Красной Шапочки спасли меня.

Бабушка. Ах, какие вы смелые! Эта лиса - плутовка уже не одну мою несушку погубила! 

3-й волчонок. Теперь она вряд ли еще заявится.

1-й волчонок. Мы ее крепко проучили.

Бабушка. Спасибо, мои хорошие! Ну, где же внученька моя задерживается?

Слышится песня Красной Шапочки. Ей подпевает 2-й волчонок.

3-й волчонок. А вот и они идут.

Бабушка. Кто они? Где? Я никого не вижу.

1-й волчонок. Мы тоже не видим, но слышим песенку Красной Шапочки.

Бабушка. Какие у вас замечательные ушки!

Появляются 2-й волчонок и Красная Шапочка. Волчонок несет корзинку, Красная Шапочка - букет.

Красная Шапочка. Здравствуй, бабушка! (Волчатам)Привет, друзья!

Бабушка. Здравствуй, милая внученька, мы уже заждались тебя. Ты не забыла…

Красная Шапочка (перебивая). Нет-нет, не забыла. Вот твои очки, бабушка, вот пирожки и колбаска, а это цветы от моих новых друзей. (Обращаясь к волчатам, 1-ому и 3-ему)Мы ведь друзья?

Волчата радостно кивают головами, а бабушка, одевает очки и видит вокруг себя троих волчат.

Бабушка. Ой! Волки! Спасаемся, внучка!

Красная Шапочка. Не пугайся, бабушка! Это же маленькие волчата! И мы подружились!

Бабушка. Подружились?

Красная Шапочка. Ну да! Вот этот Волчонок помог мне нести корзину, а эти (указывает на 1-ого и 3-его волчонка), его братья, наверное успели помочь тебе.

1-й и 3-й Волчата (хором). Успели!

Бабушка (растерянно). Волчата? И столько дел хороших сделали?

Волчата (хором). Да, мы такие!

Бабушка. Чудеса! Необыкновенные, замечательные волки!

Красная Шапочка. По-моему, они заслужили угощения.

Бабушка. Непременно! И мы их вкусно сейчас же накормим! Небось, проголодались за работой?

1-й волчонок. Ну, как сказать…

2-й волчонок. Немножко проголодались без пирожков и немножко без колбаски…

Бабушка. Тогда, внученька, выкладываем все на стол …

Красная Шапочка и Бабушка начинают выкладывать на стол содержимое корзины. На столе появляется колбаса, потом пирожки.

Красная Шапочка. Сейчас будем пить душистый чай с чудесными пирожками!

Волчата (хором). И с колбаской?

Бабушка. Обязательно!

Красная Шапочка. И под лесную музыку!

Красная Шапочка включает приемник. Звучит веселая мелодия. Волчата шумно рассаживаются вокруг стола. Пока Красная Шапочка нарезает колбасу, бабушка разливает чай, волчата облизываются от нетерпения.

Бабушка. Прошу всех угощаться!

Волчата начинают уплетать за обе щеки угощение. Бабушка и Красная Шапочка пьют чай, с улыбкой наблюдают за волчатами. Волчата с полными ртами пытаются что-то говорить одновременно, согласно кивая головами друг другу.

Бабушка (выходит на авансцену, говорит в зал). А я, ребята, кажется, разобрала, что волчата хотят сказать…

Волчата, прожевав, наконец, присоединяются к бабушке на авансцене и перебивают ее.

1-й Волчонок (обращаясь в зал). Мы хотим сказать, что очень правильное это “золотое” правило.

2-ой Волчонок (подхватывает, и тоже, обращаясь в зал).“Как хотите 

3-й волчонок. …чтобы поступали с вами, 

Волчата (все вместе)… так поступайте и вы со всеми!

Красная Шапочка (тоже выйдя на авансцену и обращаясь к зрителям). Ребята! Давайте во всем и всегда поступать только так, согласны?

Ответ из зала. 

1-й волчонок (в зал). Как замечательно дружно вы отвечаете!

2-й волчонок.(в зал). А если вы, ребята, так же дружно нам похлопаете…

3-й волчонок (в зал). Значит, наш спектакль вам понравился!

Занавес закрывается.