Главная страница

Исследовательская деятельность на уроках обществознания в старших классах


Скачать 89.07 Kb.
Название Исследовательская деятельность на уроках обществознания в старших классах
Дата 06.03.2016
Размер 89.07 Kb.
Тип Документы

Исследовательская деятельность на уроках

обществознания в старших классах.

Куцеволова Ольга Борисовна, МОУ Квашёнковская СОШ,

учитель истории и обществознания.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Квашёнковская общеобразовательная средняя школа.

Талдомский район. Московская область. Россия.

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда».

Древняя китайская пословица, которую я взяла эпиграфом, на мой взгляд, чрезвычайно актуальна, поскольку настоящий этап развития общества диктует необходимость такой организации образовательного процесса, где ведущими целями становятся развитие способностей и познавательных интересов детей. Научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в саморазвитии – задачи, стоящие перед любым педагогом, адекватно осознающим реалии времени.

Время неумолимо набирает скорость, человеческие представления о себе самом и собственных возможностях также быстро меняются. Одна образовательная среда сменяет другую. Во все времена общество стремилось повысить свой интеллектуальный потенциал. Мы живем в интересное и противоречивое время, когда прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И сегодня, во времена господства научно-технического прогресса, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан, в том числе применяя исследовательскую деятельность на уроках, например, обществознания.

Многолетний опыт работы показал, что новые компьютерные технологии дают высокий эффект при условии, что они подкреплены передовыми педагогическими технологиями. В рамках реализации Концепции модернизации российского образования и в соответствии с современной государственной образовательной политикой, ФГОС, результатом деятельности образовательного учреждения является формирование комплекса "ключевых компетентностей", способствующих социализации личности.

Уроки обществознания, как и уроки истории, позволяют усиливать ученическую активность, позволяющую формировать навыки социального партнерства. Цель использования проектной технологии - самостоятельное постижение учащимися проблем, проблемных ситуаций, имеющих жизненный смысл для учащихся. Оно дает возможным приобретения детьми реального опыта участия в жизни сообщества, решения социально-значимых проблем. В ходе проектной деятельности учащиеся имеют возможность соотнести общие представления, усвоенные на уроках, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, родители, учителя, а также с общественной жизнью, с социальными событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города и страны в целом. Таким образом, проект позволяет преодолеть разрыв между школьным образованием и жизнью, и является связующим звеном между учебной и научно-исследовательской деятельностью.

Данный метод предполагает "проживание" учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование познавательных моделей. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно применяемое учащимися развернутое решение проблемы в виде разработок. Подчеркнем, что дидактической единицей в методе проектов становится взятая из реальной жизни и лично значимая для учащихся проблема (экономическая, правовая, экологическая и т.д.). Таким образом, проблема и пути ее решения приобретают контуры проектной деятельности.

При решении проекта наряду с научно-познавательной стороной содержания всегда присутствует и творческая сторона. Проект побуждает учащегося: проявить интеллектуальные способности; нравственные и коммуникативные качества; продемонстрировать уровень владения знаниями и предметными умениями: показать способность к самообразованию и самоорганизации. В процессе разработки проекта: учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска; интегрируют информацию смежных дисциплин; ищут более эффективные пути решения задач проекта; общаются друг с другом.

Организация обучения по обществознанию, праву, методом проектов создает оптимальные условия превращения учащихся в "субъектов" деятельности. Каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива, работа в котором способствует развитию социальных ролей, воспитывает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников.

Для реализации умений и компетентностей, связанных с планированием работы, разработкой поэтапной программы действий от замысла до готового продукта, я практикую включение десятиклассников в проектную деятельность. Проекты побуждают учащегося к целеполаганию, овладению общеучебными умениями, проявлению интеллектуальных способностей, проявлению коммуникативных качеств, отработке навыков работы в группе, выстраиванию отношений. Совместная деятельность дает широкие возможности как учителю, так и учащемуся выстраивать субъектно -объектные отношения.

В 2014-2015 учебном году я предложила десятиклассникам ( надо сказать, что этот класс работоспособный) подготовить проекты на выбор. Их 9 учащихся. Я им предложила 12 тем. Это было уже в конце учебного года. Ребята откликнулись с радостью. Не у всех конечно получилось удачно. Ребята готовили сообщение и презентацию. Обязательным было условие проведения социологического опроса в школе, дома, среди друзей. Все эти сообщения и презентации были заслушены и обсуждены на уроках.

Вот что у нас получилось.

Дудина Настя выбрала тему « Есть ли у ребенка свобода слова». Она объяснила выбор этой темы тем, что считает ее очень важной. Некоторые взрослые говорят, что свобода слова детям нужна, а некоторым это все равно. В своем сообщении она раскрыла вопрос: Нужна ли вообще свобода слова детям? Мы с ней составили анкету для социологического опроса. Настя провела опрос среди учащихся 5-9 классов. Было опрошено 42 ученика. Результаты следующие: ( слайды 2,3,4,5,6,7). Вопросы анкеты:

1. Есть ли у ребенка свобода слова?

2. Что происходит, если выражаемое мнение не совпадает с мнением окружающих?

3. Насколько терпимо вы относитесь к мнению товарищей и взрослых?

4. Что вы обычно делаете, чтобы быть услышанным?

Настя сделала следующий вывод: свобода слова заканчивается там, где начинается неуверенность в себе. Очевидно, что человеку легче следовать чьей-то воле, чем делать свободный выбор т отвечать за свои действия. Но нельзя бояться своей правоты, нельзя думать, что от тебя ничего не зависит. Ответы ребят показали, что мы научимся быть по-настоящему свободными только тогда, когда освободимся от «внутреннего страха». Из осторожных молчунов – детей вырастут осторожные молчуны – взрослые.

Итак! Нужна ли свобода ребенку? Настя отвечает: « Да!»

Пешков Леша выбрал не менее интересную тему: « Анализ демографической ситуации в Талдомском районе». ( Слайды 8,9,10,11,12 ) Он выбрал эту тему, т.к. считает, что решение подобных проблем является одной из главных задач России на сегодняшний день. Леша считает, что демографическое неблагополучие нашей страны очень актуально и решил привлечь мнение своих знакомых взрослых и старшеклассников. Он составил план своей исследовательской работы. Использовал справочники, интернет, мнения взрослых. Объем информации был не велик и Леша не смог выявить в районе естественный прирост населения и соотношение мужчин и женщин. Сделав нужную обработку, он все это представил в виде графиков. Выводы к которым он пришел, его не порадовали. По данным переписи численность населения Талдомского района снижается. В1989г. в районе было около 53 тыс. населения, а сейчас 48 тыс. динамика ухудшается.

Национальный состав Талдомского района таков:

  • русские – 93,3%

  • украинцы – 1,3%

  • татары – 1,0%

  • мордва – 0,7%

  • белорусы – 0,5%

Плотность населения равна 34 человека на кв.км. Учитывая, что площадь Талдомского района равна 1427 кв. км., то плотность населения не велика. Леша провел опрос старшеклассников и учителей и получил такие данные:

В 70-80-е годы прошлого века среднее количество детей в семье -3, а в 90-2000 годы – 2, а в наши дни – 1.

Вывод, который сделал Леша: на протяжении большого периода времени численность населения Талдомского района уменьшается и сколько нас будет через 2-3 десятилетия, определять только нам, сегодняшним старшеклассникам.

Паршикова Настя выбрала тему « Молодежные субкультуры « За» и «Против».( Слайды 13,14,15,16,17,18 ) Настю заинтересовала эта тема тем, что подростки пытаются понять свое предназначение в жизни, ищут пути самовыражения, самоутверждения. Исследовав эту тему, Настя пришла к выводу, что со зрелостью у человека проходит его увлечение субкультурами. 20-летние хиппи стали заботливыми бабушками и дедушками, бунтующие когда-то пинки теперь работают в офисах и носят костюмы. Но есть и те, для кого субкультура стала жизнью. В наши дни много рокеров из категории « кому за…» Изучая субкультуры Настя тоже провела опрос. Результаты показали, что большинство все-таки « за», чем « против». Настя ссылается на роман И.Ефремова « Лезвие бритвы». Мораль этого произведения проста: все великое и прекрасное в мире существует между двумя крайностями – на лезвии бритвы. Отклонение вправо или влево – гибель. Большинство тех, кого опрашивали ответили « за», но только если это безобидно и не приносит вреда.

Вывод, который делает Настя: будем надеяться, что нынешняя молодежь «переболев» какой-либо субкультурой вынесет для себя положительный опыт и в будущем вместо того, чтобы противопоставлять себя обществу будет жить в ладу с ним и с самим собой.

Я выбрала для данного доклада три наиболее интересных работы учащихся 10 класса.

Я лично провела опрос, получилась интересная диаграмма. В младших классах нет еще большого интереса к исследовательской работе. Видимо плохо понимают, что это такое. И в 11 классе падает интерес к этому виду деятельности. Значит нам есть над чем работать!



При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности детей. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить возможность обучающимся продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.

В заключении хочу сказать, где бы мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с обучающимися необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.

Из выше сказанного, можно сделать вывод, что если традиционная классно-урочная система со своим набором знаний и умений наполняет содержание образования, то проектная и исследовательская деятельность, при правильной ее организации в ходе изучения «компетентностных» предметов, способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе выполнения проекта.

А ведь задача школы - не только подготовить ребенка к жизни, но и обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас, ибо полноценная жизнь, обогащающая ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня» - лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня».

Литература.

  1. Никитин А. Ф. Права ребенка: пособие для учащихся, М.: Дрофа, 2000г.

  2. Кравченко А. И. Обществознание: книга для учителя, М.: Русское слово, 2002г.

  3. 3. http://www.eidos.ru/journal/2000/0123-02.htm


Литература и информационные ресурсы:

  1. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. Пермь, ПРИПИТ. 2004 г. с.14

  2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. - М., Народное образование, 2001. - С. 42-44, 57.; Дидактика средней школы. - М. 1982. - С. 192.

  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 224

  4. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания.// Преподавание истории в школе. 2001 № 8. С.40-46

  5. Интернет в гуманитарном образовании. Под ред. Полат Е.С. М., Владос, 2001 г. с.169

  6. Господарик Ю. Интернет и изучение истории. "История", №3, январь, 2000 - приложение к газ. "Первое сентября".

  7. Кравченко А. И. Обществознание: учебник для 9 класса, М.: Русское слово, 2002.

  8. Кравченко А. И. Обществознание: книга для учителя, М.: Русское слово, 2002.

  9. Никитин А. Ф. Права ребенка: пособие для учащихся, М.: Дрофа, 2000.

  10. Кравченко А. И. Задачник по обществознанию: учебное пособие для 8-9 класса, М.: Русское слово, 2002.

  11. http://www.rosino.ru/cgi - 25.10.05 bin/rosino.pl?cart_id=&page=&keywords=classic&number=16&search_request_button=Submit+Keyword -25.10.05

  12. http://www/ispa.com/news/?item=18586 -25.10.05

  13. http://www.lenta-ua.com - 25.10.05