Главная страница

Исследование «Восстание Степана Разина: беспощадный бунт или борьба с несправедливостью?»


Скачать 52.9 Kb.
Название Исследование «Восстание Степана Разина: беспощадный бунт или борьба с несправедливостью?»
Дата 11.02.2016
Размер 52.9 Kb.
Тип Исследование

ГОСУДАРСТВЕННОК БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 334 НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Вагу Мария Викторовна,

заместитель директора по УВР,

учитель истории

Урок – исследование

«Восстание Степана Разина: беспощадный бунт или борьба с несправедливостью?»

для учащихся 7 класса

Санкт-Петербург

2012

УМК

А. Данилов, Г. Косулина. «История России. Конец XVI - XVIII век». 7 класс.

Цель урока:

Развитие креативного мышления при решении проблемного задания, активизация исследовательской деятельности.

Задачи урока:

  • обучающая: охарактеризовать личность Степана Разина, закрепить и углубить знания, полученные при изучении темы «Народные выступления в XVII веке».

  • воспитывающая: формирование интереса обучающихся к историческому прошлому нашей страны.

  • развивающая: содействовать формированию навыков работы с видеоматериалами источников, развивать способность к аналитическому мышлению.

Форма урока: урок-исследование.

Основные понятия: крепостничество, бунт, «прелестные письма».

Важнейшие даты: 1667-1669- первый этап выступления отрядов Разина («поход за зипунами»), 1670-1671- второй этап выступления (крестьянская война под предводительством Степан Разина).

Оборудование урока: компьютер, проектор, анимированная карта «Восстание Степана Разина» (PowerPoint), видеоматериал «Бунты в России №2. Степан Разин» http://www.redmediatv.ru/video.php?id=1534» (телеканал 365 дней ТВ).


Просмотр видеоматериала. Разрешение проблемы.

Подведение итогов. Домашнее задание

Вводная часть урока. Постановка проблемы
Ход урока

1.Вводная часть урока. Постановка проблемы.

  • Как назвали историки XVII век?

  • Почему этот период так называется?

  • Почему не было такого количества восстаний при Михаиле Федоровиче?

Три с лишним века не ослабевает интерес к противоречивой личности Степана Разина. О жизни атамана были сложены многочисленные легенды, сказания, песни. Историки анализируют бунт Стеньки Разина, а кинорежиссеры, писатели, поэты, художники в своих произведениях пытаются отразить мысли и чувства этого человека. Три песни о Стеньке Разине написал А. С. Пушкин. В конце XIX века популярной народной песней стало стихотворение Д. М. Садовникова «Из-за острова на стрежень», созданное на сюжет одной из легенд о Разине. По мотивам сюжета именно этой песни в 1908 году был снят первый российский художественный кинофильм «Понизовая вольница».

Наш урок сегодня будет посвящен, наверное, самой известной личности «бунташного» века - Степану Тимофеевичу Разину, атаману донских казаков. Мы попытаемся проникнуть в «загадочную русскую душу», понять, кто же он - Степан Разин, вождь самого крупного народного выступления «бунташного века»?

Нам поможет совершить путешествие в прошлое нашей страны видеоматериал телеканала 365 дней ТВ «Бунты в России № 2. Степан Разин" и ответить на вопрос «Восстание Степана Разина: беспощадный бунт или борьба с несправедливостью?».

2.Просмотр видеоматериала. Разрешение проблемы.

Видеоматериал можно использовать на уроке по данной теме по следующим причинам:

а) продолжительность программы составляет не более 25 минут;

б) тема урока «Восстание Степана Разина» несложная и материал легко усваивается обучающимися, поэтому 18-20 минут достаточно для разрешения проблемы, поставленной в начале урока;

в) во время просмотра видеоматериала целесообразно, чтобы обучающиеся заполняли «Дневник просмотра видеоматериала» (имеется у учеников, если учитель периодически использует видеоматериалы или фрагменты на уроках).

Примерный образец «Дневника просмотра видеоматериалов»:

Название видеоматериала

Производитель (правообладатель)

Дата просмотра

Жанр (очерк, спектакль, фильм, телепередача, учебный фильм и т.д.)

Краткое изложение видеоматериала

Оценка. Критика, вывод

Разрешение проблемы.

Обучающиеся выступают по различным аспектам проблемы:

Аспекты проблемы

Примерные ответы обучающихся

Причины восстания Степана Разина

В дореволюционной историографии (желание беднейшей части казачества погулять за чужой счет и «добыть себе зипунов»).

В советской историографии (обострение классовых противоречий и резкое усиление крепостного права).

В видеоматериале (гибель старшего брата Ивана Разина, свободомыслие, борьба с несправедливостью и чиновничьим произволом).

Социальный состав участников восстания Степана Разина. Причины, подтолкнувшие к выступлению каждую социальную группу.

Усиление крепостного права привело к тому, что на Дону скопилось много беглых крепостных крестьян (голытьбы), которые были недовольны политикой правительства, планировавшего подчинить казаков закону. Движение вначале было чисто казачьим и носило грабительский характер. Затем присоединились крестьяне Поволжья, которые убивали своих помещиков. Городские низы только отчасти участвовали в восстании Степана Разина.

Основные этапы восстания Степана Разина

Использование анимированной карты «Восстание Степана Разина».

1667-1669 – «поход за зипунами»;

1670-1671 – восстание в Поволжье

Степан Разин – самый популярный вождь народного восстания.

Обучающиеся на основании информации просмотренного материала отвечают:

а) имидж (внешний вид, сверхъестественная сила);

б)сравнение с Емельяном Пугачевым (последние дни жизни, поведение во время казни, судьба любимых женщин).


Каким было бы будущее России в случае победы Степана Разина.

В программе восставших («прелестные письма») не было новых форм государственного устройства, образцом являлось самоуправление (казацкий круг, т.к. движущей силой восстания были казаки), без царских воевод и предполагался дележ имущества бояр.



3.Подведение итогов. Домашнее задание.

Обучающиеся делают вывод, отвечающий на поставленный в начале урока вопрос:

Восстание Степана Разина: беспощадный бунт или борьба с несправедливостью?

(Бунт имел смысл, потому что не дал народу забыть свободу, но волю участники восстания понимали как вседозволенность и безответственность. Монархическое сознание восставших было направлено против царских воевод, увеличившегося количества чиновников, приказной волокиты, а не против царя).

Что нового Вы узнали на уроке?

Какие моменты урока Вам запомнились?

Достаточно ли полными и правильными были выступления участников обсуждения проблемы?

Домашнее задание.

Составьте кроссворд «Восстание Степана Разина».

Требования к оформлению кроссворда: 3-5 слайдов, рисунки выполняются в графических редакторах Paint, Adobe Photoshop. Презентации в форме кроссворда выполняются в редакторе офисного пакета Microsoft Office (Power Point). Работа должна обязательно включать: