Главная страница

"Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся"


Скачать 163.2 Kb.
Название "Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся"
Дата 14.02.2016
Размер 163.2 Kb.
Тип Документы

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя биологии МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Конаковой Е.С.

Педагогическая проблема –

  • "Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся"

Актуальность

Современному обществу, все больше нужны образованные инициативные и предприимчивые люди. Люди могущие принимать решения с учетом возможных результатов и последствий как для себя, так для общества и страны.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

В документах ФГОС сформулированы требования к учителю, в том числе -

  • уметь выбирать и использовать современные образовательные технологии,

  • использовать технологии оценки,

  • использовать современные технологии проектирования образовательной среды»

Теоретическое обоснование.

Активизация познавательной деятельности обучающихся - процесс и результат стимулирования активности детей. Активность ребенка в обучении это вид деятельности сопровождающийся высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний  и умений, а так же характеризующийся результативностью. Такому Виду деятельности способствуют применение современных образовательных технологий. Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Практическая значимость.

В образовательном процессе невозможно следовать какой - то одной технологии. Урок - чем он разнообразнее, тем эффективнее. Применение современных образовательных технологий позволяет внести это разнообразие в деятельность обучающихся на уроке и внеурочной деятельности, и , тем самым, активизировать познавательную деятельность.

Прежде чем выбрать и использовать образовательные технологии, необходимо их изучить. Последние несколько лет это и стало темой моей педагогической деятельности.

"Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся".

Ведущая педагогическая идея - активизации познавательной деятельности обучающихся, развитие ученика через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, получаемого с применением разнообразных методов и приемов, как важного источника собственного развития.

Концептуальность

Включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Ориентация на развитие не означает отказ от формирования знаний, умений и навыков, без которых невозможно обеспечить самоопределение личности и создать условия для ее самореализации.

Цели и задачи

Цели:

  • расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования технологий обучения и воспитания для активизации познавательной деятельности обучающихся;

Задачи:

  • расширение и углубление знаний в отношении разных образовательных технологий;

  • овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;

  • выявление наиболее эффективных образовательных технологий в условиях современной малокомплектной школы;

  • учет результативности отдельных этапов процесса обучения;

  • создание базы для реализации творческого потенциала обучающихся, для возможности использования ими приобретенных знаний и умений в повседневной жизни;

  • укрепление здоровья и физического развития школьников;

  • повышение общекультурного уровня; использование приобретенных знаний и умений для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биоисследований;

Теоретическая база

Этапы накопления и систематизации опыта

Работа по данной теме началась в 2011-2012 у.г. после прохождения курсов повышения квалификации «Современные технологии в обучении биологии и химии» на базе МРИО. Данные курсы повышения квалификации придали импульс в выборе направления работы над методической темой.

1 этап - подготовительный.

Изучение литературы по данной теме.

Консультации со специалистами в данной области.

Выбор образовательных технологий приемлемых для применения в условиях нашей школы.

2 этап - внедренческий

Апробация и внедрение.

Подведение итогов.

3 этап - завершающий

Обобщение, внедрение и распространение опыта.

4 этап - Анализ и прогнозирование
Среди множества педагогических технологий мной были выбраны те, которые (на мой взгляд) более других подходят для широкого использования в нашей школе.

Проектно - исследовательская технология

В основе технологии лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся. Учебный проект как элемент творчества учащихся, сегодня рассматривается в виде одной из органичных составляющих современных педагогических технологий. По определению А.А. Хромова, метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной и имеющего практическую значимость.

Умение решать проблемы необходимо для самостоятельной познавательной деятельности. Это умение предполагает также и умение использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного обучения. Поэтому метод учебного проекта дает возможность вооружить ученика способами, приемами такой деятельности, то есть научить его учиться.

В современном обвозовательном процессе проекты обязательны для выполнения учащимися. В своей работе я использую коллективную, групповую и индивидуальную работу над проектами. Публичная защита является очень важной частью работы по методу проектов, именно она позволяет учащимся обобщать и систематизировать знания, полученные в ходе работы. Так проект «Покормите птиц зимой» был выполнен группами и индивидуально. Лучшие работы были отправлены на межрегиональный конкурс и работа Фатькина Р. И Трушкова А. высоко оценена организаторами конкурса (2 место), Исследовательский проект Тютьковой О. «Солдатская родословная» учавствовал в муниципальном конкурсе ЦДО, а исследовательский проект Конаковой Зои, который она выполняла в рамках ГПД отправлен на Всеросийский конкурс «Грани науки».

Технологии ИКТ

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и, по настоящему, современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Уроки с применением компьютера составлены таким образом, что каждый обучаемый работает в соответствующем ему индивидуально-психологическом темпе, что делает атмосферу на уроке комфортной.

Примером использования информационно-коммуникационных технологий в обучении это создание и использование собственных образовательных ресурсов (презентации к урокам и внеурочной работы, тесты в тестовой оболочке), вовлечение обучающихся в создание ИКТ проектов, использавание электронных учебников и лабораторных практикумов, возможности сети интернет для дистанционной работы с обучающимися – мой персональный сайт kes.edurm.ru, сайт «Решу ЕГЭ», ГлобалЛаб –виртуальная обучающая среда - сайт www.globallab.ru, дистанционные конкурсы, олимпиады и др.

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение - по И.Я. Лернеру - это такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала. Из этого определения следуют два вывода:

  • проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем;

  • для решения этих проблем учащимися необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.

Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы:

  • при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;

  • при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу;

  • при контроле знаний (творческое применение знаний).

Проблемное обучение основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения:

  • создание проблемной ситуации;

  • формирование гипотез разрешения;

  • проверка решения с систематизацией полученной информации.

Главное условие – наличие мотивации учащихся.

Примеры используемых проблемных вопросов:

  • В спальне не рекомендуется разводить много комнатных растений, так как при этом ухудшается кислородный режим в помещении. Но известно также, что растения при фотосинтезе выделяют кислород, обогащая им окружающий воздух. Не противоречат ли эти факты друг другу? Почему?

  • Развитие с полным превращением гораздо более длительное, чем с неполным превращением. Почему так много насекомых имеет розвитие с метаморфозом?

На тему «Развитие животных с превращением и без превращения» мной был дан открытый урок в рамках районного конкурса «Учитель года» в апреле 2014г.

С проблемного вопроса так же началось публичное выступление - «Самый большой орган человека» в рамках того же конкурса.

Оптимальность и эффективность средств

Эффективность практического применения разнообразных форм и методов образовательных технологий, позволяет добиваться поставленной цели, позволяет активизировать внимание обучающихся и их познавательную активность, способствует развитию и формированию творческих способностей детей.

Результативность

Краткосрочные результаты:

  • Приобретение знаний в отношении применения образовательных технологий в малокомплектной школе;

  • Выявление и внедрение наиболее эффективных образовательных

технологий в условиях современной малокомплектной школы;

  • создание методических разработок;

  • знакомство с краеведческим материалом;

  • создание проектов учащимися;

Долгосрочные результаты:

  • совершенствование профессионального педагогического мастерства;

  • повышение эффективности образовательного процесса.

  • развитие социальных и коммуникативных компетенций учащихся, через внеурочную деятельность, а также проектную деятельность.

  • достижение уровня экологической образованности, соответствующего потенциалу учащихся, через развитие интереса к краеведческому материалу, повышения природоохранной мотивации;

  • овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности;

  • укрепление здоровья и физического развития школьников;

  • повышение общекультурного уровня; использование приобретенных

знаний и умений для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью;

  • убежденность в возможности познания закономерностей природы,

необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • повышение уровня заинтересованности предметом, уровня и качества знаний;

  • победы и призовые места учеников на конкурсах, олимпиадах разного уровня.

Было проведено анкетирование среди учащихся 5-9 классов. Результаты анкетирования:

ставят своей целью узнать новое – 72% учащихся;

узнать сверх программного материала, «чего не пишут в учебниках» - 32%;

хотят получить хорошую оценку – 80%;

хотят проявить себя и проверить свои возможности – 32% учащихся. .





уровень бученности







качество


На протяении 3 последних лет нет снижения качества знаний.

Динамика результативности деятельности



Показатели


Значения показателей

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся


%

Кол –во уч-ся

%


Уровень обученности

23

100

21

100

22

100


Качество знаний учащихся по предмету


13


56


13


62


14


64

Кол-во уч-ся, принимавших участие в предметных олимпиадах школьного уровня (свод проводится без учета учащихся 5 кл.)


8


42


10


53


13


76

Кол-во уч-ся, принимавших участие в предметных олимпиадах муниципального уровня


2


9


3


14


3


14

Кол-во уч-ся, принимавших участие в предметных олимпиадах регионального уровня и российского уровня


-


-


-


-


-


-

Кол-во уч-ся, принимавших участие в дистанционных предметных олимпиадах и конкурсах российского уровня



10



43



10



47



13



60

Кол-во творческих работ уч-ся по предмету (проектов, исследований и др.)


31


25


31


30


36


38

Достижения во внеурочной работе по предмету.

Мероприятие

Учебный год

Фамилия, имя

Уровень мероприятия

Результат

/подтверждающие документы

Проектная деятельность в сотрудничестве с ФГБУ «Мордовский государственный заповедник им.Смидовича П.Г.

Конкурс презентаций «Покормите птиц зимой!» - ФГБУ «Мордовский государственный запо-ведник им.Смидовича П.Г.»

2011-2012

Фатькин Роман


Межрегиональный


II место/

Грамота


Конкурс презентаций - Покормите птиц зимой! ФГБУ «Мордовский государственный запо-ведник им.Смидовича П.Г.»

2011-2012

Трушков Алексей

Межрегиональный


II место/

Грамота

Конкурс - Покормите птиц зимой! ФГБУ «Мордовский государственный запо-ведник им.Смидовича П.Г.»

2011-2012


Конакова Зоя

Межрегиональный


Участие/

Диплом

Конкурс - Зимний лес. ФГБУ «Мордовский государственный запо-ведник им.Смидовича П.Г.»

2012-2013

Четырев Александр

Лисина Елена

Тютькова Оксана


Межрегиональный


Участие/

Дипломы

Конкурс - Зимующие птицы Мордовии. ФГБУ «Мордовский государственный запо-ведник им.Смидовича»

2013-2014

Четырев Александр

Тютькова Оксана



Межрегиональный


Участие/

Дипломы

Проектно-исследовательская деятельность

Конкурс проектно-исследовательских работ «Грани науки» ЦДПУ Академия педагогики

2014-2015

Еонакова Зоя

Всероссийский

Участие

Конкурс проектно-исследовательских работ

2010

Тютькова Оксана

Муниципальный

Участие/грамота

Дистанционная международная олимпиада

«Инфоурок»

2014-2015

Конакова Зоя
Трушкова Екатерина
Елисеева Анастасия
Ивахин Надежда
Топазова Анастасия

Международный

Победитель /Диплом

I степени

Победитель /Диплом

I степени

Победитель /Диплом

I степени

Победитель /Диплом

I степени

Призер/ Диплом

III степени

Всероссийские игровые конкурсы

«Человек и природа » по предмету Естествознание




Конакова Зоя

Тютькова Оксона

Всероссийский

3 место / Диплом

2 место / Диплом

Дистанционная всероссийская олимпиада

«ФГОС тест»

по предмету биология


2013-2014



Конакова Зоя
Трушкова Екатерина

Всероссийский


1 место в регионе

8 место в РФ/ Диплом

4 место в регионе

29 место в РФ/ Диплом

«Олимпус»

по предмету биология

2013-2014


Конакова Зоя

Трушкова Екатерина

Всероссийский


4 место/Диплом

9 место/Диплом

Обобщение и распространение опыта

Обобщение и распространение опыта работы на муниципальном уровне:

  • Принимала активное участие в работе районных семинаров учителей предметников.

  • Открытый урок «Развитие животных с превращением и без превращения» в рамках районного конкурса «Учитель года» апрель 2014г.

  • Выступление на круглом столе в рамках районного конкурса «Учитель года» апрель 2014г.

  • Публичная презентация - «Самый крупный орган человека» в рамках районного конкурса «Учитель года» апрель 2014г.

Обобщение и распространение опыта на республиканском уровне

  • Публикация на Педагог13ру (soc.edurm.ru/users/kes)

  • Публикация на персональном сайте (kes.edurm.ru) и сайте школы (kushki.edurm.ru)

Обобщение и распространение опыта на всероссийском уровне

  • Являюсь активным членом сетевых педагогических сообществ

http://nsportal.ru; http://www.prodlenka.org, pedsovet.org, pedakademy.ru

размещаю публикации на сайтах этих сообществ.


Учитель биологии __________________ Конакова Е.С.

МБОУ «Кушкинская ООШ»