Главная страница

«Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы»


Скачать 0.64 Mb.
Название «Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы»
страница 3/3
Дата 24.02.2016
Размер 0.64 Mb.
Тип Документы
1   2   3
Глава I.

Жаргон - социальная разновидность языка

История жаргона насчитывает далеко не десятки лет, и даже не столетия, а тысячелетия. Изучение древнерусских памятников заставляет прийти к выводу, что и в те далекие времена, когда русский только зарождался, уже существовал жаргон. Для начала определим, что же такое жаргон.

В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» дается следующее определение:

«Жаргон (франц. jargon) - разновидность речи, используемая преимущественно в устном общении отдельной относительно-устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии (жаргон программистов), положения в обществе (жаргон русского дворянства в XIX веке), интересов (жаргон филателистов) или возраста (молодежный жаргон)». Иногда термин «жаргон» применяют для обозначения искаженной неправильной речи. Поэтому в собственно - терминологическом смысле его часто заменяют терминами сленг, арго. «Арго (франц. argot) - особый язык некоторой, ограниченной профессиональной или социальной группы, состоящей из произвольно избираемых видоизменяемых элементов одного или нескольких естественных языков. Чаще употребляется в узком смысле, обозначая способ общения деклассированных элементов, распространенных в среде преступного мира». Именно в последнем значении мы будем использовать этот термин в нашей работе.

Проникновение жаргонизмов на радио и телевидение, в рекламу и кинематограф, в повседневную речь, расширение социальной и возрастной базы жаргонов, прежде считавшихся корпоративными, стало предметом изучения социологов, психологов, педагогов и лингвистов. Общую характеристику данного слоя русской речи дают ученые в лингвистических словарях, в учебниках. Наблюдая за развитием языка, В.В. Виноградов, Н.М.Шанский, Л.П.Крысин прослеживают пути проникновения жаргонизмов в литературный язык.

Все эти работы подчеркивают интерес отечественных языковедов к жаргону, в том числе молодежному как часто употребляемому средству в речи школьников.

Виды жаргона.

Ученые выделяют несколько разновидностей жаргона. Один из них - профессиональный жаргон.

По своему социальному и коммуникативному статусу он отличается от других подсистем русского национального языка одной существенной особенностью: носители этого жаргона владеют также какой-либо другой подсистемой - языком общелитературным, диалектом, специальным подъязыком. Они как бы «двуязычны»: в профессиональной среде, для целей непринужденного профессионального общения они используют жаргон, принятый у людей данной профессии, а вне этих ситуаций пользуются иными языковыми средствами, чаще всего литературным языком, реже - диалектом или просторечием.

Итак, профессиональные жаргоны - одно из активно используемых коммуникативных средств современного общества. По мере все большей специализаций науки, техники и производства происходит дальнейшая дифференциация жаргонов (например, жаргон программистов отличается значительным своеобразием от жаргонов, используемых в других направлениях математики). Вместе с тем интегративные, объединительные процессы, характерные для развития современного русского языка в целом, способствуют взаимному сближению и взаимовлиянию разных профессиональных жаргонов и выходу профессионализмов за пределы узкопрофессиональной среды в просторечие и литературный язык.

Следующая разновидность, которую выделяют ученые, - групповой жаргон.

Под групповыми жаргонами понимаются языковые образования, основанные на социальном обособлении

людей.

В современном обществе роль групповых жаргонов невелика - она значительно меньше, чем коммуникативная роль литературного языка и профессиональных жаргонов. Например, достаточно хорошо развитое в дореволюционном прошлом нищенское арго в советское время сузило, а затем и полностью утратило свою социальную базу; арго беспризорников, впитавшее в себя многие элементы блатного жаргона и бывшее довольно активным в 20-е годы, сейчас не имеет своих носителей.

Однако если обратиться к такому языковому образованию, как «воровское арго», то надо отметить значительные преобразования, происшедшие в этом арго в 30-50-е годы XX века. Прежде всего, это расширение и обновление его словаря, и, во-вторых, приобщение к нему политических заключенных, которыми были переполнены сталинские лагеря и тюрьмы. По сути дела, воровское арго, которое раньше имело довольно узкий и при этом совершенно определенный круг носителей, превратилось в тюремно-лагерный жаргон.

В современных условиях тюремно - лагерный жаргон находит себе новую среду обитания: им активно пользуются такие социальные группы, как мафиози, дельцы подпольного бизнеса, спекулянты, наркоманы и т.д. кроме того, через просторечие, через молодежный жаргон элементы тюремно-лагерного языка проникают в устную интеллигентскую речь, где они используются в качестве экспрессивного, стилистически отмеченного средства. Например, слова типа капать, стучать в значении «доносить», качать права «настаивать на чем-либо» и т.д.

Сравнивая функционирование современных групповых жаргонов с функциональными свойствами сходных подсистем в прошлом, надо подчеркнуть, что говорящих на арго, сейчас нет. Есть люди и группы людей, которые при внутригрупповом общении используют элементы арго - лексические и фразеологические.

Молодежный жаргон.

Следующая разновидность жаргона - молодежный.

Прежде всего, уточним социальный и возрастной статус носителей молодежного жаргона. На этот счет имеется несколько точек зрения. «Носители молодежного жаргона, - считает Л.П.Крысин, - учащаяся и рабочая молодежь (студенты, школьники, молодые рабочие), отчасти молодая техническая и гуманитарная интеллигенция в возрасте примерно от 22-23 до 33-35 лет» Е.Г.Борисова считает носителями жаргона молодых людей от 14 до 25-30 лет. Примерно тот же возраст называет и М.М Копыленко, автор книги «Социально-корпоративная лексика».

Имеющиеся исследования свидетельствую о том, что носителями молодежного жаргона сейчас являются лица от 6-7 (со времени начала учебы в школе) до 35 (возрастная граница представителей неформального объединения хиппи), т.е. учащиеся, рабочая молодежь, молодая интеллигенция, солдаты и матросы срочной службы, а также неформальные группировки (панки, хиппи и другие), конечно, мы учитываем, что в речи самых юных носителей количество жаргонизмов незначительно, но с каждым годом обучения в школе их объем увеличивается, и уже к 7 классу подростки осваивают школьный жаргон, перенимая его от старшеклассников.

В работах по социолингвистике принято различать общемолодежный и специализированные молодежные жаргоны.

Жаргоны молодежи различаются и по Своей экспрессии: одни из них очень грубы, агрессивны, в других преобладает юмор. В некоторых специализированных молодежных жаргонах арготизмов немного (например, в студенческом), в других же они преобладают (например, в жаргоне хулиганствующей молодежи).

Из всех социально-групповых разновидностей языка молодежный жаргон наиболее значим социально: им пользуются достаточно многочисленные группы носителей языка, элементы его во множестве проникают в литературную речь. Активно пользуются этим жаргоном студенты, школьники, рабочая молодежь. Столь неоднородный состав носителей жаргона отражается в его лингвистической неоднородности; в нем существуют разновидности: студенческий, школьный, рабочий жаргоны, которые во многом совпадают, имея специфические слова и обороты лишь для обозначения учебного или производственного процесса, некоторых особенностей быта указанных групп, их отношение к слову. Лингвистическая сущность всех этих разновидностей молодежного жаргона одна: игра со словом и в слово, метафоризация словесных значений с целью создания экспрессивных, эмоционально окрашенных средств языкового выражения.

Подобно людям, владеющим профессиональными жаргонами, носители молодежного жаргона «двуязычны»: в своей среде они пользуются жаргонными средствами, в общении же с «посторонними», в официальных и нейтральных ситуациях переходят на литературный язык. Однако, в отличие от профессиональных жаргонов, молодежный жаргон предназначен в основном для обозначения не каких-либо специальных понятий и явлений, имеющих место в вузе или школе, а таких понятий и явлений, которым соответствуют устойчивые и регулярные обозначения в литературном языке.

Одной из характерных черт молодежного жаргона является постоянное обновление лексических средств, быстрая их сменяемость. При этом в разные периоды процесс обновления идет разными путями. Например, в 20- е годы молодежный жаргон вобрал в себя многие элементы воровского арго, в 70-е заимствовал слова из арго музыкантов; обновление же современного молодежного жаргона 80-ых шло в значительной степени путем заимствования английской лексики.

Вследствие того, что носители молодежного жаргона составляют многочисленный и социально активный слой в структуре современного общества, его элементы проникают в другие подсистемы русского языка, в частности в просторечие, в устную разновидность литературного языка, в публицистику. Поэтому в последнее время лингвисты справедливо говорят о жаргонизации интеллигентской речи.

В последние два десятилетия в общемолодежный жаргон переходят арготизмы, связанные с понятиями воровской чести, например, «модное» слово разборка. Из молодежного жаргона оно «перекочевало» уже в публицистический стиль со значением «выяснение отношений между политическими группировками» (в арго первоначально - «групповое обсуждение поведения профессионального преступника», позднее - «выяснение отношений между враждующими преступными группировками»).

Большое распространение в молодежной среде имеют арготизмы - оценки. Это связано с тем, что слова- оценки в большой степени, чем любые семантические группы молодежного жаргона, подвержены речевой моде: мирово, железно, классно, клево, потрясно и т.д.; также законно (связано со словосочетанием вор в законе) и современные атасно, стремно.

Что же касается арготизмов учащейся молодежи - это в основном «наследство» общеуголовного и тюремного арго. Часть из них изменили свои значения и в лексике учащейся молодежи стали обозначать реалии, связанные со сдачей экзаменов и оценками: завалить, завалиться «не сдать экзамен, зачет», заваливать «умышленно ставить неудовлетворительную оценку» (в арго завалиться - «быть обнаруженным; попасться с поличным») (вероятно, здесь произошло наложение арготического слова на молодежное провалить (экзамены), провалиться), засыпаться «не сдать экзамен, зачет» (также «попасться на использовании шпаргалок»; есть и общемолодежное значение этого слова - «попасться при совершении плохого поступка»). Слово слизать «списать» перешло из арго мошенников (в арго 20-х годов - «совершить аферу»).

Иногда учебное заведение называется так же, как и места лишения свободы: зона «школа», бессрочка «специализированное училище для детей до 14 лет» (в арго - «воспитательно-трудовая колония»).Ученые- лингвисгы Скворцов Л.И., Борисова Е.Г., Грачев М.А., признавая экспрессивность жаргонизмов, выражают озабоченность тем, что язык молодежи сильно криминализирован, и это не может не волновать общество.

Глава II.

Общая характеристика языка СМИ на современном этапе.

Все мы живем в информационной среде, оказывающей большое влияние на каждого человека. Восприятие нами информации зависит не только от ее смысла и сути, но и от эмоциональной и нравственной окраски, т.е. того фона, который создают СМИ. Силу их воздействия на общество в наше время трудно переоценить.

Оказавшись в зоне абсолютного влияния масс-медиа, люди, вольно или невольно, слепо или сопротивляясь, тем не менее ориентируются на их язык как образец для подражания. И, пожалуй, сегодня уже ни у кого нет сомнений в том, что именно этот язык играет особую роль в формировании речевой культуры общества.

Но звучащее слово, которое способствовало формированию культуры речи детей и взрослых, ушло в прошлое. Теперь люди старшего поколения с ностальгией вспоминают голоса дикторов и актеров, прошедших школу постановки речи, замечательные передачи литературно-драматического вещания, транслировавшиеся по радио и на ТВ.

Очевидно, что говорить на хорошем русском языке могут далеко не все, сейчас не хватает грамотных дикторов и редакторов, журналистов и корректоров. Действительно, по данным Министерства печати, в настоящее время в России издается около 50 тыс. средств массовой информации, в том числе электронных, но только в 30% из них работают люди, имеющие высшее журналистское образование. На языке современных СМИ сказывается и отсутствие хорошей подготовки по русскому языку и литературе в школе, и отсутствие иммунитета против захлестнувшей страну лавины жаргонизмов, арготизмов, ненормативной лексики (что уже само по себе - свидетельство низкой культуры общества).

Жаргонизмы в современной газетной публицистике

Сегодня лингвистов волнует и еще одна проблема: насколько уместно и правильно употребление жаргонизмов в средствах массовой информации, как должна строиться речевая политика. Одним из элементов современной речи является общий жаргон. Под этим термином подразумевается употребление слов, используемых в средствах массовой информации и в речи образованных слоев населения.

Жаргонизмы все реже поясняются в газетных текстах, «... то, что не требуется их «перевод» на литературный язык, означает, что они, если еще и не вошли, то уже ворвались в речевой обиход образованного общества».

В настоящее время в газетной публицистике широкое распространение получили

  • слова молодежного жаргона: фэн, фан, фен (поклонник); крутой, классный (отличный, яркий); блин (восклицание, заменяющее непристойную брань) и др.;

  • слова уголовного и лагерного жаргонов: дело, работа (преступление); крыша (прикрытие со стороны преступной группировки); левый (незаконный, приобретенный нечестным путем);

  • слова жаргона наркоманов: травка (наркотики, получаемые из растений); ломка (наркотическое голодание); ловить кайф, балдеть (получать наркотическое опьянение) и др.;

  • слова компьютерного жаргона: железо (компьютер); мозги^память); грузить (вводить в компьютер некую программу) и др.

В основном жаргоны уголовников и наркоманов используются в газетных публикациях на криминальную тему, но для выразительности и в статьях об экономике и политике. Журналисты считают, что броская метафора по сравнению с нейтральными словами более привлекает внимание читателя, одновременно активируя потенциальную информацию и оттенки, заложенные в исследуемых словах. Тем самым она, с одной стороны, показывает влияние криминальной среды на психологию, речевую культуру горожан, но с другой - использование данных жаргонизмов в газетной лексике еще больше вводит их в повседневный речевой обиход.

О злословии в заголовках к текстам СМИ.

Важную роль в СМИ стало играть злословие. Активное его использование в текстах СМИ целенаправленно разрушает этические нормы и принципы.

Любая публикация несет в себе авторское отношение к происходящим событиям. Автор, используя злословие, получает в руки мощное оружие. Используя его не по назначению, он действует негативно на сознание читательской аудитории, на ее психоэмоциональное состояние, разрушая позитивность в восприятии действительности и превращая позитивное в негативное.

Рассмотрим случаи употребления злословия в заголовках к текстам. В журналистике заголовку уделяется очень большое внимание, так как, во-первых, он передает в сжатой форме основное содержание текста, во-вторых, служит средством привлечения внимания читателя, с чем связана его особая выразительность, образность и даже иногда экспрессия, которые порой задают тон всей публикации.

Газетных материалов, где основную скандальную нагрузку несут заголовки, довольно много, и злословие здесь представлено в двух формах: открытой или скрытой.

Скрытое злословие в заголовках можно выявить только при сопоставлении содержания заголовка с самим текстом статьи, специальные языковые средства в данном случае существенной роли не играют.

Итак, в ходе работы было выяснено, что средства массовой информации, превратившись в одну из основных сфер речепользования, сегодня, с одной стороны, отражают общее состояние языка, а с другой - во многом определяют его характер и свойства.

Язык - неотъемлемая часть духовной культуры народа, и СМИ не смогут выполнять присущие им просветительские, образовательные и воспитательные функции, общаясь со своей аудиторией с намеренными нарушениями речи.

Именно консерватизм языковой нормы позволит русскому литературному языку быть той силой, которая объединяет носителей языка и на огромных просторах нашей страны, и за рубежом.

Глава III.

Лингвистическое исследование речи школьников.

Проблема использования жаргонизмов школьниками исследовалась мною экспериментальным путем. Учащимся 6-х, 8-х и 11-х классов Новотроицкой средней общеобразовательной школы была предложена анкета, целью проведения которой было следующее:

  • определить круг наиболее употребляемых жаргонизмов в речи учащихся;

  • определить мотивы употребления жаргонизмов в речи;

  • определить отношение учащихся нашей школы к жаргонным словам, употребляемым ими в речи;

  • выявить наличие и отсутствие стремления обойтись без жаргонизмов.

Количественная и возрастная характеристика респондентов отражена в таблице № 1.

Анализ анкеты позволил выделить наиболее распространенные в речи школьников жаргонизмы:

  1. Существительные: лох, чувак, овца, олень, тормоз, чайник, бабки, видак, телик, ящик, тема, прикид, прикол, параша, тачка, музон, капуста, косяк, харя, салют, молоток, базар, пятак, винт, лаве, техника, фигня, понт, тело, черт, столовка, хавка.

  2. Глаголы: отвали, не свисти, гонишь, рубать, хавать, колбаситься, базарить, отвянь, заколебал, забить, гуляй, кирдык, сгинь, прикинь, подгребай, мутить, офигеть, обалдеть, очуметь, зашибись, попутал, тусуйся, обломиться, грузить, приколоться.

  3. Наречия: клево, прикольно, офигенно, лафа, мощно, типа, потрясно, быренько, по фиг, сто пудов, привально, реально, ништяк, угарно, отстойно, фиолетово, влом.

  4. Устойчивые словосочетания и предложения: базара нет, я не в курсе, речи нет, елки- палки, твою дивизию, все тип-топ, чухай отсюда, ни фига себе, я валяюсь, ну ты, блин, даешь, базар фильтруй, да ты че.

Проанализировав значение жаргонизмов, я выделила тематические группы слов:

1. Наименования людей по профессии: училка, класс нуха, мусор, мент.

  1. Наименование людей по родству: предки, пахан, браток, родаки, сеструха, Маман.

  2. Бытовая техника: ящик, видак, видик, телик, комп, труба, дибильник.

  3. Пища и процесс её поглощения: хавка, хавчик, хавать, рубать, точить.

  4. Обозначение людей по качеству их характера: овца, мышь, крыса, собака, лось, вольтону-

тый, ботаник, лох, тормоз, шестерка, бивень, бич, чурка, дятел, козел, кобыла, ушлепок, чмо, чапа,

мразь, редиска, сволочь.

  1. Деньги: бабки, зелень, бабло, лаве.

  2. Состояние, оценка: клево, ништяк, офигенно, прикольно, стебово, угарно, отстойно.

Собранный материал заставляет задуматься над происхождением жаргонизмов. Мои наблюдения позволили сделать следующие выводы:

  • среди жаргонизмов есть слова, принадлежащие к нейтральной лексике, с новым переносным лексическим значением, например, клевый - хороший; крутой - очень хороший; тормоз - человек, который медленно соображает; липа, липовый - ненастоящий; капуста - деньги и т.д.;

  • переходят в жаргон технические термины, приобретая новые переносные значения, например, мобила - мобильный телефон; глюк - ошибка, незавершенность в компьютерной программе;

  • в молодежный жаргон переходят арготизмы: отстой, отстойный - плохой; ботаник - старательный ученик; лох, базар, туфта, хавка и другие.

Как показывают мои наблюдения, в жаргоне современного ученика много однокоренных новообразований: хавать, хавчик, хавка, хаванина, похавать; угорать, угар, пригорать, угарный; прикол, прикольный, прикольно, приколоться, приколист; офигеть, офигенно, офигенный; обалденно, обалденный, обалдеть и другие.

Нетрудно заметить, что большое распространение в ученической среде получили жаргонизмы –

оценки, наименования людей по родству, по профессии, качествам характера. Скорее всего это связано с тем, что эти группы слов в большей степени, чем другие семантические группы подвержены речевой моде. В целом можно констатировать, что использование большинства приведенных слов делает речь грубой, может обидеть или даже оскорбить собеседника.

Выборочный опрос учащихся выявил их отношение к употреблению жаргонизмов.

На вопрос, для чего употребляются жаргонизмы, школьниками были получены следующие ответы: (Приложение 2).

Таким образом, анализ ответов позволил подтвердить положения, данные в работах исследователей, о том, что основная причина появления молодежного жаргона состоит в желании, создать «свой» язык, организовать общение среди сверстников, в пристрастии к модным словечкам. Понимая, что жаргон засоряет речь, школьники вместе с тем «в минуты жизненных неурядиц прибегают к жаргону: на нем легче высказаться». Исходя из этого, можно предположить, что учащиеся употребляют жаргонизмы, потому что не видят образности в лексике литературного языка, сиюминутное конкретное эмоциональное отношение им легче выразить с помощью жаргонизмов. Вместе с тем нельзя не заметить, что именно старшие школьники воспринимают жаргонную лексику как сниженную или вульгарную и пользуются ею преимущественно в своем кругу. Эти данные подтверждают уже сделанные выводы о том, что молодежный жаргон является средством утверждения молодежи в жизни, он вызван стремлением создать свою, похожую на взрослую жизнь.

Результаты анкетирования позволяют подтвердить еще одну особенность молодежного жаргона, отмеченную исследователями. Очевидно, что значительную часть его составляют слова воровского арго. Например, параша, пацан, слизать, базар, хавка и другие. Причину такого «увлечения» лексикой преступного мира мы видим в конкретных социальных условиях, которые всегда воздействуют на язык и в первую очередь на его лексику. Разгул преступности, криминал, терроризм - эти страшные реалии современной России - определили активизацию арготической лексики, проникающей и в школьный сленг.

Кроме того, этот жаргон нашел отражение и в литературе: в произведениях В. Шаламова, В. Высоцкого, А. Солженицына. Возможно, это тоже способствует проникновению арготизмов в молодежный жаргон, в том числе школьный сленг.

Проведя опрос учащихся, я выявила, что большая часть их не осознает истоков возникновения некоторых жаргонизмов, употребляемых ими в речи. Работая над данной темой, я сама с удивлением обнаружила многие слова и выражения в словаре воровского арго.

Заключение

Итак, в работе я попыталась проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими жаргона. Мною выявлено, что жаргонизмы используются в речи учащихся разных возрастных групп. Как и любой жаргон, школьный служит для номинации, коммуникации, оценки. Его лексический состав неоднороден, от общеупотребительного отличается специфической лексикой и фразеологией.

Исследуя полученные в результате анкетирования материалы, нами установлено, что молодежный жаргон пополняется за счет переосмысления нейтральной и профессиональной лексики, заимствований арготизмов; выявлены ключевые слова, отличающиеся частотой употребления и богатством словообразовательных связей.

В работе исследованы причины употребления жаргонизмов в речи и отмечено, что учащиеся используют жаргон как экспрессивное средство выразительности, считая его модным и таким образом стремясь создать свой мир, отличный от взрослого.

Кроме того, мною установлено, что многие школьники относятся к жаргону как временному явлению в их речи, но немалая часть опрошенных или считает его необходимым в речи, или вообще не задумывается над качеством своей речи.

Вместе с тем мною отмечено: чем старше становятся школьники, тем осознанней относятся к своей речи, считая, что можно обойтись без жаргонизмов, и стараясь лишь иногда обращаться к этой разновидности речи.

Работая над темой «Влияние жаргонизмов на современное состояние русского языка», я пришла к выводу, что однозначно относиться к этому явлению нельзя, запрещать употреблять жаргонизмы бессмысленно (это не приведет в желаемому результату), но и невозможно не видеть опасной тенденции жаргонизации литературного языка. Поэтому школьникам, по моему мнению, необходимо научиться разграничивать различные по стилистической окраске лексические платы, правильно выбирать языковые средства, адекватные конкретной ситуации общения, учитывать при этом «фактор адресата», для чего необходимо не только знать нормы литературного языка, но и анализировать живую речь, развивать рефлексию на свою и чужую речь.

Глава IV Пути реализации проблемы.

Проведя исследования, я пришла к выводу, что необходимо искать пути решения данной проблемы. С чего же нужно начать? Я считаю, что самым главным фактором, влияющим на развитие ребенка и выбор социальных идеалов является семья. Так как 2008 год провозглашен «Годом семьи», то я искренне надеюсь, что государство, наконец, обратится лицом к проблемам семьи, а значит и общества в целом. Ведь здоровым общество будет лишь тогда, когда будут здоровыми наши, российские семьи. Попробую предположить, что можно предпринять, чтобы изменить ситуацию во многих современных семьях.

Считаю, что, прежде всего, необходимо создать так называемые институты Семьи. Что они могут представлять собой? Это образовательные учреждения, в которых будут получать семейное образование люди, которые решили завести семью. Ведь, порой многие проблемы возникают в семье от нашей психологической неграмотности. Конечно, было бы замечательно, если бы каждая семья имела своего семейного психолога, который мог бы своевременно оказывать психологическую помощь молодым и не только молодым родителям.

В результате исследования я обнаружила, что менее всего в своей речи употребляют жаргонных слов люди с высшим образованием. Поэтому считаю, что каждый из членов нашего общества должен получать достойное образование.

Фундамент образования закладывается в школе. Поэтому ей я отвожу одну из самых главных ролей. Каким образом можно решать проблему сохранения и активизации языкового эстетического идеала в современном обществе непосредственно в школе?

Для этого ведущие языковеды предлагают следующие виды работ:

Систематическая работа по формированию у школьников умения находить нужные примеры в образцовом и несовершенном текстах, оценивать использование речевых средств выразительности, создавать свои творческие работы;

Тщательный подбор дидактического материала;

Выразительное чтение текста;

Формирование умения составлять устное или письменное высказывание об эстетической стороне звучания слова;

Обращение к фольклору, высказываниям писателей, ученых, к анализу художественных текстов; Знакомство с минимум сведений об эстетических свойствах родного языка: благозвучие, богатство языковых средств, их выразительности, уместности употребления, примеры отступления от эстетической нормы.

Как я уже выяснила в своей работе, огромное влияние на формирование активного словаря молодежи оказывают средства массовой информации. Язык - неотъемлемая часть духовной культуры народа, и СМИ не смогут выполнять присущие им просветительские, образовательные и воспитательные функции, общаясь со своей аудиторией с намеренными нарушениями речи.

Именно консерватизм языковой нормы позволит русскому литературному языку быть той силой, которая объединяет носителей языка и на огромных просторах нашей страны, и за рубежом. В чем он состоит? Считаю, что дикторы телевидения должны придерживаться литературных норм русского языка. Необходимо ограничить выпуск программ, которые откровенно пренебрегают общечеловеческими принципами, в частности уродуют язык, засоряя его различного рода жаргонизмами.

Журналы и газеты тоже не всегда являются носителями идеалов русского языка. Поэтому я думаю, что необходимо и в прессе установить консерватизм языковой нормы. Недопустима продажа газет и журналов, нарушающих нормы русского языка, детям до 18 лет.

Но не надо забывать, что мы живем в обществе, которое тоже является носителем русского языка. Больший процент жаргонизмов человек черпает именно из того окружения, в котором он находится. Поэтому и в обществе необходимо провести ряд преобразований, которые, на мой взгляд, дадут положительные результаты. Я полагаю, что необходимо установить определенную систему штрафов за использование жаргонной лексики в общественных местах. Для молодежи предлагаю открыть интеллектуальные кафе, в которых они будут иметь возможность найти друзей по интересам, слушать музыку, обмениваться интересной информацией. И, конечно, недопустимо в данных заведениях использование ненормативной лексики.

Русский язык - один из красивейших языков на Земле. Сохранить его и передать потомкам в том виде, в котором мы унаследовали его у Пушкина, Толстого, Паустовского, Чехова, Горького, Достоевского - наша задача.

Тезисы

  1. Мы редко задумываемся над тем, что наш язык нуждается в сохранении. Изменения в жизни нашего общества, произошедшие за последнее время, произвели настоящую революцию и в языковой сфере. Расшатываются языковые нормы, разрушается единство и целостность литературного языка - в этом, на мой взгляд, заключается актуальность проблемы.

  2. Я проследила, как отражается данная проблема в маленьком селе, таком, как с.Новотроицкое. В речи населения наряду с нормативной лексикой значительную долю занимают арготизмы, жаргоны, сленг. Я задалась вопросами: характерны ли изменения, происходящие в современном русском языке, для языковой ситуации села Новотроицкое? Могут ли арготические явления оказать разрушительное воздействие на литературный язык?

  3. Цель моей работы: исследовать, какое влияние оказывают арготические явления на состояние современного русского языка.

В исследовании проблемы загрязнения языка арготическими явлениями я поставила перед собой следующие задачи: изучить историю вопроса о появлении жаргонов, арго и сленга в языке; исследовать язык отдельных произведений современной школьной и городской газет с целью определения степени засорения литературного словаря; провести социологический опрос школьников с. Новотроицкое по теме «Влияние жаргонизмов на современное состояние русского языка», проанализировать данные опроса; составить «Краткий словарь современной разговорной речи» на основе собранного языкового материала.

  1. Структура работы определяется следующими составляющими: история вопроса; причины появления арготических явлений в современном русском языке; исследование языка современных газетных статей; анализ социологического опроса школьников с. Новотроицкое.

  2. Теоретическая значимость моей работы состоит в исследовании проблемы засорения нормативного языка в отдельно взятом селе.

  3. Практическое значение работы вижу в составлении «Краткого словаря современных арготических явлений». Собранный языковой материал может быть использован в качестве учебного пособия по стилистике русского языка как учащимися, так и учителями.

  4. Я отметила, что в употреблении терминов «жаргон», «арго», «сленг» нет строгой последовательности и однозначности, как нет резких границ между обозначаемыми этими словами явлениями. Именно поэтому в исследовательской работе я использую обобщённый термин «арготические явления», имея в виду жаргонизмы, арго, сленг.

  5. В работе я отметила причины проникновения арготических явлений в нормативную речь: вхождение в публичную жизнь представителей социально непрестижных слоёв населения; отход в области социальной жизни от жестких канонов и норм советского прошлого; провозглашение свободы в общественно-политической и экономической сфере, в человеческих отношениях; миграционные процессы.

  6. В результате изучения языкового материала газетных статей, я пришла к выводу о том, что проблема проникновения арготических явлений становится актуальной и для средств массовой информации. Жаргоны, арго, сленг наряду с нормативной лексикой приобретают «права гражданства».

  7. Арготические явления оказывают сильнейшее влияние на нормативную речь жителей с.Новотроицкое. Это подтверждается данными социологического опроса. 80 % опрашиваемых используют жаргон, арго, сленг в речи, из них 46 % - ситуативно. Люди очень строго оценивают языковую ситуацию в современном обществе (34 % опрошенных считают, что ненормативная речь не должна звучать никогда), но не слишком строго относятся к собственной речи, допуская употребление не только жаргонов, но и ненормативной лексики.

  8. Уровень владения языком во многом зависит от образования и возраста людей, хотя образование не всегда является показателем образованности. Видна такая тенденция, что у людей с высшим образованием речь более грамотна, нормативна, чем у людей со средне-специальным и незаконченным средним образованием. И в желании овладевать нормами русского языка лидируют люди с высшим образованием, ответ «не задумывался над этим» у них встречается крайне редко.

  9. Моя работа не претендует на целостный охват проблемы проникновения арготических явлений в нормативную речь. В работе я не затрагивала такие языковые пласты, как профессиональный жаргон и просторечья. Изучение особенностей этих явлений может стать основой следующей работы.

  10. Проведя определенные исследования, я попробовала предположить, какие пути решения данной проблемы могут быть актуальными на сегодняшний день. Я пришла к выводу, что самым главным фактором, влияющим на развитие ребенка и выбор социальных идеалов является семья.

Огромное влияние на формирование активного словаря молодежи оказывают средства массовой информации.

Но не надо забывать, что мы живем в обществе, которое тоже является носителем русского языка. Больший процент жаргонизмов человек черпает именно из того окружения, в котором он находится. Поэтому и в обществе необходимо провести ряд преобразований, которые, на мой взгляд, дадут положительные результаты.

Библиография

  1. Борисова Е.Г. О некоторых закономерностях современного молодежного жаргона.

РЯШ.- 1981.- №3

  1. Виноградов В.В. История русского литературного языка. М., 1978.

  2. Грачев М.А. Арготизмы в молодежном жаргоне. РЯШ. 1996 №1.

  3. Грачев М.А. Новое в молодежном жаргоне. РЯШ.2005 № 5.

  4. Дешнова М.А. Литературная норма и практика разговорной речи.//РЯШ.- 1996.- №1.

  5. Еженедельная газета объединения педагогический изданий «Первое сентября», 2003, №20.

  6. Копорский С.А. О культуре языка и речи молодежи. Русская речь.-1991.- №1.

  7. Копыленко М.М. О семантической природе жаргонов. Социально-лингвистические исследования. М., 1976.

  8. Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка.- М: Наука, 1989.

  9. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

  10. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном.- М., 1989.

  11. Никитина Г.Г. Толковый словарь: М. ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003 г.

  12. Розина Р.И. Состояние и тенденции развития общего русского сленга 2000-2003 гг. «Русский язык».

  13. Скворцов Л.И. Что угрожает литературному языку? (Размышления о состоянии современной речи) РЯШ,- 1994,- №5.

  14. Современный русский язык. Социальная и функциональная дифференциация. Ин-Г русского языка В.В. Виноградова. М., 2003.

  15. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет.// РЯШ.- 1993.- №5.

  16. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык, Просвещение, 1981 г.

  17. Щербакова О.И., Бугаева Е.Т. Социально-корпоративная лексика. Словарь жаргона преступников.- Минск, Издательство Академия МВД, 1992.

  18. Энциклопедия для детей: Языкознание. Русский язык. М., 1998. Т. 10.

  19. Гусельникова Н.И. Журналистика и культура русской речи. № 3. 2005.


Приложения.

Таблица №1

Количество школьников, принимающих участие в анкетировании.


c:\users\admin\appdata\local\temp\finereader11.00\media\image1.jpeg



Таблица №2 Для чего вы употребляете жаргонизмы в речи?





б класс

8класс

11 класс

Модно, современно

1

1

1

Нужны в речи для связи слов

2

1

1

Помогают преодолеть недостаток слов

0

0

1

Делают речь понятнее для друзей

7

6

7





Анкета для молодежи

  1. Напишите известные вам жаргонные слова.

  2. Подчеркните те, которые вы употребляете наиболее часто.

  3. Для чего вы их употребляете?

а) Считаете, что модно, современно.

б) Нужны в речи для связи слов.

в) Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.

г) Делают речь понятнее для друзей.

д) Что-то другое.

  1. Могли бы вы обойтись без них?

а) Да.

б) Нет.

в) Не думал об этом.

  1. Стараетесь ли вы обойтись без них?

а) Да.

б) Нет.

в) Не думал об этом.

  1. Как вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи?

а) Да.

б) Нет.

в) Не думал об этом

c:\users\admin\desktop\новая папка (2)\001 (16).jpg

c:\users\admin\desktop\новая папка (2)\001 (7).jpg

Словарь жаргонизмов

Существительные: лох, чувак, овца, олень, тормоз, чайник, бабки, видак, телик, ящик, тема, прикид, прикол, параша, тачка, музон, капуста, косяк, харя, салют, молоток, базар, пятак, винт, лаве, техника, фигня, понт, тело, черт, столовка, хавка.

Глаголы: отвали, не свисти, гонишь, рубать, хавать, колбаситься, базарить, отвянь, заколебал, забить, гуляй, кирдык, сгинь, прикинь, подгребай, мутить, офигеть, обалдеть, очуметь, зашибись, попутал, тусуйся, обломиться, грузить, приколоться.

Наречия: клево, прикольно, офигенно, лафа, мощно, типа, потрясно, быренько, по фиг, сто пудов, при- вально, реально, ништяк, угарно, отстойно, фиолетово, влом.

Устойчивые словосочетания и предложения: базара нет, я не в курсе, речи нет, елки-палки, твою дивизию, все тип-топ, чухай отсюда, ни фига себе, я валяюсь, ну ты, блин, даешь, базар фильтруй, да ты че.

Тематические группы слов:

1. Наименования людей по профессии: училка, класс нуха, мусор, мент.

  1. Наименование людей по родству: предки, пахан, браток, родаки, сеструха, Маман.

  2. Бытовая техника: ящик, видак, видик, телик, комп, труба, дибильник.

  3. Пища и процесс её поглощения: хавка, хавчик, хавать, рубать, точить.

  4. Обозначение людей по качеству их характера: овца, мышь, крыса, собака, лось, вольтону-

тый, ботаник, лох, тормоз, шестерка, бивень, бич, чурка, дятел, козел, кобыла, ушлепок, чмо, чапа, мразь, редиска, сволочь.

  1. Деньги: бабки, зелень, бабло, лаве.

  2. Состояние, оценка: клево, ништяк, офигенно, прикольно, стебово, угарно, отстойно.

  • среди жаргонизмов есть слова, принадлежащие к нейтральной лексике, с новым переносным лексическим значением, например, клевый - хороший; крутой - очень хороший; тормоз - человек, который медленно соображает; липа, липовый - ненастоящий; капуста - деньги и т.д.;

  • переходят в жаргон технические термины, приобретая новые переносные значения, например, мобила - мобильный телефон; глюк - ошибка, незавершенность в компьютерной программе;

  • в молодежный жаргон переходят арготизмы: отстой, отстойный - плохой; ботаник - старательный ученик; лох, базар, туфта, хавка и другие.

Проанализировав значение жаргонизмов, я выделила тематические группы слов:

1. Наименования людей по профессии: училка, класс нуха, мусор, мент.

  1. Наименование людей по родству: предки, пахан, браток, родаки, сеструха, Маман.

  2. Бытовая техника: ящик, видак, видик, телик, комп, труба, дибильник.

  3. Пища и процесс её поглощения: хавка, хавчик, хавать, рубать, точить.

  4. Обозначение людей по качеству их характера: овца, мышь, крыса, собака, лось, вольтону-

тый, ботаник, лох, тормоз, шестерка, бивень, бич, чурка, дятел, козел, кобыла, ушлепок, чмо, чапа, мразь, редиска, сволочь.

  1. Деньги: бабки, зелень, бабло, лаве.

  2. Состояние, оценка: клево, ништяк, офигенно, прикольно, стебово, угарно, отстойно.
1   2   3