Главная страница

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы


Скачать 27.42 Kb.
Название Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы
Дата 12.02.2016
Размер 27.42 Kb.
Тип Документы

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру

Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

соответствие концепции гуманизации образования;

 преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

использование личностно ориентированного обучения;

 поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

 соответствие социокультурной потребности современного общества

самостоятельной творческой деятельности.

Основными целями инновационного обучения являются:

 развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и

творческих способностей учащихся;

формирование личностных качеств учащихся;

 выработка умений, влияющих на учебно-познавательную

деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

 развитие различных типов мышления;

формирование качественных знаний, умений и навыков.

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

 оптимизация учебно-воспитательного процесса;

 создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

 выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

включение учащихся в креативную деятельность;

 тщательный отбор материала и способов его подачи.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

 развивающее обучение;

 проблемное обучение;

 развитие критического мышления;

 дифференцированный подход к обучению;

 создание ситуации успеха на уроке .

Основными принципами инновационного обучения являются:

 креативность (ориентация на творчество) ;

 усвоение знаний в системе;

 нетрадиционные формы уроков;

 использование наглядности.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

 ассоциативный ряд;

 опорный конспект;

 ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;

 мозговая атака;

 групповая дискуссия;

чтение с остановками и Вопросы Блума;

 кластеры;

 синквейн;

 «Продвинутая лекция» ;

 эссе;

 ключевые термины;

 перепутанные логические цепочки;

 медиапроектроекты ;

 дидактическая игра;

 лингвистические карты;

 лингвистическая аллюзия (намек) ;

 исследование текста;

 работа с тестами;

 нетрадиционные формы домашнего задания.