Главная страница

Ирина Ивановна Пелих учитель начальных классов, Ольга Михайловна Соломенникова заместитель директора по вр р п. Большеречье 2013г пояснительная записка рабочая программа


Скачать 160.53 Kb.
Название Ирина Ивановна Пелих учитель начальных классов, Ольга Михайловна Соломенникова заместитель директора по вр р п. Большеречье 2013г пояснительная записка рабочая программа
Дата 10.02.2016
Размер 160.53 Kb.
Тип Программа

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Большереченская средняя общеобразовательная школа№1»

р.п. Большеречье, Омская область

Согласовано Утверждена

заместитель директора по ВР   директор МКОУ «Большереченская СОШ №1»

Соломенникова О.М____________ Куликов А.С.___________                                                                                                     
Рабочая программа внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

«ВОЛШЕБНЫЙ МИР БУМАГИ»

для 1 класса
Ирина Ивановна Пелих – учитель начальных классов,

Ольга Михайловна Соломенникова – заместитель директора по ВР
р. п. Большеречье

2013г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа « Волшебный мир бумаги» разработана для занятий с учащимися 1 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, уважительного отношения к труду. Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.

Занятие с бумагой – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Для педагога, родителей и ребёнка – это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.

Значение работы с бумагой для развития ребенка:

-учит детей различным приемам работы с бумагой,

-развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук,

-учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

-стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

-развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки

- развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

- способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

Формы и режим занятий.   Занятия проводятся 1  раз в неделю по 1 часу  в зависимости от  интересов, возрастных особенностей и способностей   обучающихся, в форме комбинированных занятий,  бесед, игр, конкурсов.

Актуальность программы. Данная программа позволяет создать условия для самореализации  личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Процесс художественного творчества предоставляет возможность реализовать свои фантазии, проявить изобретательность, увидеть результат своего труда.

Цель: формирование интереса к творческой деятельности путём обучения технологическим приёмам работы с бумагой.

Задачи:

-мотивировать ребёнка к творческой деятельности;

-формировать творческое воображение, способность создания и реализации образа;

-формировать навыки совместной творческой деятельности.
Планируемые результаты

В результате освоения программы школьники

узнают:

- технологии изготовления изделий из бумаги;

- основы конструирования;

-правила работы в группе;

- об основных геометрических понятиях: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
получат опыт:

-работы в группах;

-создания творческих работ;

-презентации своей деятельности;

-экспериментальной работы;

-оценки деятельности;

-взаимооценки деятельности;

- творческого оформления класса, школы, своего жилища.
смогут:

- работать с разными видами бумаги, в различной технике;

-безопасно пользоваться инструментами;

-удовлетворить свои творческие потребности;

-создавать творческие работы в группе;

-презентовать результаты деятельности.
В ходе освоения программы школьники получат возможность формирования у них универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимания причин успешности/ неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- строить рассуждения об объекте;

- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.


Тематическое планирование 34часа.




п/п

Раздел /тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Форма представления результатов

Раздел 1. Оригами и аппликация из деталей оригами. 7 часов




«Вводное занятие»










выставка





«Основы конструирования»








самопрезентация.





Конструирование из треугольников









взаимооценка




Соединение модулей на плоскости. Бабочки



0,5

1,5ч

выставка

Раздел 2. Аппликация и моделирование. 8 часов




Аппликация из геометрических фигур.

2




2

взаимооценка




Работа с фольгой.

2

0,5

1,5

выставка в классном уголке




Оригами из фантиков и чайных пакетиков

2

0,5

1,5

самопрезентаци




Выпуклая аппликация. Коллективная работа.

2




2

групповая презентация

Раздел 3. Секреты бумажного творчества. 14часов




Складывание гармошкой. Объёмные игрушки








выставка




Плетение из бумаги. Аппликация.









самопрезентация




Моя улица. Панно из деталей оригами. Коллективная работа



0,5

1,5

самооценка




Архитектурные сооружения в технике оригами



0,5

2,5ч

выставка




Аппликация «Моя любимая игрушка». Коллективная работа.



0,5ч

1,5ч

групповая презентация




Аппликация из обрезных полосок бумаги. Узоры из бумажных лент (квилинг).








выставка в классном уголке

Раздел 4. Модульное оригами.5 часов




Соединение модулей на плоскости









самопрезентация




Треугольный и квадратный модуль оригами



0,5

0,5

самооценка




Мозаика из объёмных деталей оригами. Коллективная работа



0,5

1,5

групповая презентация

Содержание деятельности 34 часа

Кол-во часов

Тема занятия

Содержание деятельности

Формы и методы работы

Вид деятельности

Раздел 1. Оригами и аппликация из деталей оригами. 7 часов



«Вводное занятие».

«Лубяной» домик для лисы.


Вводная беседа.

Актуализация деятельности по вопросам учителя: А можем мы сами изготовить героев?

Разыграть сказку? И др.

Ознакомление с правилами игры по станциям «Мультфантазия»

Деление на группы жетонами.

Работа по станциям.


Комбинированное занятие, фронтальный и групповой методы.


Работа с бумагой



Основы конструирования

Герои сказки «Заюшкина избушка».

Актуализация знаний по вопросам учителя.

Что мы изготовили на прошлом занятии? Какие герои есть ещё в нашей сказке? И др.

Изготовление зайца и лисы из квадратов.


Индивидуальная работа.



Работа с бумагой



Конструирование из треугольников .

Складывание из треугольников рисунка.


Загадки о геометрических фигурах. Выделение фигуры – треугольник. Выполнение работ по инструкционным картам. Игра «Повтори рисунок» по аналогу, и придумай свой.

Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы.

Работа с картоном и бумагой



Соединение модулей на плоскости. Бабочки

Просмотр отрывка из мультфильма

« Бабочка». Демонстрация складывания базовой формы «треугольник». Изготовление модели бабочки по плану.

Практическое занятие.

Работа с бумагой в технике оригами.

Раздел 2. Аппликация и моделирование. 8 часов



Аппликация из геометрических фигур. (круг, треугольник, квадрат)

Что такое аппликация? Виды аппликаций. Игра “Придумай фигуру”. Сборка фигуры из геометрических фигур по своему усмотрению.

Практическое занятие. Практический, исследовательский и индивидуальный методы.

Работа с цветной бумагой. Аппликация.



Работа с фольгой.

Прсмотр мультфильма «Паучок Ананси». Методом закручивания выполняются детали паучка. А затем сборка на плоскости.

Комбинированное занятие, Исследовательский, индивидуальный метод.


Работа с фольгой, бумагой и ножницами.



Оригами из фантиков и чайных пакетиков. Закладка для книг.

Беседа «Виды бумаги». Можно ли делать полезные вещи из фантиков. Предварительный конкурс на лучшие фантики.

Комбинированное занятие, Исследовательский, индивидуальный метод.


Работа с обёрточной бумагой.



Аппликация из бумаги, подручных средств. Коллективная работа.

Коллективный выбор темы для аппликации.

Изготовление с использованием предложенных шаблонов.


Практическое занятие. Комбинированное занятие, фронтальный и групповой методы.



Работа с несколькими видами бумаги. Аппликация.

Раздел 3. Секреты бумажного творчества. 14часов



Складывание гармошкой. Объёмные игрушки. Веер. Гусеница. Такса.

Просмотр отрывка из мультфильма «Антошка». Музыкальный инструмент- гармонь.

Складывание гармошкой бумагу.


Комбинированное занятие, Исследовательский, индивидуальный метод методы.


Работа с цветной бумагой.



Плетение из бумаги. Аппликация. Плетем     разноцветный     коврик.    


Актуализация по вопросам учителя: Кто умеет плести косички? Викторина по сказкам «У какой героини самая длинная коса?» А можно ли плести из бумаги? Плетение     из бумажных полос по заданным условиям.

Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы.

Работа с цветной бумагой и ножницами.



Моя улица. Панно из деталей оригами. Коллективная работа

Мультимедийная «экскурсия» по родному посёлку. Кто в каком доме живёт? Складывание дома методом оригами и составление панно.

Практическое занятие, фронтальный и групповой методы.

Работа с бумагой и клеем.



Архитектурные сооружения в технике оригами

К занятию готовится выставка рисунков « Достопримечательности

Нашего посёлка». Возможна фотовыставка. Изготовление зданий из базовой формы «Квадрат».

Комбинированное занятие, исследовательский, индивидуальный метод методы.


Работа с бумагой в технике «оригами». Оформление выставки.



Аппликация «Моя любимая игрушка». Коллективная работа.

1час отводится на экскурсию в картинную галерею на выставку «Игрушки, сделанные детьми».


Комбинированное занятие, исследовательский, индивидуальный метод методы.


Работа с бумагой и картоном.



Аппликация из обрезных полосок бумаги. Узоры из бумажных лент (квилинг);

Беседа «Что такое квиллинг?». Выставка работ детей старшей группы в технике «квиллинг». Пробные формы из нарезанных полосок.

Комбинированное занятие, исследовательский, индивидуальный метод методы.


Работа с цветной бумагой и клеем. Оформление выставки.

Раздел 4. Модульное оригами.5 часов



Соединение модулей на плоскости. Открытка ко Дню Победы

Презентация о Дне Победы. Кого поздравляют в этот день? Изготовление модулей из бумаги и сборка открытки.

Практическое занятие. Открытки дарят ветеранам, труженикам тыла, дедушкам, бабушкам.

Работа с цветной бумагой.



Треугольный и квадратный модуль оригами

Отгадывание загадок по теме «Транспорт». Деление на группы в ходе игры. Плавающие, летающие, наземные модели транспорта. Каждая группа готовит свой «транспорт» с помощью модулей.

Практическое занятие. Практический, исследовательский и групповой методы.

Работа с цветным картоном, ножницами.



Мозаика из объёмных деталей оригами. Коллективная работа

«Чему мы научились за год». Диагностика по итогам года. Выставка.

В форме праздника. Исследовательский метод.





Ресурсное обеспечение программы:

1.Литература:

Книга серии «Любимый образ» «Бабочки», Т.Н.Проснякова

«Забавные фигурки. Модульное оригами» авт.Проснякова Т.Н., Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011

Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги», М.Просвещение,1983г

Белякова О.В. Волшебная бумага. Санкт-Петербург, 2010

Петрова И.М. Волшебные полоски. М., 2010

Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2011.

С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2011.

2. Для освещения теоретических вопросов и выполнения практических работ имеется мультимедийное оборудование, доска.

Для занятий в кружке необходимо иметь:

- цветную и белую бумагу, гофрированную бумагу, салфетки, фантики, газетная бумага;

- картон белый и цветной,

- клей (наилучшим является клей ПВА).

Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
1. Составление портфолио.

2. Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе.
3. Участие в районных конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества.

4. В течение учебного года по каждой теме проводятся обобщающие игровые занятия. А так же викторины и тесты на различные темы. Подведение итогов может пройти в форме конкурсов:

- конкурс на самую лучшую игрушку;

- конкурс на лучший эскиз;

- конкурс на самую интересную сказку;

- конкурс «Оригинальная композиция» и т. д.