|
Инструкция: Ребята, вам предлагается ответить на вопросы об особенностях вашей личности. Я буду читать номер вопроса и сам ответ, а вы должны записать номер и напротив него свой ответ
Методика «Самоанализ личности».
Цель: оценить уровень проявления социально значимых качеств личности:
активность нравственной позиции;
коллективизм;
гражданственность в труде;
трудолюбие;
творческая активность;
волевые качества.
Каждый фактор представлен четырьмя вопросами. Он разбит на два подфактора, по два вопроса в каждом. Большее количество баллов по фактору, подфактору указывает на более высокую степень проявления, степень оценки данного качества в личности. Самый высокий суммарный балл по фактору — 20, по подфактору – 10, минимальный соответственно — 4 и 2.
Текст методики приводится в Приложении 7.
Учителю и родителям рекомендуется также провести анализ личности каждого ученика по этим же вопросам. По результатам исследований учителя дают самые строгие (низкие) оценки качеств личности учащихся, родители — несколько более высокие, а дети — самые высокие самооценки. Уровень самооценки учащихся постепенно снижается от 6 к 10 классу, сближаясь с оценками учителей.
Степень расхождения между оценками учителя и самооценками детей указывает на характер их взаимоотношений, влияет на психологический климат в классе. При большом расхождении (более 1 балла) отсутствуют отношения взаимного доверия и сотрудничества.
Методика «Самоанализ личности» не только позволяет раскрыть сильные и слабые стороны личности учащихся, но и активизировать углубленный самоанализ качеств (при углубленном варианте предъявления). Такое самопознание является начальным этапом самовоспитания нравственных и трудовых сторон личности.
Повторное предъявление методики через год показывает динамику изменений в проявлениях ценных качеств личности.
Инструкция:
«Ребята, вам предлагается ответить на вопросы об особенностях вашей личности. Я буду читать номер вопроса и сам ответ, а вы должны записать номер и напротив него — свой ответ.
Ответ выбирается по шкале возможных ответов:
неверно скорее неверно когда как в целом верно верно
1 2 3 4 5
Вы смотрите на шкалу возможных ответов и решаете, какой ответ вам больше всего подходит: или 1, или 2, или 3, или 4, или 5. Например, на первый вопрос вы выбрали ответ "скорее неверно". Тогда после первого номера вы ставите тире и пишете цифру 2. Таким образом нужно отвечать на все вопросы».
Ответы на поставленные вопросы учащийся записывает на «Бланке ответов»
4). Данные по классу представляются в виде таблицы (см. Приложение 8),
данные по школ в целом — в виде аналогичной таблицы
Текст методики «Самоанализ личности»
-
Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы.
-
Развиваю в себе способность видеть трудности других людей, активно помогать им.
Готов(а) поступиться своими интересами ради интересов коллектива.
Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы и наград.
Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу.
Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным руками человека.
В любом деле стремлюсь к достижению наилучших результатов.
Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в работе.
Часто изобретаю свой подход к делу.
Люблю предлагать и осуществлять новые дела.
Я — целеустремленный человек.
Умею длительно работать с полной отдачей сил./
Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу.
Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недостатками.
Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех.
Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.
-
Выполняю любую, даже неприятную работу, если она приносит пользу людям.
-
Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям, водоемам и т.д.
Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле.
Люблю самостоятельную, трудную работу.
Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и для других.
Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.
Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на постороннее.
Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.
Текст методики «Самоанализ личности»
Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы.
Развиваю в себе способность видеть трудности других людей, активно помогать им.
Готов(а) поступиться своими интересами ради интересов коллектива.
Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы и наград.
Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу.
Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным руками человека.
В любом деле стремлюсь к достижению наилучших результатов.
Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в работе.
Часто изобретаю свой подход к делу.
Люблю предлагать и осуществлять новые дела.
Я — целеустремленный человек.
Умею длительно работать с полной отдачей сил./
Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу.
Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недостатками.
Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех.
Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.
Выполняю любую, даже неприятную работу, если она приносит пользу людям.
Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям, водоемам и т.д.
Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле.
Люблю самостоятельную, трудную работу.
Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и для других.
Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.
Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на постороннее.
Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.
Ключ к методике «Самоанализ личности».
1. Активность нравственной позиции — № 1, 2, 13, 14.
1а — уважение к людям, совестливость — 1, 13.
16 — стремление к нравственному самовоспитанию — 2, 14.
Коллективизм — № 3, 4, 15, 16.
2а — ответственность перед коллективом — 3, 15.
26 — чуткость и взаимопомощь — 4, 16.
Гражданственность в труде — № 5, 6, 17, 18.
За — осознание значимости своего труда для общества — 5, 17.
3б — бережное отношение к результатам труда, к природе — 6, 18.
4. Трудолюбие — № 7, 8, 19, 20.
4а — добросовестность — 7, 19.
46 — самостоятельность в преодолении трудностей — 8, 20.
5. Творческая активность — № 9, 10, 21, 22.
5а – стремление к изучением процесса – 9, 10.
5б – стремление к новому, инициатива – 21, 22.
Волевые качества
6а – целеустремлённость - № 11,12.
6б – настойчивость и самообладание – 23,24.
Уровни:
Высокий – от 80б до 120б.
Средний от 40б до 79б.
Низкий – ниже 40б.
ПРИЛОЖЕНИЕ
САМОАНАЛИЗ ЛИЧНОСТИ
Показатель
|
Активность нравственной позиции
|
Коллективизм
|
Гражданственность
в труде
|
Трудолюбие
|
Творческая активность
|
Волевые
качества
|
Итоговый
|
Уровни
|
Класс
|
Уважение к людям
|
Стремление к нравствен. самовоспитан.
|
Общий балл
|
Ответственность перед коллективом
|
Чуткость и взаимопомощь
|
Сумма баллов
|
Осозн. значимости своего труда для общест.
|
Береж. отношение к рез. труда, к природе
|
Сумма баллов
|
Добросовестность
|
Самостоятельность в преодолении трудностей
|
Сумма баллов
|
Стремление к улучшению процесса работы
|
Стремление к новому, инициатива
|
Сумма баллов
|
Целеустремлённость
|
Настойчивость
|
Сумма баллов
|
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|