Главная страница

Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся


НазваниеИнформационные технологии как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся
Дата27.02.2016
Размер52.3 Kb.
ТипДокументы

Малгатаева Елена Саввельевна
Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать знания и осваивать их самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.

Своими целями при обучении русскому языку и литературе я сделала:

- повышение мотивации обучения        

- развития познавательной активности учащихся -     

- стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.  

Решаются следующие  задачи: 

-     воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета; 

-    вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;  

-    повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ

Я работаю в Покровской средней школе, где каждый класс оснащен компьютером, воспроизводящей аппаратурой, экраном и где есть быстрый доступ к интернету. При таких условиях  внедрять ИКТ на уроках просто необходимо.

Большая радость и подспорье для учителя, когда его кабинет оснащён рабочим компьютерным местом. Мне в этом отношении повезло. Со своими наработками в плане использования мультимедийных технологий на уроке я хочу с вами поделиться.

В рамках самообразования работаю над темой "Применение ИКТ на уроках русского языка для развития языковой компетенции учащихся".

 В своей работе использую  различные диски. Очень нравится  виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка и литературы для разных  классов. Замечателен сборник дифференцированных заданий по русскому языку, причем он предусматривает возможность формирования разноуровневых карточек, многовариантных проверочных работ и дает возможность распечатать материал. Детям очень нравятся различные грамматические тренажоры, которые тут же выдают им оценку.

Облегчает подготовку к уроку и его проведение применение модульной технологии. Силами учителей русского языка и литературы создаём учебные модули, состоящие из папок "Теория", "Практика", "КИМы" по каждому разделу программы. Я имею возможность использовать этот материал на уроках разных типов.

  Ученики очень любят создавать презентации по темам программы. Отдельные их работы могут служить наглядными пособиями на уроках и во внеурочной деятельности.

Мне нравится метод проектов. Детям важно им овладеть. По сути любая наша деятельность - это проект. В жизни мы тоже ставим цели и определяем пути их достижения, выдвигаем гипотезы и пытаемся  найти верный ответ на поставленный вопрос. Так что проектирование -это очень жизненно важное умение.

     Любой словарь, любая статья, любая репродукция доступны с интернетом. А выполнение он-лайн тестов гораздо интереснее детям, так как они сразу видят результат своей работы.

   С восторгом ученики воспринимают виды работ, связанные с их собственными речевыми, логическими, грамматическими ошибками. Когда на экране они видят цитаты из своих работ и все имеют возможность коллективно это исправить, то эффективность такой работы возрастает.

     В небольшом выступлении трудно охватить все аспекты применения ИКТ на уроках, но вывод однозначен: применение ИКТ на уроках русского языка позволяет повысить плотность урока, выйти на новый уровень использования дополнительного материала, осуществлять компетентностный подход в образовании.


      Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано  тем, что они

· позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

· способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

· позволяют индивидуализировать процесс обучения;

· повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков);

· активизируют познавательную деятельность учащихся;

· развивают творческий потенциал учащихся;

· осовременивают урок.

.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:

· при объяснении нового материала;

· закреплении;

· повторении;

· контроле знаний, умений и навыков.

При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием  аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку.

Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала. Эту проблему мне помогают решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.

Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»