|
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2014-2017 годы Тема самообразования: «Нравственное воспитание младших школьников в воспитательном процессе»
МОБУ Магдагачинская СОШ №3
Индивидуальный план работы
по самообразованию
на 2014-2017 годы
Тема самообразования:
«Нравственное воспитание младших школьников
в воспитательном процессе»
Учитель начальных классов:
И.Н.Половинкина
Обоснованность выбора темы самообразования
С приходом детей в школу круг их общения и обязанностей меняется и расширяется. Главным для детей становится учеба. В учебно-воспитательном процессе школьники должны научиться строить нравственные отношения с товарищами по классу и с учителем.
Цель: повышение уровня воспитанности детей.
Задачи:
раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте;
изучить методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности;
применять полученные знания на практике.
Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.
Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.
Говоря о нравственном воспитании младшего школьника, необходимо чётко представлять, какие нравственные качества должны взрослые формировать в детях. Отмечено, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке...»
Понятие «добрый человек» – очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие». Это всё – понятия нравственности.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Я считаю, что нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
С поступлением в школу ребенок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Все отношения учащегося с внешним миром, в семье и вне школы определяются его новой социальной позицией – позицией школьника. Учитель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля, обязательность которых диктуется их общественным характером. Отношения со сверстниками строятся как отношения учебного сотрудничества.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. Поэтому сегодня учителю начальных классов необходимо знать, какие требования к образованию и воспитанию предъявляют стандарты второго поколения, и использовать новые подходы к работе.
Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Для многих оно стало «роскошью». Дворы и уличные коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со сверстниками часто оказываются недоступны для младших школьников. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости.
Большинство современных детей, в отличие от детей прошедшего XX в., не участвуют в деятельности детских общественных организаций и соответственно лишены возможности приобрести опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи, работы на социальное благо и благо своего товарища, близких людей. Альтруисты вырождаются, нормы помощи нуждающемуся, щедрости зачастую оказываются неосвоенными современными детьми и подростками.
Поэтому, целью моей педагогической деятельности стала проблема нравственного воспитания младших школьников.
Этапы работы над темой самообразования
1 этап – установочный- 2014год.
- создание определенного настроя на самостоятельную работу;
- выбор цели работы, исходя из анализа деятельности классного руководителя и психолого-педагогической характеристики классного коллектива, также из анализа деятельности классного коллектива за прошедший учебный год;
-формулирование личной индивидуальной темы, согласно проблемам классного коллектива, осмысление последовательности своих действий.
2 этап – обучающий- 2014-2015год
- знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме воспитания классного коллектива.
3 этап – практический- 2016-2017год
- накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. (Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.)
4 этап – теоретическое осмысление- 2017год
- анализ и обобщение накопленных педагогических фактов.
( отчет о ходе самообразования на заседаниях МО, открытое внеклассное мероприятие по теме самообразования).
5 этап – итогово-контрольный
- итоги самостоятельной работы, обобщение наблюдений, оформление результатов. ( описание проведенной с классным коллективом работы, установленных фактов, достижений классного коллектива, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в дальнейшей работе с классным коллективом.)
Используемые формы и методы работы при изучении темы
Сформировать интерес к учебным предметам помогает мне внеурочная работа, которая направлена на всестороннее развитие личности. Разнообразные формы и методы, которые я использую в своей работе, позволяют ученикам приобрести не только знания, умения и навыки, которые пригодятся им в жизни, но и развить интеллектуальные и творческие способности каждого, развить чувство коллективизма, упорства в достижении цели, умение отстаивать своё мнение и мн.др. Поэтому я считаю, что нравственное воспитание является основой всех основ.
В своей педагогической деятельности я использую формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачены 2 класса, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). А также, использую формы организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:
1) словесные формы (собрания, доклады, диспуты, встречи и т.д.);
2) практические формы (походы, экскурсии, проекты, конкурсы и т.п.);
3) наглядные формы ( выставки разных жанров, тематические стенды и др.).
В таблице представлена классификация форм и педагогических средств нравственного воспитания учащихся, которые используются в системе внеурочной деятельности:
Система
|
Форма
|
Педагогические средства
|
В
Н
Е
У
Р
О
Ч
Н
А
Я Д
Е
Я
Т
Е
Л
Ь
Н
О
С
Т
Ь
|
Художественно-творческие проекты.
Викторина.
Экскурсия.
Мероприятие.
Праздник класса.
Конкурс и выставка работ.
|
Применение вариативных форм занятий (приглашение специалиста и т. п.).
Организация совместной деятельности по художественной подготовке мероприятий.
Использование приемов и форм занятий, способствующих выстраиванию межличностных взаимоотношений, формированию культуры сотрудничества, сотворчества.
Методы развития системы отношений: педагогическая организация совместных мероприятий, различных традиций и ритуалов, деятельности в группах (одного возраста и разновозрастных) в урочной и внеурочной деятельности.
Приемы стимулирования творчества: демонстрации ЗУН на олимпиадах, выставках, конкурсах, в различных видах совместной деятельности.
|
Кружок.
Дискуссии.
Школьный праздник.
|
Педагогические средства развития коммуникативной культуры учащихся, создающие условия для демонстрации «мастерства» и личностных данных учащихся в практической деятельности.
Педагогические средства содействия социализации учащихся (вовлечение в общественно-полезную деятельность).
|
М
О
Н
И
Т
О
Р
И
Н
Г
|
Анкетирование.
Опрос.
Беседа.
Наблюдение.
Тестирование.
|
Социологические измерения и диагностика запросов и притязаний учащихся с целью наполнения их досуга.
Социологические измерения характеристик образовательной среды, диагностика уровней воспитанности и самоактуализации с целью корректировки педагогической практики.
|
Основные коллективные формы и методы нравственного просвещения и убеждения школьников, которые использую в своей работе по данной теме.
Классный час. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с педагогом. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.
Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. В 2-4 классах обычно проводятся беседы о товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности, культуре общения и др.
Тематика классных часов: «О невежах и вежливости», «Что значит быть ответственным», «О лени и лентяях», «Об обидах и причинах обид», «Эгоисты. Кто они такие?», «О жадности и жадных», «Лучшее слово о дружбе», «Честность – прежде всего», «Не стесняйся доброты своей» и мн. др.
Беседы. В воспитательной деятельности большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.
Наряду с систематическими беседами проводятся и эпизодические беседы, связанные с обсуждением поступков учащихся. Такой разговор следует проводить сразу после совершения поступка.
В моей деятельности основное место занимает разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения школьников. Например, провожу с ребятами беседы о правилах поведения в школе, в столовой, в общественных местах, на улице и т.д. При проведении бесед о дисциплине меньше говорю о том, чего нельзя делать, а рассказываю о том, что нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае.
Беседы провожу с классом или индивидуально с учеником, совершившим недостойный поступок, не увлекаюсь коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В ряде случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При этом важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности.
Читательская конференция – одна из форм нравственного убеждения. Она помогает не только расширить кругозор школьников, развить у них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы нравственности.
-
Приобщение учащихся к искусству. Привлекаю учащихся к участию в викторинах, в конкурсах, на лучшего чтеца или рассказчика, к художественной самодеятельности, обогащающей нравственный мир школьников.
Приобщение к спорту. Привлекаю учащихся к участию в спортивных мероприятиях, посещению спортивных секций и т.д.
В целях убеждения использую и нравственные требования к поведению школьников. Требуя, чтобы они хорошо вели себя на уроке и вне школы, уважали старших, были правдивыми и искренними, я сообщаю им знания о нормах и правилах поведения, обогащаю их нравственные представления и понятия. Требования воспитателя к поведению достигают цели лишь при условии, если они понятны и доступны, связаны с практикой повседневного поведения детей.
Использую в своей работе упражнение в системе нравственного воспитания.
Процесс нравственного воспитания обязательно включает в себя приучение воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработку и закрепление у них устойчивых привычек поведения. Достигается это, прежде всего упражнением, организацией практической деятельности воспитанников.
В процессе нравственного воспитания я применяю в основном два типа упражнений: организация нравственного опыта воспитанников путём вовлечения их в разнообразную деятельность и специальные упражнения для детей.
Особенно велико значение упражнений, связанных с организацией
нравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый в процессе целенаправленной деятельности, – основное условие приучения. Упражнения в разнообразной деятельности имеют целью выработать привычки в труде и в общественной работе, во взаимоотношениях с друг с другом. Они содействуют приучению к коллективной деятельности.
Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Если школьник занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к себе и честен, он надёжный помощник в семье. У него больше развито чувство ответственности. Серьёзное влияние на формирование поведения оказывает выполнение различных общественных поручений. Они тесно связаны, прежде всего, с организационной деятельностью. У каждого ребёнка в классе есть своё поручение, например, есть ответственный за дежурство по классу и по столовой, физорг, редколлегия, ответственный за классный журнал и т.д. Это подтягивает школьников к тому, чтобы быть ответственнее, ощущать себя частью коллектива.
Целесообразны также упражнения в форме организации положительных поступков. Например, ученику поручается навести больного товарища, помочь отстающему в учении, собрать цветы, шары для украшения школы и т.п.
Успех применения упражнений, их эффективность зависят от соблюдения ряда требований. Это – осознание учащимися важности и необходимости проведения упражнений; их систематичность и последовательность; общественно полезную направленность; взаимосвязь упражнений с различными формами убеждения.
В своей деятельности использую методы стимулирования учащихся.
Поощрение, как один из методов, применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение.
Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей.
Использую методы воздействия на эмоциональную сферу учащихся.
Они предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. Внушать - это, значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.
Мною используются методы воспитывающих ситуаций.
Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, оно способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование вызывает не только активность ребенка, но и формирует у него способность к самоактуализации.
Работа с родителями в рамках работы над темой
Внеурочную деятельность по нравственному воспитанию веду не только с детским коллективом и в отдельности с каждым, но и с родителями. Невозможно заниматься воспитанием учащихся, не вникая в специфику взаимоотношений в его семье, не зная её социального статуса, ценностных ориентаций родителей.
Всем известна фраза: «Все начинается с детства». И это в действительности так.
И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье — все берет свое начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Не менее важна для ребенка и встреча с такими взрослыми, которые ему будут помогать учиться искусству жизни. Но это возможно только в том случае, если взрослый, с которым ребенок общается, авторитетен для него, и не важно, родители это или его учитель, которому он откроет свою душу и сердце. Огромна роль учителя — он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей.
Основными задачами работы с родителями по нравственному воспитанию младших школьников в школе являются:
1) повышение педагогической культуры родителей,
2) стремление к организации коллективных семейных отношений, где присутствуют общие перспективы и цели, традиции взаимопомощи и взаимовыручки;
3) переосмысление роли и позиции родителей; развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;
4) формирование нравственности ребёнка через микроклимат в семье.
Повышение уровня воспитанности учащихся своего класса – цель моей педагогической деятельности. Но о конечном результате говорить пока рано, т.к. процесс воспитания длителен, он продолжается всю жизнь. Сначала ребёнка воспитывают родители, позднее в процесс воспитания включаются дошкольное учреждение, школа и т.д. Будучи взрослым человек занимается самовоспитанием. И очень важно, чтобы всё хорошее, что есть в каждом человеке, только приумножалось с годами, проявлялось в большей мере.
Я считаю, что каждому взрослому необходимо понять и осознать смысл жизни. Ведь главное в этой жизни – стать настоящим Человеком!
Список используемой литературы при изучении темы по самообразованию
Богданова О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах / Богданова О. С. – М. : Просвещение , 1986. - 192 с.
Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 74.2; Авторский знак Б734; Инв. номер 2010269-ЕФ
Величко О. Ю. Методы и формы стимулирования нравственных проявлений младших школьников в процессе этического воспитания // Этическое воспитание. – 2007. - N 3. - С. 54-57.
Воспитание социально активной личности в дошкольном и младшем школьном возрасте : межвузовский сборник научных трудов. – М. : [б. и.] , 1988. - 267 с.
Свердловская ОУНБ; КХ; Формат С; Инв. номер 2102925-КХ
Гаврилычева Г. Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. - 2008. - N 7. - С. 13-18.
Голошумова Г. С. Программа курса "Основы духовности и нравственности" для младших школьников // Школьные технологии. – 2003. - N 2. - С. 146-151.
Громова Т. В. Младший школьный возраст : системный эффект нравственного воспитания // Воспитание и дополнительное образование. - 2010. - N 1. - С. 22-26.
Данилюк А. Я. Воспитание и социализация младших школьников // Педагогика. - 2009. - N 5. - С. 7-27.
Данилюк А. Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников // Педагогика. - 2009. - N 4. - С. 55-64.
Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников // Педагогика. - 2008. - N 9. - С. 88-93.
Диагностика нравственных приоритетов школьников // Сельская школа. – 2006. - N 3. - С. 72.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современных условиях // Начальное образование. - 2010. - N 2. - С. 3-8.
Дьячкова М. А. О роли педагога в духовно-нравственном воспитании школьников // Вестник развития науки и образования. - 2007. - N 6. - С. 101-105.
Ерзунова Е. А. Добром наполним мир // Начальное образование. - 2009. - N 3. - С. 42-47.
Ермолич С. Я. Подготовка социального педагога к формированию нравственно-правовых представлений младших школьников // Преподаватель XXI век. - 2007. - N 1. - С. 188-189.
Котруца Л. Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2007. - N 3. - С. 185-192.
Левин Я. Н. В центре внимания нравственное и физическое здоровье школьников. Из опыта работы пед. коллективов отд. образования Администрации Окт. р-на / Левин Я. Н. - Екатеринбург : Б. и. , 1999. - 40 с.
СОУНБ; Шифр 74.200.53+74.200.54; Авторский знак Л363; Формат С; Инв. номер 2210327-КО
Лещенко Н. В. Особенности нравственного развития младших школьников // Интеграция образования. - 2007. - N 3 / 4. - С. 119-122.
Макеева С. Г. Материалы к социально-нравственному портрету младшего школьника // Начальная школа. – 1999. - N 4. - С. 53-61.
Мартышин В. С. Твоя родословная : Духовно-нравственные основы семьи / Мартышин В. С. - М. : Школьная пресса , 2000. - 223 с.
СОУНБ; Шифр 63.214я7; Авторский знак М294; Формат С; Инв. номер 2234067-КХ
СОУНБ; Инв. номер 2231149-ЕФ
Мартьянова А. И. Нравственное воспитание: содержание и формы // Начальная школа. – 2007. - N 7. - С. 21-29.
Махмудова Р. Н. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема // Аспирант и соискатель. - 2010. - N 3. - С. 51-52.
Метлик И. В. Социальное партнерство семьи, школы и религиозных организаций в духовно-нравственном воспитании детей : новое качество взаимодействия // Семья в России. - 2009. - N 2. - С. 64-75.
Младший школьник: проблемы воспитания в семье и образовательном учреждении // Начальная школа. - 2008. - N 5. - С. 3-18.
Мудрик А. В. Социализация и "смутное время" / Мудрик А. В. - М. : Знание , 1991. - 80 с.
Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 74; Авторский знак М893; Формат М; Инв. номер 2136285-ЕФ
Никандров Н. Д. Общество, школа, семья: православные традиции и современная Россия // Мир образования - образование в мире. – 2007. - N 2. - С. 181-190.
Нравственное воспитание в начальной школе : разработки внеклассных мероприятий. - Волгоград : Учитель , 2007. - 190 с.
Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2284153-КХ
Обобщенные материалы по итогам Всероссийского родительского собрания "Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры" // Воспитание школьников. – 2001. - N 5. - С. 2-9.
Петрова В. Азбука нравственного образования. 2 класс // Воспитание школьников. – 2007. - N 3. - С. 45-48.
Петрова В. И. Азбука нравственного взросления / Петрова В. И. – СПб. [и др.] : Питер , 2007. - 301 с.
Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 74.2; Авторский знак А352; Инв. номер 2279208-ЕФ
Свердловская ОУНБ; КХ; Шифр 74.2; Авторский знак А352; Инв. номер 2285017-КХ
Петрова В. Нравственное образование младших школьников // Сельская школа. – 2007. - N 2. - С. 31-38.
Петухова Л. В. От идеи общения к идее деятельного добра // Воспитание школьников. - 2009. - N 8. - С. 57-64.
Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста : сб. научных трудов. - М. : Б. и. , 1983. - 131 с.
СОУНБ; Формат С; Инв. номер 1901013-КХ
Скокова Г. В. Современные методы духовно-нравственного воспитания // Начальная школа. – 2006. - N 11. - С. 45-49.
Соловцова Е. Нравственные представления младших школьников // Воспитание школьников. – 2000. - N 1. - С. 10-11.
Тараненко О. Диагностика воспитательной работы в классе // Воспитание школьников. – 2004. - N 8. - С. 16-20.
Трофимова Н. Новая социальная ситуация и школьное образование // Народное образование. – 2006. - N 9. - С. 192-195.
Холодкова О. Г. Самооценка нравственных качеств личности младших школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - N 7. - С. 76-78.
Шемшурина А. И. Диагностика нравственно-этической воспитанности детей и подростков в системе непрерывного этического воспитания : научно-методическое пособие для педагогов и классных руководителей // Этическое воспитание. – 2007. - N 2. - С. 4-95.
Шемшурина А. И. Нравственное воспитание школьников // Этическое воспитание. - 2008. - N 5. - С. 5-40.
Шитякова Н. П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников // Начальная школа. – 2006. - N 12. - С. 16-21.
|
|
|