|  | 
          Икт как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии
            
              | ИКТ как средство  развития творческих способностей учащихся
 
 на уроках технологии.
 
 
 
 Анализ проблемы развития творческих способностей во многом  определяется тем, что мы  вкладываем в это понятие. Очень часто в повседневной жизни творческие способности рассматриваются как  способностями к различным видам художественной деятельности, т.е. умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку.
 
 Что такое творческие способности на самом деле? Это понятие тесным образом связано с понятием «творчество» и «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается что-то новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
 
 В поведение человека, его деятельности можно выделить два основных вида поступков. Первый: воспроизводящий или репродуктивный. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и повторением уже знакомых приемов, навыков. Второй: творческий, результатом которого является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий.
 
 Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками.
 
 Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода, которая требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
 
 
 
 Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Развитию творчества ребенка способствует наличие генетической основы и условий социально-педагогического характера.
 
 Для того, чтобы дети развивали творческие способности, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных данных. Творческие способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.
 
 Творчество начинается с новой идеи. Новые идеи могут появляться как на основе новой информации, так и без нее. Чтобы ребенок мог создать что-то новое он должен опираться на уже  известное, иметь материал, хранящейся в памяти. Чтобы дети начали творчески применять полученные  ими ранее знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в предложенной им деятельности.  Должна быть организована мотивация к действию.
 
 Последовательность творческой деятельности ребенка заключается в том, что на самом первом этапе, познакомившись с образцами работ разного уровня сложности, дети составляют свою композицию изделия. В первых работах непременно включаются элементы, обязательные для начального обучения. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении, предполагаются готовые образцы, в которые дети по желанию могут вносить изменения. Все равно в каждом образце проявится индивидуальность исполнения.
 
 Пробуждения интереса к действию, следует начинать с демонстрации пособия, творческих работ. Показ рассчитан на пробуждение переживаний учащихся, вызванных созерцанием красивого изделия, мастерски выполненного преподавателем.
 
 И в этом случае невозможно обойтись без информационно-коммуникационных технологий, которые являются в первую очередь современными наглядными средствами обучения.     Мультимиедийная поддержка уроков технологии предоставляет учащимся возможность активного «визуального» овладения учебным материалом, позволяет узнавать свойства изучаемого объекта, связать его зримый образ с физическими или техническими параметрами, задающими его.
 
 Применение средств информационных технологий на уроках технологии:
 
 • Повышает эффективность учебного процесса;
 
 • Облегчает понимание и восприятие материала учащимися;
 
 • Увеличивает психологическую обоснованность принятия необходимых
 
 выводов, решений, обобщений;
 
 • Сокращает время на подачу учебного материала и на вводный инструктаж;
 
 • Развивает активность и самостоятельность учащихся;
 
 • Дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом;
 
 • Способствует развитию внимания, памяти учащихся, информационно-коммуникативной компетенции, логического мышления;
 
 От учителя, использующего средства информационных технологий требуется развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы.
 
 Есть несколько методических условий, выполнение которых
 
 обеспечивает успешное использование наглядных  мультимедийных средств обучения:
 
 1) хорошее обозрение;
 
 2) чёткое выделение главного, основного при показе иллюстраций;
 
 3) детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения
 
 сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения усвоенной
 
 учебной информации;
 
 4) привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в
 
 наглядном пособии, постановка перед ними проблемных заданий наглядного
 
 характера.
 
 Выполнение      данных    условий    при    использовании   средств
 
 информационных технологий значительно повышает эффективность уроков.
 
 Применение ИКТ способствует развитию творческих способностей учащихся, дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественную потребность в общении и игре, стремление к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые изделия.      Богатейшие возможности предоставления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования.
 |  |  |