Главная страница

«Гендерный подход в образовании детей дошкольного возраста»


Скачать 116.47 Kb.
Название «Гендерный подход в образовании детей дошкольного возраста»
Дата 16.02.2016
Размер 116.47 Kb.
Тип Документы

«Гендерный подход в образовании детей дошкольного возраста»

ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и  включающий в себя психологические, социальные и культурные  отличия  между  мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками). 

- социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

(слайд 1) Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

(слайд 2) Актуальность

  1. Новые подходы к организации педагогического процесса, определенные ФГТ,предлагают несколько иной взгляд на содержание нравственного воспитания дошкольников, выделяя помимо формирования семейной и гражданской принадлежности вопросы гендерного воспитания дошкольников. Очень важно сформировать у ребенка понимание что он девочка или мальчик, а когда вырастет, будет женщиной или мужчиной и эта принадлежность к полу не изменится.



  1. Социальные изменения происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Многие женщины стали занимать лидирующее положение среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность  играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в  «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми старших групп, мы заметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умели договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

Всё это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации  дошкольников.

(слайд 4)Образовательные задачи гендерного воспитания в детском саду

  • Воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру.

  • Углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Освоение гендерных ролей

(слайд 5)Условия гендерного развития

Гендерная идентичность ребенка формируется с помощью родителей и воспитателей, которые в свою очередь взаимодействуют с ребенком и между собой, а также формируется с помощью предметно-развивающей среды.

(Слайд 6) Выстраивание модели образовательного пространства ведётся  по 4 направлениям:

  1. Знакомство  педагогов  с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;

  2. пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе;

  3. построение соответствующей развивающей среды;

  4. Построение модели педпроцесса;

(слайд 7) Реализация 1 направления в ДОУ: знакомство  педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения

   На начальном этапе нашей главной целью  было заинтересовать  членов педагогического коллектива  данной работой и предоставить возможность для творческого отношения к воспитанию мальчиков и девочек. Подбирали и анализировали теоретический и практический материал по данной теме. Изучали психолого- педагогическую литературу по теме «Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста». Мною был проведён семинар- практикум для педагогов «Гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников»; провели консультации: «Дифференцированный  подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек»; «Игры мальчиков и девочек», «Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста».  

(слайд 8) Педагоги узнали как важен дифференцированный подход к девочкам и мальчикам как при общении с ними, так и при организации различных видов деятельности на занятиях и в повседневной жизни:

- при обучении важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, построенных на основе слухового восприятия.

- мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

- при организации занятий рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает на 1,5 года от кисти руки девочки.

- при оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации и т.д.) необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, форме оценки, ее публичности. Для девочек важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п.

- для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы и т.д. Каждый приобретенный навык, результат положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно мальчики, добившись результата и получив радость, готовы повторять одно и то же несколько раз.

- мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии, а является положительным эмоциональным фоном.
(слайд 9) Реализация 2 направления:пропаганда педагогических знаний по данной проблеме с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе.

Моя работа с родителями носила информационно – практический характер. Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью нами проводятся различные формы работы с родителями:консультации, беседы, наглядная информация по таким темам как: «Мальчики и девочки – любить по-разному, воспитывать по разному », «Мир движений мальчиков и девочек» «Как и во что играют мальчики и девочки» Семинар-практикум «Семья глазами ребенка». На родительских собраниях производился обмен опытом по воспитанию детей в семье. 

(слайд 10) провели конференцию отцов «Отец - семьянин, воспитатель»; спортивные праздники

(слайд 11) В группах оформлены фотовыставки « Лучшая в мире семья- моя!», «Моя дружная семейка»,

(слайд 12) проведёны  конкурсы среди родителей «Руки  папы, ручки мамы и мои ручонки» (мамы изготавливали кукол, вязали крючком, вышивали, папы участвовали в конкурсе «Трудятся –мальчики, трудятся девочки» изготавливали оборудование для различных видов труда, «Лучший физкультурный уголок»; «Играют- мальчики, играют -девочки» (оснащение уголков сюжетно-ролевых игр Пожарные, Строители, Наша улица). Дети старшего дошкольного возраста очень любят игры с макетами.

Родители старших групп приняли участие в пошиве военной формы для детей (3 вида войск)

(слайд 13) Совместно с родителями в ДОУ проводятся культурно- досуговые мероприятия:  «День матери»,«Папа – лучший друг». Родители являются активными участниками проводимых в детском саду мероприятий. На слайде. К юбилею Тукая было инсценировано произведение поэта, в котором мамы приняли активное участие.

(слайд 14) Реализация 3 направления : построение соответствующей развивающей среды

Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно- пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных  особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование  отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.

В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают  игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями.

(слайд 14) В группах нашего детского сада созданы условия для игр «пожарных», «строители», «военных», «рыцарей» идр. (слайд 15) Для девочек – «Салон красоты», «Больница», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми атрибутами. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки- женские.

 (слайд 16, 17) Для реализации гендерного подхода в  приобщении старших дошкольников к  азам трудовой деятельности взрослых  оснастили   необходимым оборудованием Детскую кухню и Мастерскую Умелкина.

Конструктивная деятельность  одно из любимых занятий как мальчиков так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки.  Вот  мы и решили оборудовать  в детском саду свойЛего – ленд. Каких только конструкторов там нет: начиная от крупных напольных до мелких различных видов и назначений. В Лего-ленде имеются  образцы построек, мелкие игрушки для обыгрывания.

 В оформлении помещений детского сада используем простейшие маркеры гендерных различий:

  1. Дифференцируем на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков; ( для девочек – цветы, куклы; для мальчиков – машинки, самолёты и т.п);

  2. Подбираем полотенца для вытирания рук двух разных цветов; разное постельное бельё, покрывала;

  3. Различная форма для физкультурных занятий;

  4. Стаканчики для полоскания рта для девочек и мальчиков;

(слайд 18) Реализация 4 направления: построение модели педпроцесса

Модель педагогического процесса выстроена таким образом что при обучении и воспитании  мальчиков и девочек в разных видах деятельности педагоги используют дифференцированный подход. При организации и проведении занятий педагогами учитываются  психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность.

В нашем ДОУ работает  разные  специалисты  и  поэтому перед нами встаёт необходимость  координации, т.е согласования их деятельности. Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. Решением задач гендерного воспитания занимаются не только воспитатели, но и специалисты: педагог- психолог, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, учитель- логопед, педагог по изодеятельности. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы.

(слайд 19) Одним из приоритетных направлений развития нашего ДОУ является  физическое развитие воспитанников. Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек,  осуществляем дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются  физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. На таких занятиях используем следующие методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников:

  1. Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем)

  2. Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки -5)

  3. Различия в обучении сложным двигательным движениям ( метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам)

  4. Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки)

  5. Различия в оценке деятельности  (для мальчиков важно что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как)

  6. Акцентрирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.

В нашем дошкольном учреждении ведётся работа по оснащению спортивных уголков в группах в соответствии с потребностями мальчиков и девочек. Мы стараемся максимально учесть их интересы.

 Находясь в поиске эффективных педагогических средств для формирования у детей гендерной устойчивости организовали в детском саду  студию спортивный кружок для мальчиков «Играем в баскетбол». Группа  мальчиков посещает спортивныйклуб «Радуга» где занимаются восточным единоборством «Каратэ» под руководством тренера НутфуллинаРамиля, который стажировался за границей, его воспитанники не раз занимали призовые места в соревнованиях как районного так и регионального значения.

(слайд 20) Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально- ритмических движениях  используем дифференцированный подход: мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости(наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле.  Неоценимую помощь  в решении задач  воспитания детей с учётом их гендерных особенностей  оказывает народный фольклор (потешки, частушки, дразнилки, поговорки, народные игры).

(слайд 21) Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно- бытовой и нравственно- этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания. А помогают в этом такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используем при театрализации. Мы знакомим детей с русскими народными играми, пословицами и поговорками о женских и мужских качествах, о семье, труде, проводим   беседы  на темы:  «Семейные традиции и обычаи русского народа», «Как трудились и отдыхали в старину». На слайде дети по мотивам сказок Пушкина изготавливали персонажей: девочки – царевну лебедь, мальчики – богатырей.

(слайд 22) социально-личностное развитие

(слайд 23) достигнутые результаты

  • Повысился уровень психолого- педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал.  

  • Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного  пола.

  • Выросла культура поведения  и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам.

  • Наработанный опыт педагогического коллектива будет углубляться и совершенствоваться  в дальнейшем.

Практикум для родителей «Семья глазами ребенка»

Задание №1 Методика «Ладошка» по Питюкову В.Ю.

Педагог-психолог: Для начала давайте поиграем. Перед вами лежат листы бумаги и карандаши. Нарисуйте, пожалуйста, свою ладошку и представьте, что это ваша семья. Каждый палец на этой ладошке – член вашей семьи. Ваша задача – подписать каждый палец и поставить номер в том порядке, в котором вы рисовали членов вашей семьи (родители рисуют).

Расскажите, как вы расположили членов вашей семьи и почему? (Высказывания родителей.)

Интерпретация рисунков «Ладошка».

Педагог-психолог: Данная методика позволяет выявить самого авторитетного, доминантного члена семьи, выявить эмоционально тесные связи между членами семьи, выявляет наиболее отдаленного члена в семье. Позволяет проанализировать свою самооценку (адекватная, завышенная, заниженная). А теперь сравните свои рисунки с рисунками ваших детей (раздаются рисунки детей; сравнение взрослых и детских рисунков «Ладошка»; совместный анализ по желанию родителей). У некоторых из вас рисунки по расположению членов семьи совпадают, а у кого-то совершенно не похожи. Это значит, что видение семьи ваше и вашего ребенка требует некоторой переоценки. Все рисунки детей дают нам информацию о том, что происходит в семье так или не так, как хотелось бы ребенку. Возможно – это ключ к решению вопросов, на которые вы не могли найти ответы. (В целом обсуждались следующие параметры: эмоциональная связь семьи, самооценка, значимые/незначимые члены семьи, доминантный / менее эмоциональный член семьи, дополняющие элементы (животные, растения, явления природы и т. д.), добавление новых членов семьи, если «забыл» нарисовать какого-либо члена семьи.)

Задание №2- «Девочки это…, мальчики - это…»

Известно, что в раннем возрасте ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик и обозначает себя соответствующим образом. В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами и это принадлежность к полу не изменится от ситуаций или личных желаний ребенка. Как показали проведенные исследования, все дети данного возраста знают свою половую принадлежность.

Предлагаю, родителям мальчиков написать – определение мальчики – это…., мальчики должны быть…; а родителям девочек – «девочки это - …, девочки должны быть…».

Спасибо за внимание.