Главная страница

Формирование и развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста


Скачать 64.25 Kb.
Название Формирование и развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Дата 12.02.2016
Размер 64.25 Kb.
Тип Документы

Чаленко Ольга Луковна

заведующая методическим отделом,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «Детская Экологическая станция» г. Новый Уренгой

Формирование и развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного

и младшего школьного возраста
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Каждый из нас – изначально, по своей природе, исследователь. Однако ни для кого не секрет, что по мере взросления человек утрачивает непосредственное стремление к познанию мира. То, что в детстве казалось удивительным, - в зрелости потеряло свое очарование. Социальные отношения, традиции – все это формирует представление о незыблемости и неизменности мира. Ситуация неопределенности зачастую лишает нас изначального стремления к свершению открытий. Прекращая реагировать с исследовательской позиции на разнообразие жизненных ситуаций, мы можем оказаться неготовыми к значимым жизненным изменениям.

В.И. Вернадский указывал на плодотворность взаимодействия всех сфер человеческой культуры в процессе познания мира. Наука и повседневность не должны быть разделены, и только понимание их взаимосвязи поможет избежать множества ошибок и разочарований. Для того, чтобы стремление к приобретению новых знаний не утрачивалось, необходимо воспитывать исследовательскую культуру. Изучение различных научных концепций, принципов и способов освоения мира – вот действенный инструмент сохранения и развития врожденной познавательной позиции.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире.

Для развития исследовательских способностей детей изучению природы я отвожу особое место. Ведь природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Дети интуитивно ощущают себя ее частью, и потому взаимодействие с природой для них органично и естественно.

У маленького ребенка восприятие еще очень несовершенно. Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает детали. Восприятие детей младшего и дошкольного возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет — это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним. Наблюдательность у детей воспитывается в процессе игры. Полезны специальные игры, в которых создается установка обращать внимание на детали, сравнивать, находить черты сходства и различия.

У детей младшего школьного возраста в характере восприятия очень много общего с восприятием старших дошкольников. Так же как и дошкольники, они воспринимают окружающее большей частью на основе схватывания каких-то отдельных, бросающихся в глаза, случайных признаков, несущественных свойств предметов и явлений. Дети младшего школьного возраста из-за недостаточности жизненного опыта часто не могут выделить основное и существенное в наблюдаемых явлениях, затрудняются в их описании, пропускают важные детали, отвлекаются случайными, несущественными деталями.

Однако лишь в процессе школьного обучения ребенок систематически приучается к наблюдению как целенаправленной, планомерной и организованной деятельности.

Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения на занятиях в кружке «Мир вокруг нас» использую самые разные методики и формы проведения занятий: игра, проведение простейших опытов, экскурсии, наблюдения, проблемные ситуации и вопросы, практическая и лабораторная работа, творческие задания, вопросы и ситуации, что позволяет активизировать познавательный интерес обучающихся.

Систематические практические и лабораторные занятия, широкое использование наглядных пособий, экскурсии, ознакомление с разными видами производственной деятельности — все это дает огромный материал для развития восприятий и наблюдательности учащихся.

Наблюдения и экскурсии являются очень важным методом познания природы. Которые дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления о животных, растениях и сезонных явлениях природы, но учиться ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.

Демонстрация наглядных пособий (рисунков, схем, диаграмм и т. п.), проведение лабораторных работ и экскурсий только тогда достигают цели, когда обучающиеся ясно сознают задачу наблюдений. Без этого они могут смотреть на предметы, и тем не менее не видеть самого главного. Наблюдение эффективно, если оно совершается под руководством и с помощью взрослых. Если дать детям расчлененную задачу — наблюдать не весь объект в целом, а по частям, дети успешно справляются с такой задачей.

Развитию наблюдательности чрезвычайно способствует правильная организация их наблюдений за погодой, природой, развитием растений, поведением животных. При проведении экскурсий, туристских походов и т.д. следует побуждать обучающихся обращать внимание на характерные детали и различные особенности предметов и явлений, сопоставлять и сравнивать их, усматривать их различие и сходство, замечать их связи и отношения.

Развитие наблюдения у обучающихся связано с их общим развитием, совершенствованием их мыслительной деятельности. При правильном руководстве педагога у детей развивается умение подмечать существенные детали, улучшается взаимосвязь анализа и синтеза в самом процессе восприятия.

Важно пробудить в детях любознательность к окружающим явлениям природы и общества, создать у обучающихся привычку смотреть на окружающее глазами не равнодушного и поверхностного зрителя, а пытливого и прозорливого наблюдателя и испытателя.

Наблюдения за явлениями природы расширяют кругозор и представления детей, вооружают их необходимыми знаниями, умениями, навыками, учат любить и охранять родную природу.

Окружающий мир – это большая книга природы и необходимо начинать обучение с наблюдений природы. Поэтому я вместе со своими обучающимися с первых чисел сентября каждого года веду наблюдения за погодой, отражая в календаре наблюдений направление ветра, виды облачности, наличие и отсутствие осадков, показания температуры и особые природные явления. Наблюдения за погодой ведутся ежедневно, а дополнения делаются по мере появления интересных явлений.

Наблюдения за погодой нельзя не увязывать с сезонными наблюдениями в природе. Без связи изменений погоды с изменениями жизни растений и животных ведение календаря природы становится сухой и скучной обязанностью. На основе наблюдений за явлениями природы обучающиеся правильно осмысливают их взаимосвязь: например, отлет различных видов птиц говорит о приближении зимы, а прилет грачей, ручьи, проталины, первые кучевые облака на синем небе говорят о наступлении весны.

Чтобы дети правильно и с любовью вели календарь природы, педагогу необходимо научиться вести такой календарь самому. Исходной частью работы по наблюдению за природой являются экскурсии. На основе собранных материалов и полученных обучающимися впечатлений, наблюдений строится дальнейшая работа в группе по уточнению полученных представлений и их систематизации.

Я предлагает детям каждый день по пути в школу обращать внимание на цвет неба, на поведение птиц и других животных, подумать над тем, что можно поместить в календаре. На занятии мы обобщаем наблюдения, сделанные детьми в течение дня. Постепенно обучающиеся научатся делать обобщения, которые обычно проводятся по понедельникам. Ребята сумеют подсчитать, сколько было за неделю солнечных, пасмурных, дождливых дней, обратить внимание на изменение в природе (выпал первый снег, замерзли лужи, набухли почки на тополе). Ведя календарь и делая такие обобщения, обучающиеся усваивают, что в неделе 7 дней (6 учебных и 1 – выходной, запоминают названия, дни недели, их порядок, закрепляют понятия: вчера – сегодня – завтра).

Первое время все оформление календаря производит педагог в присутствии детей. Постепенно дети приучаются к самостоятельности. В дальнейшем устанавливается порядок: кто из детей первый заметит какое-либо новое явление, делает отметку в календаре. Это служит стимулом для развития интереса и наблюдательности. Каждый ребенок стремится заметить что-то новое, чтобы принять участие в оформлении календаря. Содержание календаря усложняется по мере приобретения обучающимися новых знаний. Дети приучаются систематически наблюдать природу, узнают, что осень сменяется зимой, зима – весной, весна – летом. Календарь природы приучает детей рассматривать каждое явление в движении, развитии, усваивать характерные особенности каждого времени года. После каникул наблюдение за погодой и оформление календаря продолжается.

Таким образом, опыт показывает, что даже проявляющаяся спонтанно поисковая, исследовательская активность детей может привести к появлению психического новообразования, именуемого исследовательскими способностями.

_________________________________________
1. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. -М. Просвещение, 1978.

2. Головина Т.Н. Практические работы по географии во вспомогательной школе. -М. Просвещение, 1965.

3. Горощенко В. П Никитина В.С Радзиевская М.И. Уроки природоведения в 4 классе. Пособие для учителей. Изд. 2-е. -М. Просвещение, 1973.

4. Как знакомить дошкольников с природой Пособие для воспитателей детского сада Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.М. Маневцова и др. Под ред. Саморуковой П. Г. -2-е изд дораб. -М. Просвещение, 1983.

5. Кузнецов Ю.В. Работа с календарем природы и труда во вспомогательной школе.