Главная страница

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования


Скачать 1.58 Mb.
Название Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
страница 8/11
Дата 13.03.2016
Размер 1.58 Mb.
Тип Документы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Тема 5.5. Страны Западной Европы и США в 1918-1939гг.

I. . 11 ноября 1918 г. с подписанием Компьенского перемирия закончилась Первая мировая война. Заполните таблицу.

«Участники Первой мировой войны»

Страна-победительница в Первой мировой войне

Страна, побежденная в Первой мировой войне











































II. Ответьте на вопрос: какие проблемы решались на Парижской мирной конференции 1919 г.?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------III. Ответьте на вопрос: каковы главные условия Версальского мирного договора?

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------IV. Заполните пропуски в тексте и ответьте на вопрос. Высшим органом Лиги Наций являлся----------------------------------------------------.Какие из перечисленных стран были постоянными членами --------------------? Лишнее зачеркните.1) Франция. 2) Великобритания. 3) Италия. 4) Япония. 5) США. 6) Россия.

V. Какие факторы предопределили непрочность Версальско-Вашингтонской системы? Выберите правильный ответ. Лишнее зачеркните.

1.Традиционное военно-силовое мышление политических лидеров стран-победительниц и их непомерные требования.

2.Создание системы мелких государств в Европе.

3.Отсутствие экономической программы восстановления Европы.

4.Исключение Советской России из договорной системы.

5.Возложение исключительно на Германию «вины за войну» и чрезмерные репарации.

6.Противоречия между великими державами.

7.Отказ США подписать Версальский договор и их изоляционизм.

8.Слабость Лиги Наций как международной организации, призванной обеспечить мир.

9.Отказ Германии подписать Версальский договор.

VI. 1. Ответьте на вопрос: каковы особенности мирового экономического кризиса 1929—1933 гг.? Выберите правильные ответы.

1)Кризис начался в США — наиболее передовой стране капиталистического мира.

2)Кризис начался в Европе, в менее развитых в экономическом отношении странах, чем США.

3)Кризис охватил всю мировую экономику и стал мировым, глобальным.

4)Кризис стал самым продолжительным в истории капитализма.

5)Кризис имел серьезные социальные последствия и

вызвал небывалый рост безработицы и обнищание отдельных слоев общества.

в) Это был кризис определенного этапа в развитии капитализма и означал переломный момент в его развитии.

7)Кризис охватил лишь мировую финансовую систему и не затронул промышленное производство.

2.Каковы причины экономического кризиса 1929—1933 гг.? Выберите правильные ответы. Лишнее зачеркните.

1)Ограничение конкуренции в результате монополизации производства в ряде отраслей.

2)Спекулятивный бум на рынке ценных бумаг.

3)Ограниченность массового потребления в условиях массового производства.

4)Отсутствие регулирующей роли государства.

5)Усиление государственного вмешательства в экономику.

6)Неограниченная стихия рыночных отношений.

7)Падение цен на сельскохозяйственные продукты.

3. Выберите главные направления «нового курса » Ф. Рузвельта. Лишнее зачеркните.

1)Ограничение конкуренции среди предпринимателей.

2)Утверждение права на организацию профсоюзов и заключение коллективных договоров между рабочими и предпринимателями об условиях труда.

3)Уменьшение государственных социальных расходов.

4)Запрет профсоюзов и стачек.

5)Организация общественных работ для безработных.

6)Установление системы социального обеспечения, включая пособия по безработице, инвалидности и пенсий по старости.

7)Установление минимальной почасовой оплаты труда и максимума рабочей недели, запрещение детского труда.

8)Восстановление деловой активности.

9)Увеличение государственных социальных расходов.

10)Урезывание демократических прав.

VI. Впишите в текст названия политических режимов

А. -------------------------------------------------режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Б.------------------------------------------------------- режим характеризуется государственно-политическим устройством общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом(классом, партией, элитной группой и т. д.) при минимальном участии народа.

В. -------------------------------------режим основан на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и обеспечении граждан широким кругом прав и свобод.

VII. Напишите определение следующих терминов и понятий:

Популизм:-------------------------------------------------------------------------------------

Локаут:-----------------------------------------------------------------------------------------

Стачка:------------------------------------------------------------------------------------------

НСДАП:-----------------------------------------------------------------------------------------

Вермахт:-----------------------------------------------------------------------------------------

Дефицит бюджета:------------------------------------------------------------------------------

Инфляция:-----------------------------------------------------------------------------------------

Новый курс:---------------------------------------------------------------------------------------

Кейнсианство:------------------------------------------------------------------------------------

Тема 5.6. СССР в 1918- 1941 гг.

I. Перечислите причины Гражданской войны в порядке их значимости:

а)участие в мировой войне приучило людей решать все

вопросы при помощи насилия;

б)нежелание бывших собственников мириться с экспроприацией своей собственности, произведенной большевиками;

в)борьба различных партий за власть;

г)разгон Учредительного собрания;

д)заключение Брестского мира;

е)экономическая политика большевиков в деревне весной— летом 1918 г.

II. Из конституции Уфимской директории В своей деятельности по восстановлению государственного единства и независимости России Временное всероссийское правительство должно ставить... неотложные задачи:

1.Борьба за освобождение России от советской власти.

2.Воссоединение отторгнутых, отпавших и разрозненных областей России.

3.Непризнание Брестского мира... и восстановление фактической силы договорных отношений с державами согласия...

Какова главная цель демократической контрреволюции? Каковы главные политические требования конституции Уфимской директории?------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

III. Прочитайте документы и запишите ответы на вопросы. Из обращения адмирала А. В. Колчака к населению

18 ноября 1918 г. Всероссийское Временное правительство распалось. Совет министров принял всю полноту власти и передал ее мне, адмиралу русского флота Александру Колчаку. Приняв крест этой власти в исключительно трудных условиях гражданской войны и полного расстройства государственной жизни, объявляю: я не пойду ни по пути реакции, ни по гибельному пути партийности. Главной своей целью ставлю создание боеспособной армии, победу над большевиками и установление законности и правопорядка, дабы народ мог беспрепятственно избрать себе образ правления, который он пожелает, и осуществить великие идеи свободы, ныне провозглашенные по всему миру.

1. Каковы политические взгляды адмирала Колчака? Можно ли считать его сторонником реставрации царских порядков? 2. Какую главную политическую цель он ставил перед собой?

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

IV.Заполните таблицу «Иностранная интервенция в Советской России»:

Дата

Территория оккупации

Войсками какой страны




























































































V.Подчеркните правильный ответ

1.После Октября 1917 г. оппозиционные большевикам партии:

а) поддержали политику большевиков;

б) вступили в ряды Красной Армии;

в) возглавили антибольшевистские выступления;

г) приглашены большевиками в правительство.

2. Летом 1918 г. происходит:

а) подавление мятежа левых эсеров; б) разгон Учредительного собрания;

в) принятие Декларации прав народов России; г) закрытие всех буржуазных газет.

3. К 1920 г. относится:

а) прорыв обороны П. Н. Врангеля на Перекопе; б) выступление А. И. Деникина на Москву; в) поход войск Н. Н. Юденича на Петроград;

г) поход войск Л. Г. Корнилова на Петроград.

4 Завершающим этапом Гражданской войны на европейской части России был:а) поход войск А. И. Деникина на Москву;б) прорыв обороны П. Н. Врангеля на Перекопе;в) захват армией Н. И. Махно Екатеринослава;г) поход войск А. В. Колчака.

5. В годы Гражданской войны:

а) сократилась смертность населения;б) резко возросли эпидемии;

в) заболеваемость осталась на довоенном уровне;г) все дети рождались здоровыми.

6. В годы Гражданской войны:

а) улучшилось положение рабочих;б) ухудшилось положение всего населения;в) участились забастовки рабочих и служащих;г) население не помогало Красной Армии.

7. В интервенции против Советской России участвовала:а) Корея;б) Персия;в) Индия; г) Япония.

8. В 1920–1921 гг. по стране прокатились крестьянские восстания против большевиков, получившие название «малой гражданской войны». Это понятие включало:

а) крестьянские восстания в Тамбове, Поволжье, Кубани, Сибири против Советов;б) создание «партизанских отрядов» из дезертиров Красной Армии;

в) саботаж крестьянами политики продразверстки;г) войну с остатками войск интервентов.

9. Для политики «военного коммунизма» характерно введение:

а) централизованного руководства всей промышленностью;

б) экономических методов хозяйствования;

в) денежной единицы, обеспеченной золотом;

г) свободных цен на многие товары.

10. Для экономической политики 1918–1920 гг. характерны:

а) прямой продуктообмен в промышленности;б) свободная торговля промтоварами в городе;в) свободная торговля товарами на селе;г) торговля с зарубежными предпринимателями.

11. Итогом Гражданской войны было:а) распад России на множество государств;) восстановление советской власти на территории всей страны;

в) заключение мира между белыми и красными;г) восстановление династии Романовых.

VI. Дайте определения понятий:

Гражданская война-----------------------------------------------------------------------------

иностранная интервенция-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

продразверстка------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«военный коммунизм»-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

террор.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Нэп----------------------------------------------------------------------------------------------

продналог--------------------------------------------------------------------------------------

Коминтерн----------------------------------------------------------------------------------------

денационализация------------------------------------------------------------------------------

концессия.----------------------------------------------------------------------------------------

VII. Заполните сравнительную таблицу:


Линии сравнения

«Военный коммунизм»

НЭП

Основная экономическая задача







Меры в области сельского хозяйства







Меры в области промышленного производства







Меры в области товарно-денежных отношений







Меры в области трудовых отношений







VIII. Заполните таблицу «Индустриализация в СССР»:


Цели индустриализации




Источники




Итоги




Значение




Цена форсированной индустриализации





IX. В постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по лик­видации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» 30 января 1930 г., в частности, говорилось: «...принять в отношении кулаков следующие меры:

а) первая категория — контрреволюционный кулацкий актив немедленно ликвидировать путем заключения в концлагеря, не останавливаясь в отношении организаторов террористических актов, контрреволюционных выступлений и повстанческих организаций перед применением высшей меры репрессии;

б) вторую категорию должны составить остальные элементы кулацкого актива, особенно из наиболее богатых кулаков и полупомещиков, которые подлежат высылке в отдаленные местности Союза ССР и в пределах данного края в отдаленные районы края;

в) в третью категорию входят оставляемые в пределах района кулаки, которые подлежат расселению на новых, отводимых им за пределами колхозных хозяйств участках». Это постановление было секретным. Объясните почему. Обсудите , почему в конце 20-х — начале 30-х гг., по словам известного писателя А. Солженицына, неудержимо шло раздувание хлесткого термина «кулак».

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В дневнике писателя К. Чуковского есть такая запись (октябрь 1932 г.): «Вчера парикмахер, брея меня, рассказал, что он бежал с Украины, оставил там дочь и жену. И вдруг истерично: «У нас там истребление человечества! Ис-треб-ле-ние человечества. Я знаю, я думаю, что вы служите в ГПУ (!), но мне все равно: там идет истреб-ле-ние человечества. Ничего, и здесь то же самое будет. И я буду рад, так вам и надо!»

Что вам известно о голоде начала 30-х гг.? Напишите короткое эссе (сочинение-размышление) на тему «Голод и коллективизация: рукотворная трагедия?», используя дневниковую запись Чуковского.
X. Прочитайте документы и запишите ответы на вопросы. Из дневника учителя истории И. И. Шитца. 1929 г.

50-летний день рождения Сталина «отпразднован» бесчисленными приветствиями вождю (и даже «теоретику» ленинизма), перепечатанными в газетах. Вся страна превратилась в верноподданных (везде повторяется: «Тебе, вождю», «Тебе, стальному вождю»), не без оттенка институтской восторжен­ности (почти все приветствующие шлют «пламенный привет», либо «горячий привет», либо «пламенный пролетарский», либо «пролетарский горячий»).

Из книги Л. Д. Троцкого «Преданная революция»

Все более назойливое обожествление Сталина является, при всей своей карикатурности, необходимым элементом режима. Бюрократии нужен неприкосновенный суперарбитр, первый консул, если не император, и она поднимает на своих плечах того, кто наиболее отвечает ее притязаниям на гос­подство. «Сила характера» вождя, которой так восторгаются литературные дилетанты Запада, есть на самом деле итог коллективного напора касты, готовой на все, лишь бы отстоять себя. Каждый из них на своем посту считает: «Государство — это я!» В Сталине каждый без труда находит себя. Но и Сталин в каждом из них открывает частицу своего духа. Сталин есть персонификация бюрократии: в этом и состоит его политическая личность.

О какой черте сложившейся в СССР политической системы идет речь в приведенных документах?

В чем видит Л. Д. Троцкий истоки культа личности Сталина?

Согласны ли вы с его суждениями? Какие еще причины появления культа личности Сталина вы можете назвать?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

XI. Заполните сравнительную таблицу. Основные задачи советской внешней политики

В какой области

1928—1933 гг.

1933—1938 гг.

По линии Коминтерна







В области межгосударственных отношений







В области экономического сотрудничества с западными странами









1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11