Главная страница

Эссе Воспитать человека


Скачать 37.58 Kb.
Название Эссе Воспитать человека
Дата 29.02.2016
Размер 37.58 Kb.
Тип Документы

Эссе

Воспитать человека

Никто не становится хорошим человеком случайно.

Платон.
Педагог с любым стажем и опытом педагогической работы готов часто вопрошать: «Господи, научи меня! Помоги быть хорошим учителем и воспитателем!» И ответы находятся, если внимательно изучить толковые словари, статьи о воспитании, опыт лучших педагогов, Положения Закона «Об образовании», методические рекомендации классному руководителю.

Толкование слова «воспитание» мне близко в определении лингвиста С.И.Ожегова, который под процессом воспитания понимал «навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни».

Всё начинается с семьи, которая имеет огромное влияние на жизнь растущего ребёнка. Ведь именно в семье формируются его первичные ценностные ориентации и социальные установки. В современном мире в представлениях воспитанников о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. В повседневной жизни можно наблюдать факты отклонения человека от морально – нравственных принципов. И учитель, даже самый талантливый, не исправит ошибок родителей и влияния окружающей жизни. Но, пожалуй, личность педагога может оказать самое сильное влияние на нравственное развитие школьников.

Многие воспитатели заблуждаются, полагая, что одно яркое «мероприятие» способно изменить мировоззрение ребёнка. Воспитание – это систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки её к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Необходима постоянная работа, а если процесс воспитания прерывается, идёт от случая к случаю, то воспитателю приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того, чтобы вырабатывать устойчивые навыки. Цель воспитателя состоит в том, чтобы обеспечить всестороннее развитие, создать такие условия, в которых воспитанник не смог бы оставаться равнодушным участником воспитательного момента.

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для воспитанников убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в ходе обучения. Духовная близость и уважение к педагогу зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. «Если учителя будут относиться к ученикам с любовью, - отмечал Я.А.Коменский, - тогда они завоюют их сердца».

Учителя, классные руководители должны постоянно работать над собой, стремиться к нравственному самоусовершенствованию, преодолевать свои слабости, недостатки, пополнять знания. Л.Н.Толстой писал: «Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя». Несомненно, каждому человеку свойственно делать ошибки, но никогда не стоит прекращать работать над собой, анализировать своё поведение и бесконечно стремиться к идеалу. И в этот процесс бесконечного становления, обновления и самосовершенствования педагог – воспитатель должен привлекать ребенка.

Воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Умственное воспитание ориентированно на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. Интеллектуальный и творческий потенциал своих воспитанников можно развивать разными методами, возможностями. Олимпиады, развивающие игры «мозговой штурм», «предметный бой», викторины, интеллектуальные фестивали – вот неполный арсенал педагогического образовательного воздействия. Использование информационно- коммуникационных технологий позволяет шире использовать интернет – ресурсы в воспитании познавательной активности и любознательности. Когда ребенок научится побеждать свое незнание и неумение, он начнет «вкушать» успех и победу. А это приведет, конечно, к очередному витку развития силы воли, памяти, воображения, самостоятельности.

Только демократический стиль общения может позволить ребенку свободно выражать свое «я». Взаимопонимание, взаимоуважение – вот основа демократического общения наставника и участника воспитательного процесса. Обязательно педагог должен советоваться с воспитанником, выявлять его интересы, стремления и запросы. Такое взаимодействие не оттолкнет ребенка, а, наоборот, создаст условия для благоприятной среды воспитания. Демократический тип общения – это та золотая середина, о которой столько говорится в педагогике.

Демократический стиль воспитания не будет целостным, если в семье существует авторитарный подход к воспитанию ребенка. Поэтому педагог должен хорошо знать семью и методы семейного воспитания.

Настоящий педагог не только знает сотни методик и рекомендаций о воспитательном процессе и становлении человека, но и слушает свой внутренний голос, развивает интуицию. А показатель один: если воспитанник тянется к тебе, понимает тебя, доверяет тебе – ты настоящий, «классный» воспитатель.