Экскурсия к водоему (подготовительная группа.)
Выполнил педагог дополнительного образования В.В. Исаева
Цель: познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира водоема
( ива, рогоз, тростник, ряска, элодея, кубышка, стрекоза, птицы, водомерка, жук-плавунец, головастики, лягушка).
Развивать мыслительные способности детей, устанавливать причинно-
- следственные связи между сезонными изменениями и жизнью
на водоеме ( тепло, ярко светит солнце, поэтому много водной растительности).
Воспитывать интерес к живой природе, желание охранять ее.
Средства: сачок, ведерки, блюдце, самодельные «фотоаппараты», природоохранные знаки.
Способы: беседа, наблюдения, игровой прием, природоохранная деятельность.
Предварительная работа: наблюдение за обитателями аквариума,
беседа о растениях, проведение опытов с водой.
Ход экскурсии:
Приближаясь к пруду, воспитатель обращает внимание детей на шум
( шелест рогоза, листвы ив, писк комаров, крики птиц,
кваканье лягушек).
В: прислушайтесь к звукам и расскажите, что услышали.
Д: шелест камыша, листьев, кваканье лягушек и т.д.
( обращается внимание на красивых стрекоз).
В: рассмотрите их окраску, понаблюдайте за полетом.
Подумайте: на что они похожи во время полета?
Д: на вертолет.
( воспитатель привлекает внимание детей к птицам: чайки или крачки).
В: как различить этих птиц?
Д: у крачки хвост раздвоенный, как у ласточки, а хвост чайки
похож на хвост голубя.
( обращается внимание детей на окраску « шапочки» на голове птиц,
хвоста, лап).
В: почему этих птиц называют водоплавающими? Почему они умеют плавать?
В: вот мы и подошли к водоему. Как называется наш водоем? (пруд)
Как вы думаете, в нем кто-нибудь живет?
Д: да, живет.
В: Посмотрите внимательно на поверхность воды.
Вот, словно конькобежец торопится куда-то водомерка.
( дети рассматривают, отмечают, что она легко скользит по воде и
не тонет ).
В: почему не тонет водомерка?
( воспитатель осторожно ловит сачком животных, обитающих на
глубине. Это могут быть личинки ручейника или стрекозы, жук-плыву-
нец, икринки или головастики лягушки, моллюски ( катушка, прудовик),
пиявки.
( дети рассматривают, сравнивают, находят сходства, различия,
затем всех животных осторожно возвращают в водоем).
В: кто еще живет в пруду?
Д: лягушка, рыбы.
(рассматривают лягушку).
В: почему лягушка зеленого цвета? Чем питается лягушка? Почему лягушка может плавать?
В: похож ли водоем на многоэтажный дом ?
Д: да
В: почему?
Д: потому, что мы видели стрекоз, которые летали над водоемом, водомерок и птиц на поверхности воды, разных личинок, насекомых, лягушек, рыбок в воде.
Все они мирно живут в водоеме, каждый на своем «этаже».
В: Какие растения растут на берегу пруда? Какие растения растут в воде?
Ребята, должны ли мыс вами заботиться о пруде? Как мы можем это сделать?
Д: не загрязнять пруд, не обижать его жителей.
На берегу пруда дети ставят таблички с нарисованными знаками о его охране.
Воспитатель предлагает детям «сфотографировать» пруд игрушечными фотоаппаратами, а придя в группу сделать фотографии (нарисовать рисунки).
Наша экскурсия закончилась. Пора возвращаться в детский сад.
|