Главная страница

Экологическое воспитание дошкольников в современном доу


Скачать 70.95 Kb.
Название Экологическое воспитание дошкольников в современном доу
Дата 12.03.2016
Размер 70.95 Kb.
Тип Документы

Экологическое воспитание дошкольников
в современном ДОУ


Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Одной из более доступных и близких мне программ, явилась программа С. Николаевой "Юный эколог", созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. "Юный эколог" включает две подпрограммы - программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Дети  старшего  дошкольного  возраста  имеют  большой  багаж   о  природе. Этому способствует довольно высокий уровень абстрагирования,
хорошо развитый анализ и синтез окружающей действительности,   большой словарный запас. Расширяются и обогащаются  знания  о  характерных   явлениях  и  свойствах  явлений.  Детям  доступны  достаточно  сложные  связи  и  зависимости,  существующие  в  природе.  Уровень  обобщённости  знаний  позволяет  переходить к  понятиям. В  этом  возрасте  у  детей  вырабатывается  эмоционально-оценочное  отношения  в  природе, к  результатам труда. Таким образом, ставятся следующие задачи:
- воспитывать  у  детей  бережное  отношение  к  окружающей  нас  природе;
- формировать  оценочное  суждение, в  котором  проявляется  наблюдательность  ребёнка,  критичность   мышления, интерес  к  миру  природы;
- формировать  представление  о  связях  и  зависимости, существующие  в  природе, выстраивать  экологические  цепочки, пользоваться  обобщающимися словами. 
- развивать  творческую  инициативу, логическое  мышление, воображение.
Ведущим  приёмом  является  беседа,  именно  беседа  помогает  детям  понять причинно-следственные  связи, сформулировать  выводы, сделать  обобщения,   выявить  нравственную  позицию  ребёнка  в  его  отношениях  к  животным,  растениям,  людям.  Речь  должна  быть  мягкой,  доброжелательной,  выразительной,  главное  эмоциональной. Прежде  чем  обратить  внимание  на  моих  воспитанников,  на  какой- либо  объект  природы, нужно  подобрать  вопросы, обратиться  к  поэтическим  образом
( стихи, загадки,  пословицы). На  зимней  прогулке  я предлагаю  ребятам подумать,  как правильно назвать зимнюю погоду, например,  сказочной,  волшебной.  Размышляя  над  этим,  дети  открывают  для  себя  столько  удивительного  в  привычном  и  обыденном:  оказывается,  сугробы  имеют  причудливую  форму,  напоминающую   притаившихся    зверей.  Предлагаю  понаблюдать  за  облаками. На  что  они  похожи?  Дети  начинают  фантазировать.
В  этом  возрасте  провожу  длительные  наблюдения.
Цикл  наблюдений  за  деревом. Дети  наблюдают  и  рассматривают дерево  в  разные   сезоны,  на  их  глазах  оно  меняется,  они  прослеживают,  кто  живёт  на  дереве,  кто  прилетает  к  нему. Постепенно  дети  начинают  о   нём  заботиться,  ухаживать,  беречь.  Даю  такие  задания, как  «  Какое  настроение  у  дерева?», « Сегодня  день  рождение  у  берёзки,  что  мы  ей  пожелаем?»,  если  это  разные  времена  года, то  детям  легче  рассматривать  наряд  у  дерева,  каждый  раз  они  замечают  изменения. Циклические  наблюдения  помогают  детям  понять  закономерности  и  связи  между  живой  и  неживой  природой,  делать  свои  небольшие  выводы,  учат  ребёнка  рассуждать,  вызывают  любознательность.
После  наблюдений   мои   дети   начинают  переживать,  их   задевает  то, что  происходит  в  природе,  они   бездушны,  и  тогда  мы   начинаем  придумывать рассказы.
Широко использую поэтическое слово. При знакомстве с  опоэтизированной  природой  детям  легче  и  доступнее  даётся  возможность  почувствовать  прелесть,  неповторимость  природы,  уяснить  её  значение  в  жизни  человека,  они   учатся   сравнивать,  как  отражено  одно  и  тоже  природное   явление  в  разных  поэтических  строках.  Читая  стихи  о  лесе  у разных авторов  С. Погореловский, «Лес»,    И. Бунин  «  Листопад», А.С. Пушкин « Уж небо осенью дышало», И.  Суриков  « Первый  снег», подвожу  детей  к  мысли,  что  лес  красив  во  все  времена  года. Дети  начинают  понимать  эту  красоту,  наслаждаться  ею  и  передают  свои  впечатления в слове и рисунке.
Познание  природы  будит  ребячью  мысль,  способствует  развитию  творчества  и  самостоятельности,  расширяются  их   представления,  позволяющие  им   сравнивать,  различать,  вдумчивее  относится  к   природе.

С детьми старшего дошкольного возраста я проводила кружок «Природа и фантазия». Мною разработаны методические рекомендации по кружковой работе, методика организации работы детей дошкольного возраста с природой.

Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах:

систематичности, последовательности, доступности и др.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Качество изготовления поделок зависит от:

    1. грамотного методического руководства со стороны воспитателя;

    2. уровня умственного развития ребенка;

    3. степени сформированности у детей практических умений и навыков работы с природным материалом;

    4. развитие у ребенка таких качеств как настойчивость, внимательность, старательность, взаимопомощь.

В кружке «Природа и фантазия» занимались дети старших и подготовительных групп (8-10 детей). Проводились занятия во 2-й половине дня, после сна. Летом и осенью заготавливали природный материал: шишки, желуди, кукуруза, подсолнух.

Работу по изготовлению поделок начинаю с легких конструкций. Например, « Стрекоза», «Вертолет». Эти поделки не требуют большого количества материала, а для соединения деталей используется пластилин.

Затем по мере овладения детьми навыков ручного труда переходили к более сложным поделкам. Использовался более сложный, но более прочный способ соединения деталей – склеивание. Для этого дети набирали клей на кить и смазывали места соединения, затем осторожно выкладывали на подставку для полного высыхания. Некоторые поделки можно соединить проволокой, например, «Аленушка» или нитками, например, «Корзиночка».

Если надо сделать отверстия, то все действия с шилом выполнял воспитатель.

Очень нравились детям совместные работы, то есть композиции. Такая организация труда способствует воспитанию дружеских отношений. Например, «Дружная семейка», «Веселый хоровод», « В лесном царстве», «Кто нашел колосок».

Лакировку игрушек делала я сама.

Проводился учет успехов и неудач детей, руководствуясь этими записями в своей работе с другими детьми.

Все поделки детей хранились в специальной экологической комнате, куда приходили дети с других групп посмотреть, там же и устраивали выставки, в конце года принимали родителей.

Схема методики проведения занятия:

1.Вступительная беседа о материале (Например, о ракушках), с которым предстояло работать. Рассказ сопровождался показом данного материала: детям разрешалось потрогать, ощутить поверхность ракушки, обследовать форму, обращали внимание на цвет.

2.Сообщение темы и показ образца.

3.Анализ образца и показ приемов создания игрушки. Здесь желательно использовать возможности детей анализировать образец. Воспитатель корректирует ответы детей, направляя их внимание на особенности работы с данным материалом.

4.Изготовление игрушки. В процессе труда воспитатель осуществляет контроль за работой детей, следит за соблюдением техники безопасности при пользовании инструментами, оказывает затрудняющимся помощь, побуждает ребят к самостоятельному поиску путей совершенствования конструкции игрушки, ее украшения, способствует проявлению дружеских отношений между детьми в ходе выполнения заданий.

5.Анализ готовой поделки, в процессе которого у детей формируется умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей.

6.Уборка рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов.

Закрепление  полученных  знаний  происходит  на   экологических  праздниках  и  развлечениях «День  рождения  Земли», «Берегите первоцветы», «День  чистоты  и  здоровья». Большими  помощниками  в   моей  работе  являются  родители. Были  проведены  экологические  викторины, совместные  выставки и природоведческие  акции:  «Самый  чистый  участок», «Чтобы  деревья  были  большими», «День  цветов», «Дом  для птиц».
Родители   вместе   с  детьми  ходят  в  походы,  на  экскурсии.  Всё  это  положительно  действует  на  детей  они  не  только  получают  знания, но и  на  личном  опыте  видят, как  относятся  их  родители  к  окружающему  миру.  У  ребёнка  откладывается  незабываемый  положительный  отпечаток  в  душе.

Для  того  чтобы  легче  отследить  знания  детей  на  каждом  возрастном этапе провожу диагностику.
   Педагогическая  диагностика  - это  система  приемов,  специально  разработанная  педагогическими  технологиями,  методик  и  тестовых  заданий, позволяющих  определить  уровень  профессиональной  компетенции  педагога, уровень  развития  ребёнка, а  также  находить  пути  улучшения  и  качества.

Проблема  экологического  образования  волнует  всех  учёных общественность, педагогов.  Чему  и  как  учить  детей,  чтобы  сформировать  у  них  на  доступном  им  уровне   современную  картину  мира. Мы  так  много  взяли  у  природы, что  не можем  ждать от  неё  милости.  Поэтому  настало  время  осознать, что  взаимоотношения  человека  с  окружающей  средой  могут  быть  решены  только  при  условии  формирования  экологического  мировоззрения  у  всех  людей,  повышения  их экологической грамотности и культуры.