Главная страница

Должность: учитель логопед. Моу «Гимназия №10»


Скачать 1.49 Mb.
Название Должность: учитель логопед. Моу «Гимназия №10»
страница 1/10
Азарова Ольга Николаевна
Дата 11.03.2016
Размер 1.49 Mb.
Тип Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Методика зрительных диктантов

в процессе коррекционной работы

на логопедических занятиях.


Исполнитель: Азарова Ольга Николаевна

Должность: учитель - логопед.

МОУ «Гимназия № 10»


СОДЕРЖАНИЕ




Заголовок
Введение


  1. Зрительный диктант как один из приемов

психологической коррекции на логопедических занятиях.

    1. Диагностика оперативной памяти.

    2. Проведение зрительных диктантов

на логопедических занятиях.

1.3. Контроль эффективность коррекционного обучения

и своевременное внесение поправок в текущую работу.

2.Наборы предложений, применяемых в качестве зрительных диктантов на первом этапе коррекционной работы.

2.1. Наборы предложений,

применяемых в качестве зрительных диктантов

на втором этапе коррекционной работы.

3. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на речевом материале зрительных диктантов.
Заключение
Список литературы

Страницы
3
5
6

10
12

21
54

58

62
63



Введение
Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, мышления и всей психической деятельности ребенка.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека.

В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.

Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются в его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших психических функций, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления.

Ограниченность речевого общения вследствие имеющихся речевых дефектов может отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, чувство неполноценности) [8].

Таким образом, речь как одна из важнейших психических функций тесно связана с другими психическими функциями (восприятие, внимание, память, мышление) и на логопедических занятиях нужно проводить работу по развитию всех психических функций, не вырывая функцию речи из общей системы.

Системный подход к детям, имеющим различные патологии в развитии, обосновал в своих работах, прежде всего, Л.С. Выготский. «Высшие психические функции, - писал он, - строятся как системы и страдают, и вызывают страдания друг друга как системы и как части систем» (Из записных книжек Л.С. Выготского. //Вестник МГУ. Психология 1977. №2. с. 94.)

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.

Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении школьников по индивидуальным образовательным маршрутам.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Задача школьного логопеда, по мнению автора данной работы, состоит в развитии индивидуальных способностей учащихся для создания возможности успешного обучения детей с недостатками речевого развития. План логопедической работы, составляемый на учебный год персонально для каждого ребенка, можно назвать индивидуальным образовательным маршрутом ученика.

Обратив в данной работе внимание на психологическую коррекцию в ходе логопедических занятий (с целью повышения уровня готовности учащихся к освоению программы), следует вспомнить, что же такое собственно «психологическая коррекция».

Психологическая коррекция – направленное воздействие на определенные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования ребенка.

Психологическая коррекция как форма работы впервые возникла в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития. Она представляет совокупность воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом развитии ребенка.

При определении основных целей и задач психологической коррекции важно помнить положение Л.С. Выготского о создании зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка в качестве основного содержания коррекционной работы. В этой связи психолого-педагогическая коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнение и тренировка уже имеющихся у ребенка способностей не делают коррекционную работу эффективной, т.к. обучение в этом случае следует за развитием, совершенствуя способности только в количественном направлении [9].

Психологическая коррекция призвана решать задачи профилактики.


  1. Зрительный диктант как один из приемов

психологической коррекции на логопедических занятиях.
В данной работе рассматривается применение на логопедических занятиях методики зрительного диктанта.

Зрительный диктант позволяет развивать память, в частности, оперативную память, а так же способствует коррекции устной и письменной речи детей-логопатов (развитие и совершенствование техники чтения, формирование орфографической грамотности).

Обратимся, прежде всего, к определению, что же такое «память».

Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации, получаемой человеком в деятельности [5].

Зрительные диктанты, как уже было отмечено выше, позволяют развивать оперативную память. Оперативная память представляет собой способность человека сохранять текущую информацию, необходимую для выполнения того или иного действия; длительность хранения определяется временем выполнения данного действия. При переводе информации из кратковременной в оперативную происходит ее отбор по критериям, определяемым задачей, которую решает человек. Оперативная память направлена на сохранение текущей информации в рамках конкретной деятельности или конкретного действия.

Технологию проведения зрительного диктанта разработал профессор И.Т.Федоренко. Ребенку предлагается прочитать и запомнить предложение. Особенность предложений, предъявляемых в качестве зрительных диктантов, такова: если первое предложение содержит всего два слова (три слога), то последнее предложение включает в себя слова, сумма слогов в которых составляет 22 слога. Такое предложение состоит из 8 – 14 слов (включая предлоги) и насчитывает 45 – 55 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно: каждый раз добавляется один слог и, таким образом, получается набор, состоящий из двадцати предложений [14].

Такое постепенное усложнение объема заданий и речевого материала в них соответствует положению Л.С. Выготского об учете «зоны ближайшего развития».

Методика проведения зрительного диктанта следующая: ребенок читает предложение, напечатанное на листе бумаги, потом закрывает его и пишет по памяти; а после выполнения работы самостоятельно проверяет правильность ее выполнения. Не обязательно начинать работу с самого первого предложения, если вы уверены, что для конкретного ребенка это будет слишком легко. Если ребенок допускает ошибки, то необходимо еще раз прочитать предложение [1].



    1. Диагностика оперативной памяти.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10