Главная страница

Доклад «инновационная методика проведения занятий по изобразительному искусству в школе, дхш, дши, центрах детского творчества и центрах дополнительного образования»


Скачать 100.26 Kb.
НазваниеДоклад «инновационная методика проведения занятий по изобразительному искусству в школе, дхш, дши, центрах детского творчества и центрах дополнительного образования»
Дата12.02.2016
Размер100.26 Kb.
ТипДоклад



ДОКЛАД
«ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ШКОЛЕ, ДХШ, ДШИ, ЦЕНТРАХ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ЦЕНТРАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


МАКАРОВА В.П., педагога дополнительного образования ГБОУ СОШ №270

Красносельского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург - 2014

1.Введение.

 

Каждый педагог желает, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у обучающегося, чтобы каждое занятие было праздником, маленьким представлением, доставляющим радость, как обучающемуся, так и самому педагогу.

Для этого необходимо сделать из обучаемого активного соучастника учебного процесса. Обучаемый может усвоить информацию о собственной деятельности только при подлинной заинтересованности предметом. Поэтому педагогу нужно забыть о роли простого информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности обучающегося.

Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания обучающимся доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах, повышает самооценку. Ученик самоутверждается как личность. Эту толику положительных эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а к самому процессу познания – познавательный интерес.

Идея активизации обучения имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует и лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. Так, постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднение в поисках ответов на них были характерны для дискуссий еще в Древней Греции и Древнем Риме.

Развитию познавательных и творческих интересов, исследовательских навыков учащихся способствует современная методика проблемного исследовательского обучения.

Знания и умения в процессе обучения подвергаются определенным изменениям – углубляются, расширяются, становятся более действенными, между ними устанавливаются сложные взаимосвязи. В этом и заключается их развитие, которое, в свою очередь, влияет и определяет развитие обучающихся.

Наиболее удачным методом подачи материала является проблемное обучение.

Проблемное обучение является методом эффективного развития художественных способностей обучающихся. Речь идет о художественных способностях, условием развития которых является включенность обучающихся в художественную деятельность, то есть в процесс создания рисунка, этюда, картины. Творческой деятельностью на занятиях по изобразительному искусству является создание оригинального продукта, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения и навыки., в том числе осуществлен их перенос, комбинирование уже известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к выполнению задачи. Постановкой проблем, проблемных вопросов или проблемных задач, активизации мыслительной деятельности обучающихся, стимулируя поиск недостающих знаний для разрешения познавательного противоречия.

Правомерно говорить о возможности обучения творчеству, возможности для учащихся постичь его технологию , и, наконец, о возможности управлять им, так как это – не только акт озарения и интуиции, но и результат знаний о способах действия.

Таким образом, в процессе учебной творческой деятельности, мы формируем не творчество, само по себе, а способность ребенка к творчеству – умение видеть необычное в обычном, анализировать события, неординарно мыслить, умение ставить перед собой задачи.
2.Обучение детей творчеству.

Те или иные качества творческой личности мы рассматриваем и развиваем в контексте трех процессов:

1.Эмоциональное восприятие Мира и искусства – накопление чувственного опыта.

2.Интеллектуальная переработка накапливающейся информации.

3.Воплощение пережитого и переживаемого в результаты собственной творческой деятельности.

Таким образом, в развитии художественно-творческих способностей ребенка можно выделить следующие основные направления:

1.Овладение основами изобразительной грамотности, формирование практических навыков в различных стилях и видах художественно-творческой деятельности – обучение мастерству.

2.Формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, искусству – воспитание чувств.

3.Развитие умения выражать в художественных образах творческую задачу и художественный замысел – самоактулизация личности через изобразительную деятельность.

Разделение это условно, так как развитие комплекса способностей ребенка происходит целостно.

Остановимся на некоторых особенностях использования проблемного обучения на каждом из вышеперечисленных основных направлениях развития художественно-творческих способностей ребенка.
3.Овладение основами изобразительной грамотности, формирование практических навыков в различных стилях и видах художественно-творческой деятельности – обучение мастерству.

В обучении школьников изобразительной грамоте используется система учебно-творческих заданий, которые направлены на формирование и развитие специальных качеств, таких как:

- чувство линии;

- чувство пропорций;

- чувство формы и объема;

- чувство светотени и валеров;

- чувство локального цвета;

- чувство цветовых рефлексов;

- чувство ритма композиции;

- чувство колорита.

На разных этапах освоения учебного материала и в разных возрастных группах целесообразно сочетать использование как буквальных, так и проблемных задач различных уровней сложности.

Приведу пример таких проблемных задач:

1.В процессе знакомства с приемами выявления объема предметов перед обучающимися стоит задача «изобразить два бытовых предмета различной формы и выявить их объем с помощью штриховки».

Условие: использовать графический материал – карандаш.

Цель: установить зависимость характера линий штриховки от формы предмета.

Педагогической целью решения данной задачи является развитие пространственного воображения, умения подмечать и анализировать.

Задача используется в качестве предварительного задания на уроке, предшествуя объяснению нового материала, не вызывая, на первый взгляд, затруднений. Но в процессе выполнения рисунка, учащиеся приходят к осознанию противоречия между старыми, уже освоенными знаниями и новыми фактами, обнаруженными в ходе решения задачи – штриховка в виде прямых линий, изученная ранее, не передает форму округлого предмета. Анализируя форму изображаемого предмета и характер штриховки, обучающиеся приходят к выводу о необходимости их соответствия.

4.Формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, искусству – воспитание чувств.
Формирование возможно в процессе различных видов деятельности – как при выполнении собственных творческих работ, так и в процессе общения с произведениями искусства. Особенное значение при этом приобретает умение понимать, и что важнее – чувствовать произведение искусства, постигать образный смысл и цветовую гармонию художественного произведения.

Научить понимать смысл художественного произведения невозможно, если применять традиционные методы обучения. На Свете нет двух людей с одинаковым художественным видением, поэтому и не найти двух одинаковых художников.

Поэтому становится единственно правильным использование принципов и методов художественной педагогики, где в основе – творческий процесс и поиск, а также умение задаваться вопросом, разрешая проблему. Таким образом, главной целью становится не научение, а побуждению к действию.

Особое значение, при этом, имеет использование методов художественной педагогики, которая подразумевает:

- интонационный анализ художественных произведений;

- интегрированное использование различных стилей и различных видов искусств, так как большинство открытий появляются на стыке технологий;

- переинтонирование художественного образа на язык смежного вида искусств;

- творческих заданий;

- художественного тренинга.

5.Развитие умения выражать в художественных образах творческую задачу и художественный замысел – самоактулизация личности через изобразительную деятельность.
Данное направление в формировании художественных способностей ребенка можно назвать собственно творческим. Поскольку результатом, а, главное, «показателем развития определенных качеств» являются самостоятельно создаваемые обучающимися оригинальные продукты: рисунки, наброски, этюды, картины.

Основной задачей этого направления является знакомство с этапами и компонентами творческого процесса, его закономерностями, и, конечно, практическое обучение умению воплощать замысел в собственной творческой работе.

Создание любой творческой тематической композиции представляет собой проблемную задачу, в которой необходимо выделить несколько «подзадач»:

- отбор материала - первоначальное художественное накопление;

- эскизное решение;

- общая компоновка;

- поиск оптимальных художественных средств;

- построение композиции;

- поиск колорита.

Успешное решение данных задач определяется умением ставить перед собой вопросы, формулировать цели работы на каждом этапе, определять способы их достижения. Решение данных задач осуществляется на всех этапах обучения изобразительному искусству, во всех возрастных группах.

Практика показала: «проблемное обучение» является наи- эффективнейшим методом формирования и развития художественно-творческих способностей детей (см. флэш-диск).
6.Заключение.
Метод проблемного обучения творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной, поисковой, исследовательской работы школьников. Обучающиеся, в ходе урока, получают не готовые объяснения нового материала, а работают с ним самостоятельно.

Практическое использование методики проблемного обучения включает в себя несколько этапов:

  1. Разработка проблемных вопросов.

Из опыта работы следует, что проблемный вопрос должен быть:

- сложным, сопряженным с противоречиями;

- увлекательным;

- емким, способным охватить широкий круг вопросов;

- создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

2. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:

- через углубление проблемного вопроса;

- через поиск разных граней его решения;

- через сопоставление разных вариантов ответов.

3. Формы решения проблемных ситуаций:

- дискуссия;

- проблемная лекция;

- проблемные задания;

- задания исследовательского характера;

Наиболее эффективны следующие три способа проблемного обучения:

- проблемное изложение,

- поисковая беседа,

- самостоятельная поисковая и исследовательская деятель-ность обучающихся.
Проблемное изложение наиболее уместно в тех случаях, когда обучающиеся не обладают достаточным объемом знаний, когда они впервые сталкиваются с тем или иным явлением и не могут установить необходимые ассоциации. В этом случае поиск осуществляет сам педагог, но он не просто сообщает выводы, а раскрывает путь, который привел к этим выводам.

Педагог, при проблемном изложении материала, руководит познавательным процессом обучающихся, ставит вопросы, которые заостряют внимание детей на противоречивости изучаемого явления и заставляют их задуматься. Прежде чем педагог даст ответ на поставленный вопрос, обучающиеся уже могут дать про себя ответ и сверить его с ходом суждения и выводом педагога.

Проблемное изложение материала подводит обучающихся к более высокому уровню проблемности, учит их проблемно мыслить. Если же школьники обладают минимумом знаний, необходимым для активного участия в решении учебной проблемы, то применяется поисковая беседа.

Поисковая беседа это такая беседа, в процессе которой обучающиеся, опираясь на уже известный им материал, под руководством педагога ищут и самостоятельно находят ответ на поставленный проблемный вопрос. Поисковая беседа обычно проводится на основе создаваемой педагогом проблемной ситуации. При этом учащиеся самостоятельно намечают этапы поиска, высказывая различные предположения, выдвигая варианты решения проблемы.

Беседа поискового характера является необходимой подгото-вительной ступенью к работе обучающихся на уровне исследования.

Перечисленные способы организации проблемного обучения не являются единственно возможными; могут быть и другие, целесообразность применения и эффективность которых может подтвердить педагогическая практика.

Наиболее удачно найденной проблемной ситуацией следует считать такую, при которой проблему сформулируют сами обучающиеся.

Нестандартные уроки, возможность обучающимся самим сформулировать творческие задачи и искать к ним решения, свободное изложение своих мыслей, рассуждение, совместный поиск истины, которая всегда где-то рядом – все это способствует формированию познавательной творческой активности детей на занятиях по изобразительному искусству в школах и центрах детского творчества.


Содержание.

  1. Введение ……………………………………...………………….3

  2. Обучение детей творчеству …………………………...………..4

  3. Овладение основами изобразительной грамотности ………....5

  4. Формирование художественно-образного мышления ………..7

  5. Развитие умения выражать творческую задачу ……………….8

  6. Заключение ………………………………………………………9