Главная страница

«Доказательства эволюции животного мира на Земле»


Скачать 101.65 Kb.
Название «Доказательства эволюции животного мира на Земле»
Русских О.Н
Дата 24.02.2016
Размер 101.65 Kb.
Тип Урок

Методическая разработка открытого урока

Выполнила: Русских О.Н. – учитель биологии

Тема: «Доказательства эволюции животного мира на Земле»

Цель:

выявить, какие доказательства эволюции животных существуют и подтверждают ли они непрерывное развитие природы.

Задачи:

Обучающая:

  • выяснить значение для науки ископаемых переходных форм как палеонтологических доказательств;

  • раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп;

Развивающая:

  • продолжение формирования умений вести диалог, находить и выделять главное, правильно и четко отвечать на поставленные вопросы

Воспитательная:

  • формирование бережного отношения к животному миру;

Оборудование:

мультимедиапроектор, ноутбук , ЭОР «Доказательства эволюции животных», карточки с заданиями и вопросами, оформление доски «Таблицы животных», буклет по уроку

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: Введение в тему.

Сегодня на уроке мы вместе в вами, работая в группах постараемся выяснить 3 основных доказательства эволюции животного мира, и закрепим полученные знания, заполняя кроссворд «Доказательства эволюции животного мира.» Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока «Доказательства эволюции животного мира на Земле» , называет цель урока (см. выше)

Рассказ учителя:

Попытки понять, как возникли растения и животные на Земле, почему они так разнообразны, появились у людей в глубокой древности. Долгое время господствовали религиозные взгляды на природу, согласно которым все виды растений и животных якобы сотворены богом и с тех пор не изменялись

Всегда ли животный мир был таким? Нет не всегда, вначале животный мир развивался в воде, а затем когда водоемы уменьшались животные появились на суше и дали начало новым классам животных, появились теплокровные и холоднокровные животные. Современный животный мир формировался постепенно в течение многих миллионов лет.

Эволюция-процесс исторического развития животного мира от простого к сложному. (записать в тетрадь ) Эволюция животного мира связана со сменой условий (климат, рельеф, растительность) происходивших на земле. Эволюция- это необратимый исторический процесс развития живой природы от низшего к высшему, от простого к сложному. Эволюция необратима. Она направлена в сторону усложнения. Пока есть жизнь, есть и ее эволюция. В процессе усложнялась организация животных. Можно ли наблюдать эволюцию? Жизнь человека коротка, поэтому наблюдать ее невозможно. Эволюция идет несколько миллионов лет, а существование человека ограничивается тысячелетиями. Может сложится впечатление, что эволюции нет, ничего не изменяется в природе. Но есть науки, которые смогли представить доказательства в пользу эволюции. Доказательствами эволюции животного мира являются палеонтологические находки, сравнительно-анатомические исследования и зародышевое развитие животных - эмбриология.


Доказательства эволюции
Схема «Доказательства эволюции животного мира»


Сравнительно-анатомические


эмбриологические

Палеонтологические


Эти доказательства мы сегодня будем изучать.

Палеонтологическими доказательствами займется группа № 1

Изучение эмбрионального развития различных групп позвоночных животных показывает родство сравниваемых организмов. задание для группы № 2.

Представители животного мира имеют очень схожие органы в своем внешнем и внутреннем строении. Об этом нам расскажут представители группы № 3.

Учитель:

и так работая в группах, изучая параграф учебника № 1-группа изучает и рассказывает о палеонтологических доказательствах животного мира, 2 группа – эмбриологические доказательства, 3 группа- сравнительно-анатомические, на это вам дается – 10 минут. У каждой группы есть карточка с вопросами.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА учитель совместно с учащимися

Вопросы группы № 1

Прочитать п. 49, стр. 250-252 и ответить на вопросы:

1.Что такое палеонтология?

2.Как образуются ископаемые останки древних животных?

3. Приведите примеры найденного в Европе ископаемого животного? Какие черты есть у этого животного, характерные для пресмыкающихся, а какие для птиц?

4.В чем состоит значение палеонтологии?

Учащиеся отвечают:

1.Палеонтология (от греч. палео - древний; онтос - существо; логос - учение) - наука о животных и растениях прошлых геологических эпох, изучаемых по ископаемым остаткам и следам жизнедеятельности. Основатели палеонтологии: Ж. Кювье, Ж.-Б. Ламарк. Основы современной эволюционной палеонтологии заложил В. О. Ковалевский.

Палеонтология-наука о древних организмах прошлых геологических эпох. Она изучает по ископаемым останкам тех, кто жил на Земле десятки и сотни миллионов лет назад.

Учитель: Палеонтология решает следующие задачи:

1.выявление ранних этапов эволюции жизни;

2.выявление обособления стволов органического мира;

3.выявление основных этапов развития органического мира;

4.выявление событий на рубежах основных подразделений истории Земли.

Учащиеся отвечают:

2. Ископаемыми останками являются окаменевшие раковины моллюсков, зубы и чешуя рыб, скорлупа яиц, скелеты и другие части организмов, отпечатки и следы их жизнедеятельности, сохранившиеся в мягком иле, в глине, песчанике. Эти породы когда то, много лет назад затвердели и в окаменевшем состоянии сохранились в различных слоях Земли. По окаменевшем остаткам ученые создают животный мир прошлых эпох.

3. В Европе найден отпечаток животного с признаками присущими одновременно рептилиям, и птицам. Научное название реконструированного животного- археоптерикс. Черты, характерные для пресмыкающихся: тяжелый скелет, мощные зубы, длинный хвост. Черты, характерные для птиц- крылья, покрытые перьями. Это животное является переходной формой от далеких предков к более современным животным.

Учитель:

Многие животные, жившие раньше, не имеют аналогов в современном животном мире- они вымерли. Сегодня палеонтологи пытаются доказать причины по которым они вымерли.

Вопрос классу: Каких вымерших животных вы знаете, что либо слышали о них? (динозавры, мамонты)

Следующая группа доказательств – это эмбриологические доказательства

Вопросы, которые стояли перед группой № 2

Прочитать п. 49, стр. 252 и ответить на вопросы(внимательно рассмотреть рис. 191):

1.В чем значение изучения эмбрионального развития представителей различных групп позвоночных животных?

2.Что позволяет изучение последовательных стадий развития каждого эмбриона? Приведите примеры, работая по рисунку 191.

3.Сделайте вывод о эмбриологических доказательствах эволюции животного мира?

Учитель:

Эмбриология - наука о зародышевом развитии организмов, индивидуальном развитии организмов. (Запись в тетрадь). Третья группа доказательств - сравнительно-анатомические доказательства.

Учащиеся отвечают

1.Сравнение особенностей эмбрионального развития различных групп позвоночных , рыбы, тритона, черепахи, птицы, кролика свиньи и человека показало. Что все зародыши на ранних стадиях развития схожи между собой. Последующее развитие эмбрионов сохраняет сходство только у близкородственных групп, например, у кролика, собаки, человека, имеющих общий план строения во взрослом состоянии. Дальнейшее развитие приводит к исчезновению черт сходства между зародышами.

2. Изучение последовательных стадий развития каждого эмбриона позволяет восстановить облик далекого предка. Например, ранние стадии развития зародышей млекопитающих сходны с зародышами рыб: имеют жаберные щели, . По видимому далекими предками зверей были рыбы. В следующей стадии развития зародыш млекопитающего похож на зародыша тритона. Следовательно в ряду их предков были и земноводные.

3.Вывод: изучение эмбрионального развития различных групп позвоночных животных доказывает родство сравниваемых организмов, выясняет путь их исторического развития и служит доказательством в пользу существования эволюции живых организмов.

Учитель:

И так мы переходим к следующей третья группа доказательств- это сравнительно-анатомические доказательства (или морфологические) об этом нам расскажут учащиеся группы № 3

Вопросы, которые стояли перед ними:

Прочитать п. 49, стр. 252- 255 и ответить на вопросы:

1.О чем свидетельствует сходство во внешнем строении позвоночных животных?

2.Что называется гомологичными органами? Приведите примеры.

3.Какие органы называются рудиментарными? Приведите примеры.

4. Что называется атавизмом? Приведите примеры.

Учитель:

Сравнительная морфология - биологическая дисциплина, изучающая закономерности строения и развития органов и их систем путем сопоставления организмов разных систематических групп. (запись в тетрадь).У истоков сравнительной морфологии как науки стояли Ж. Кювье, Ж. Сент-Иллер и другие ученые.

Учащиеся отвечают на вопросы.

1.Сравнивая позвоночных животных различных классов, установлено, что все они имеют единый план строения. Тела земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих состоят из головы, туловища, передних и задних конечностей. Для них характерны сходные кожные покровы и строение систем внутренних органов. Общность плана строения позвоночных свидетельствует об их близком родстве и позволяет утверждать, что современные хордовые берут начало от примитивных предковых организмов, существовавших в очень далеком прошлом.

2. Другим доказательством эволюции животных служат органы, сходные по общему плану строения, но имеющие различные форму, величину и приспособленность к выполнению разнообразных функций. Такие органы называются гомологичными.

3. В пользу общности происхождения позвоночных животных свидетельствуют факты частичной или полной утраты некоторых органов отдельными группами животных. Например, современные киты и дельфины (класс Млекопитающие), удавы (класс Пресмыкающиеся) не имеют задних конечностей. Но небольшие косточки этих конечной есть во внутреннем строении этих животных. Органы, утратившие свою функцию в результате их длительного неприменения, называются рудиментарными.

4. Случаи проявления признаков предков у современных особей называются атавизмом. Примеры: трехпалость у современных лошадей, дополнительные пары молочных желез у тех, кто имел всегда одну пару; наличие волосяного покрова на всем теле.

Учитель:

Весомым доказательством эволюции считаются сравнительно-анатомические ряды, показывающие направление исторического развития у видов, относящихся к одному классу, семейству, роду. Например способы размножения яйцекладущих, сумчатых и плацентарных показывают направления развития систем размножения; конечности непарнокопытных показывают возникновение однопалой ноги в связи с изменившимися условиями жизни.

Учитель:

Важное значение для доказательства эволюции имеет «Биогенетический закон», сформулированный известным немецким ученым Э. Геккелем: «Онтогенез есть сжатое и сокращенное повторение филогенеза.» Что такое онтогенез мы с вами изучили на прошлом уроке, давайте запишем новое определение. Филогенез-историческое развитее организма . (запишем в тетрадь, эти два новых определения.)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Учитель:

И так мы совместными усилиями разобрали основные доказательства эволюции животного мира. Узнали очень много новых понятий и определений , и чтобы закрепить полученные знания на уроке заполним кроссворд, который лежит у вас на столах.



Вопросы:

1. Доказательства особенностей эмбрионов на разных стадиях развития животного мира.(Эмбриологические)

2. Реконструированное животное с присущими признаками одновременно рептилий и птиц.(археоптерикс)

3. Индивидуальное развитие животного.(онтогенез)

4. Наука, изучающая древние организмы прошлых географических эпох.(палеонтология)

5. Органы, утратившие свою функцию в результате их длительного неприменения.(рудиментарные)

6. Органы, сходные по общему плану строения, но имеющие различные форму, величину и приспособленность к выполнению разнообразных функций.(гомологичные)

7. Историческое развитие организма. (филогенез)

8. Процесс длительного исторического развития живой природы. (эволюция)

9. Проявление признаков предков у современных особей. (атавизм)

Учитель:

Вспомним, какую цель мы ставили сегодня на уроке, выявить, какие доказательства эволюции животных существуют и подтверждают ли они непрерывное развитие природы. Как вы считаете, мы выполнили поставленную цель?
Выводы:

Эволюция- это необратимый исторический процесс развития живой природы от низшего к высшему, от простого к сложному. Эволюция органического мира на Земле подтверждается множеством фактов из всех областей биологии: палеонтологии, эмбриологии, сравнительной анатомии и многими другими, о которых мы будем говорить, изучая общую биологию.
Учитель комментирует ОЦЕНКИ за урок.

Учитель: домашнее задание параграф 49. Урок окончен.

Приложение № 1

Археоптерикс




Приложение № 2

Рис. 1, 2 Сравнение эмбрионов позвоночных животных





Приложение № 3
Рис.3 Гомологичные органы позвоночных



Рис.4.

Скелет кита



Список используемой литературы:

1.Энциклопедия «Биология», 2006 год

2. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова «В помощь школьному учителю», Москва, «ВАКО», 2006 год

3.Интернет ресурсы:

3.1http://biouroki.ru/crossword/biologiya-7-klass-latushin/evolyuciya.html

3.2http://festival.1september.ru/articles/310021/

3.3http://festival.1september.ru/articles/553410/

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»

Конспект открытого урока

«Доказательства эволюции животного мира »



Автор:

Русских О.Н.

учитель биологии

МБОУ «СОШ № 62»

г. Ижевск, 2012 год