Главная страница

Дипломной работы: «Трудовое воспитание дошкольников в современном доу»


Скачать 62.23 Kb.
НазваниеДипломной работы: «Трудовое воспитание дошкольников в современном доу»
Дата12.03.2016
Размер62.23 Kb.
ТипДиплом

Тема дипломной работы: «Трудовое воспитание дошкольников в современном ДОУ»

В своем докладе мы представили краткое содержание своей работы

Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка.

Главная цель трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста — это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда. Трудовая деятельность дошкольника оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.

С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, выполнять несложные обязанности дежурного.

В процессе дежурства у детей воспитываются уважение к людям, эмоционально-эстетическая чуткость к окружающей обстановке; формируется бережное отношение к природе.

Дежурство требует от детей большей самостоятельности, знания о последовательности работы, представлений о полном объеме ее, о требованиях к конечному результату.

Дежурство имеет большое значение в воспитании детей, оно помогает в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, а также воспитывать у них умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.

Большой вклад в разработку теории трудового воспитания, дежурства, как формы организации детского труда в воспитании старших дошкольников внесли такие педагоги как Н.К. Крупская, Е.А. Аркин, Р.И. Жуковская, А.В. Суровцева, Е.И. Радина, А.П. Усова, З.Н. Борисова.

Цель данного исследования - выявить сущность и содержание дежурства, как формы организации детского труда в воспитании старших дошкольников. Задачи:

  1. Показать значимость дежурства, как формы организации
    детского труда.


  2. Изучить основные направления работы дежурного.

  3. Изучить методику организации труда дежурных в старшем
    дошкольном возрасте.


  4. Выявить уровень сформированности трудолюбия в старшей
    группе.


Объектом исследования является процесс трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования являются особенности формирования трудолюбия в процессе организации дежурства.

Гипотеза исследования: уровень сформированности трудолюбия у детей старшей группы недостаточно высок, так как дети любят больше играть, чем трудиться. У детей недостаточно сформированы волевые процессы, мал жизненный опыт, что во многом определяет отношение к труду в ходе дежурства.

Методологическая основа:

Концепция труда как природосообразного и естественного средства развития личности (Ж.Ж. Руссо, Ф.Фребель, Д.Дьюи, К.Д. Ушинский, Е.Н.Водовазова,В. А.Сухомлинский);

Теория культурно-исторического развития и принцип единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);

Исследования, посвященные проблеме закономерностей становления трудовой деятельности и социально трудовой подготовки дошкольников (А.В. Запорожец, Н.В. Левитова, ЕА Климов, Я.З. Неверович, В.И. Тютюник);

Исследования о трудовом воспитании в дошкольном образовательном учреждении: о содержании, средствах, методах, формах организации труда и его роли в воспитании личности ребенка (В.Т. Нечаева, Е.И. Радина, И. Лаундер, Г.Н Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, А.Д.Шатова, В.И.Логинова, Д.О.Дзинтере и др.).

Мётод исследования: анализ литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, обобщение педагогического опыта. Положения, выносимые на защиту:

дежурство как форма организации детского труда;

уровень сформированности трудолюбия в старшей группе. Экспериментальная часть данной работы представленная во второй

главе содержит обследование осознания значимости трудовой деятельности, анализ углубленной работы по сформированности трудолюбия в старшей группе. Эксперимент проводился в старшей группе МДОУ «Аккош»

Анализируя отношение детей к дежурству, определили, к какой группе относится ребенок:

Группа А (низкий уровень) - дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок — дело помощника воспитателя, других детей.

Группа Б (ниже среднего) отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.

Группа В (средний уровень) - выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.

Группа Г (выше среднего) - дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно

обращают внимания на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными.

Группа Д (высокий уровень) - дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности

Для воспитания трудолюбия у детей мы провели разные виды работ с детьми, включающие различные занятия:

- «Мы дежурим». Цель этого занятия - закрепить знание детей о значении дежурства, побуждать к самостоятельному и добросовестному выполнению обязанностей дежурного по столовой и в уголке природы.

-«Сервировка стола к обеду». Цель занятия - формировать знания о процессе сервировки стола. Развивать восприятие трудового процесса. (Приложение 3.)

- «Как правильно ухаживать за комнатными растениями». Цель -добиться усвоения детьми знания о том, как правильно поливать комнатные растения, рыхлить почву, вытирать пыль. Воспитывать интерес к занятию.

Кроме занятий были проведены и другие виды работы: беседы, разнообразные игры. Беседы проводились о значении дежурства, о том, как изменилась после уборки комната; как правильно нужно ухаживать за цветами и животными в уголке природы.

В ходе выполнения дипломной работы «Трудовое воспитание дошкольников в современном ДОУ», мы сделали следующие выводы: дежурство, как форма организации детского труда, имеет важное значение, в воспитании положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

На шестом году жизни детей осваивается последовательность трудовых операций. Это помогает им овладеть навыками элементарного планирования и организации бытового труда. У детей шести лет формируются умение дежурить, накрывать на стол, раскладывать материалы и пособия для занятий и убирать по окончании; всех детей привлекают к еженедельной уборке групповой комнаты.

Поскольку навыки самоорганизации у детей еще сформированы недостаточно, воспитатель показывает, как может быть достигнута согласованность действий, договоренность.

Основная форма дежурства, как форма организации детского труда детей старшей группы — включение их в коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания.

Все поставленные нами задачи выполнены: выявлена значимость дежурства как формы организации детского труда; изучены основные направления работы дежурного и методика организации труда дежурных в старшем дошкольном возрасте, выявлен уровень сформированности трудолюбия в процессе организации дежурства.

Нами охарактеризованы основные направления работы педагога в старшей группе по использованию дежурства, как формы организации детского труда в воспитании старших дошкольников.

Сформулированная нами гипотеза подтвердилась. В данной возрастной группе уровень сформированности трудолюбия недостаточно высок, так как дети любят больше играть, чем трудиться. Для достижения положительных результатов необходимо обучать детей навыкам дежурства, проводить с детьми специальные занятия. В форме занятий осуществляется обучение навыкам накрывания на стол, вытирания пыли, уборки игрушек. У детей старшего дошкольного возраста на занятиях можно сформировать на доступном для их понимания уровне представления об общественной значимости дежурства. После каждого занятия воспитатель обязательно должен проводить беседу, которая бы позволила узнать, на сколько дети овладели полученной информацией.

При выполнении данной дипломной трудностей не было никаких. Дипломная работа была очень увлекательной и интересной. Открылись новые знания о том, что воспитатель играет важную роль в использовании дежурства в воспитании старших дошкольников.

Особенно хорошо удалось нам выявить уровень сформированности трудолюбия в старшей группе. Нами было проведено исследование, во время проведения которого мы узнали много интересного. Мы выявили знания детей о видах дежурства. Дети больше всего знали о таких видах дежурства, как дежурство по столовой; знали, как правильно накрывать стол, стирать салфетки, приводить в порядок столы.

На основе этого мы можем сделать следующие выводы:

с детьми нужно вести постоянную работу;

целесообразно общаться и узнавать мнение ребенка о том, нужно ли дежурить, какие виды дежурства ему нравятся больше и почему.

Спасибо за внимание!