Главная страница

Дидактическая игра «Наш малыш» Цель игры


Скачать 97.38 Kb.
Название Дидактическая игра «Наш малыш» Цель игры
Дата 13.03.2016
Размер 97.38 Kb.
Тип Документы

Период раннего дошкольного возраста наиболее благоприятный для формирования культурно – гигиенических навыков. Их воспитание имеет большое значение для успешности социализации детей и их здоровья. Это не просто усвоение правил и норм поведения, а вхождение малыша в мир взрослых.

Ребёнок развивает такое качество, как сила воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не

всегда хочется доводить начатое дело до конца. Чтобы сделать всё в

правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить

волевые усилия. Выполнение культурно – гигиенических навыков создаёт

условия для формирования основ эстетического вкуса.

Культурно – гигиенические навыки лежат в основе первого доступного

ребёнку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Воспитание этих навыков – это первооснова для развития физически крепкого ребёнка.

Одним из ведущих приёмов в воспитательной работе явился приём повторения действий, упражнений. Например, просьба перед мытьём «показать, как засучили рукава» или после мытья посмотреть, насколько чисто и сухо вытерты руки.

Хорошей формой упражнений детей в освоении культурно – гигиенических навыков явились дидактические игры с применением фольклора, 
Дидактическая игра «Наш малыш»
Цель игры: Закреплять умение детей правильно держать ложку, кормить «малыша» кашей, вытирать рот салфеткой.

Формировать доброе отношение к младшим детям.

Активизировать словарь: ложка, салфетка, скатерть, каша, кастрюля.

Оснащение: кукла – «малыш», кукольная посуда.

Ход игры: Взрослый показывает куклу-малыша и знакомит его с детьми. Подносит куклу к своему уху и «слушает то, что он скажет». Говорит детям, что малыш хочет есть. Читает стихотворение З.Александровой:

На плите сварилась каша.

Где большая ложка наша? Я тебе перед едой

Руки вымою водой,

Повяжу тебе салфетку –

Ешь котлетку, ешь конфетку,

Молоко свое допей,

И пойдем гулять скорей.

Взрослый предлагает детям покормить куклу кашей, которая стоит в кастрюле на столе. Взрослый накладывает кашу в тарелку и просит покормить ею куклу. Следит за тем, чтобы ребенок правильно держал ложку, не торопился, довел начатое до конца. По окончании игры хвалит детей. Обращает внимание на то, как аккуратно ела кукла.

«Угостим кукол чаем»
Цель игры: Учить детей пользоваться чашкой, ложкой, говорить «спасибо». Учить совершать цепочку последовательных действий.

Активизировать словарь: чай, чашка, чайная ложка, салфетка, скатерть, блюдце.

Оснащение: куклы, кукольная чайная посуда, салфетки.

Ход игры:

В гости к детям приходят куклы. Здороваются с детьми. Воспитатель предлагает детям угостить кукол чаем. Спрашивает у детей, что для этого нужно. Дети называют. Воспитатель достает посуду, просит детей помочь ему накрыть стол, задает вопросы:

- Что нужно сделать сначала? (постелить скатерть). Что потом? (поставить блюдца, чашки, положить ложки, салфетки)

- А для чего нужны салфетки? (Чтобы вытереть губы после еды).

Дети расставляют посуду для своих кукол. Воспитатель «наливает чай», дети угощают своих кукол, вытирают им губы салфеткой. Куклы благодарят детей. Воспитатель хвалит детей:

- Молодцы, ребята, накрыли на стол, угостили кукол чаем. Куклы говорят вам «спасибо».
«Помоем руки Маше»
Цель игры: Учить детей мыть руки, выполняя последовательную цепочку действий.

Побуждать к речевому сопровождению действий.

Активизировать словарь: мыло, полотенце, вода, течет, мыться.

Материалы: тазики, полотенца, мыло, куклы для детей и взрослого.

Ход игры:

В гости к детям приходит кукла Маша. Здоровается с детьми. Воспитатель обращает внимание детей на то, что у куклы грязные руки. Читает отрывок из стихотворения А.Барто:

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Черные ладошки,

На локтях – дорожки.

- Посмотрите, ребята, какие у Маши грязные руки. Чвто же нам делать? Дети предлагают помыть кукле руки. Рассматривают необходимые предметы и с помощью взрослого называют их: таз, мыло, полотенце.

Воспитатель задает вопросы о каждом предмете, о его назначении, показывает последовательную цепочку действий: подвернуть рукава, намочить в тазике руки кукле и мыло, затем намылить руки, после чего сполоснуть мыло в воде, положить в мыльницу и сполоснуть руки кукле, затем вытереть полотенцем. При этом читает стихотворение:

Хлюп- хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай, Машенька,

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает,

А водичка пенится.

Машенька помоется.

Причешется, оденется.

Затем воспитатель предлагает предлагает детям вымыть руки куклам. Раздает необходимые для этого предметы, задает наводящие вопросы (Что это? Для чего? И т.д.) Дети действуют, воспитате6ль при необходимости окказывает индивидуальную помощь. В конце игры воспитатель хвалит всех детей. Обращает внимание детей на необходимость мытья рук. Куклы благодарят детей и уходят.
«Научим Степу одеваться на прогулку».
Цель игры: Учить детей соблюдать последовательность при одевании.

Активизировать словарь: носки, рейтузы, свитер, сапоги, шапка, пальто.

Оснащение: кукла – мальчик, предметы одежды.

Ход игры:

Раздается стук в дверь. Воспитатель говорит: «Дети, послушайте, кто-то стучит в дверь».

В гости к детям приходит кукла Степа. Дети здороваются с ним. Степа приносит одежду.

- Я собираюсь гулять, но не знаю, что надеть сначала, что потом.

Воспитатель: - Не расстраивайся Степа, ребята помогут тебе научиться одеваться правильно. Выкладывает перед детьми набор одежды, усаживает Степу.

- Что это? – показывает по одному предмету одежды. Дети называют по очереди каждый предмет одежды.

- Правильно. Молодцы! Степа, сначала надо надеть носки (вызывает одного ребенка, который показывает, как надо надевать).

Воспитатель хвалит ребенка, спрашивает: -«А что же дальше надеть?» - Дети отвечают.

- Правильно, рейтузы (вызывает другого ребенка, который одевает Степе рейтузы) Хвалит его.

Так последовательно дети одевают Степу.

Воспитатель при необходимости помогает и хвалит детей.

- Молодцы! Запомнил Степа как надо одеваться? А вы, ребята запомнили?

Показывает алгоритм одевания, вместе с детьми прикрепляет его в раздевальной комнате.

Угостим куклу чаем
Цель: Добиваться повторения названий чайной посуды, порядок сервировки стола для чаепития;дать представление о правилах безопасного поведения за столом.

Оборудование: кукольная мебель, чайная посуда, кукла.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям гостить куклу чаем, уточняет какая посуда необходима, просит поставить блюдце, напоминает, что чашку нужно поставить, развернув ручкой вправо, ложечку также положить на блюдце справа от чашки. Задает вопросы о том, с чем можно пить чай, предлагает поставить на стол угощение, затем пригласить куклу за стол, угостить чаем, напомнить ей, что чай горячий и нужно быть осторожной, чтобы не обжечься. Обращает внимание на то, что за столом нужно всегда вести себя спокойно.


Уложим куклу спать.


Цель:  Закрепить названия постельного белья и их принадлежностей;
уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды;
закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья.
Оборудование: кукольная кровать с постельными принадлежностями, стул, кукла, пижама или ночная рубашка для нее.
Ход игры. Воспитатель говорит о том, что куклу пора укладывать спать, просит постелить ей постель, уточняет порядок раздевания и развешивания одежды на стульчики, предлагает сделать это детям. После укладывания напоминает, что детям обязательно нужно спать днем, вовремя ложиться спать вечером, так как это все полезно для их здоровья, и если дети хорошо спят, они быстрее вырастают.

Чтобы кукла быстрее уснула, предлагает спеть для нее колыбельную. 

Оденем куклу на прогулку


Цель: Закрепить названия зимней одежды; уточнить порядок одевания.
Оборудование: несколько кукол, зимняя одежда и обувь для них.
Ход игры. Воспитатель предлагает одеть кукол на прогулку, уточняет, какие предметы одежды необходимы, предлагает детям поочередно надеть на кукол предмет одежды в той или иной последовательности, в которой дети одеваются сами, побуждает комментировать свои действия.

Покажем Мишке, как надо одеваться, чтобы не простудиться


Цель: Закрепить названия зимней одежды и порядок одевания; формировать представление о необходимости заботиться, о своем здоровье.
Оборудование: игрушка Мишка, одежда для него.
Ход игры. Педагог показывает Мишку, неправильно одетого для прогулки (пальто не застегнуто, нет шарфа и варежек и т.д.), уточняет, правильно ли Мишка оделся на прогулку, почему нет, и предлагает рассказать и показать Мишке, как надо одеваться. По предложению воспитателя дети надевают одежду, показывают и рассказывают, зачем нужны шарф, варежки и т.д.

Таня проснулась


Цель: Закреплять знание о том, что при кашле и чихании необходимо прикрывать рот; упражнять в пользовании носовым платком.
Оборудование: кукла, носовой платок, индивидуальные носовые платки.

Ход игры. Воспитатель приносит куклу Таню, говорит, что она гуляла в ветреную погоду, неплотно укутала шею шарфом и простудилась. Имитирует, что кукла кашляет и чихает, не прикрывая рот, делает ей замечание, что так нельзя, предлагает детям напомнить и показать Тане, как нужно поступать при кашле и чихании. Затем воспитатель говорит, что кукле нужно вытереть нос, и предлагает детям поучить этому Таню: достать свои носовые платки и показать, как правильно это делать: поднести платок к носу, зажать одну ноздрю, освободить другую, затем наоборот и свернуть платок, и убрать в карман. 

Купание куклы


Цель: Закрепить знание туалетных принадлежностей и порядка мытья; уточнить знания о необходимости поддерживать чистоту тела; способствовать формированию привычки опрятности.
Оборудование: куклу, ванночка, предметы для мытья, полотенце, пижама, кровать.
Ход игры. Воспитатель обращает внимание детей на то, что куклу пора укладывать спать, но перед сном нужно помыть ее, и предлагает некоторым детям принести необходимые предметы, вспоминает с детьми их названия и назначение. Затем уточняет, какую воду
нужно налить в ванночку, предлагает посадить куклу в ванночку с водой, уточняет с чего нужно начинать мытье, предлагает это сделать одному из детей. Так же предлагает помыть остальные части тела, вытереть куклу, надеть на нее пижаму, уложить в кровать, спеть колыбельную.

Покажем кукле, как работает парикмахер


Цель: Уточнить знание о труде парикмахера; продолжать формировать представление о необходимости поддерживать чистоту тела и аккуратный внешний вид.


Оборудование: 2 куклы, атрибуты для игры в парикмахерскую.

Ход игры. Воспитатель приносит большую куклу, которая рассказывает, что пришла из детского сада, где дети не умеют играть в парикмахерскую. Воспитатель просит детей помочь кукле, рассказать и показать, как играть в эту игру. Педагог уточняет с детьми, какие предметы необходимы.


Сделаем кукле красивые прически
Цель: Закреплять знание ухода за волосами; уточнить названия необходимых для этого предметов; формировать понятия "опрятный внешний вид".


Оборудование: куклы с волосами разной длины, предметы ухода за волосами.
Ход игры. Воспитатель обращает внимание детей на неопрятный внешний вид кукол (они без носков и туфель, волосы не причесаны и т.д.), просит привести их в порядок, сделать им прически. Уточняет, какие предметы необходимы для этого, обращает внимание на то, что волосы у кукол разной длины, поэтому прически должны быть разными. Педагог предлагает вспомнить, какие прически можно сделать из длинных волос, показывает отдельные приемы, продолжают работу дети.

Подбери бант по цвету
Цель: Упражнять в завязывании банта; закреплять знание основных цветов;
продолжать формировать представление об аккуратности и опрятности.
Оборудование: куклы в платья разного цвета, банты разного цвета.

Ход игры. Воспитатель обращает внимание на то, что у кукол неопрятный вид, предлагает завязать им банты, но подобрать их по цвету платьев.


Список используемых сайтов для создания подборки дидактических игр:


  1. http://kak.znate.ru/docs/index-88976.html




  1. http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/1834-2012-11-14-10-21-09.html



  1. http://www.maam.ru/detskijsad/avtorskie-didakticheskie-igry-po-formirovaniyu-kulturno-gigienicheskih-navykov-u-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html