|
«Детский сад №65-црр»
МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»
МБДОУ «Детский сад №65-Центр развития ребёнка»
Художественно-продуктивная деятельность, как средство развития восприятия у детей с общим недоразвитием речи
Опыт обобщён
Меньшовой Галиной Ивановной,
воспитателем МБДОУ
«Детский сад №65-ЦРР»
2014 год
1.Наименование опыта: «Художественно-продуктивная деятельность, как средство развития восприятия у детей с общим недоразвитием речи».
2.Условия возникновения и становление опыта.
Опыт сформировался в условиях МБДОУ Детский сад №65 – Центр развития ребенка на базе группы для детей с общим недоразвитием речи. МБДОУ находится по адресу Алтайский край город Бийск улица Ленинградская 75/1. У автора подобран необходимый материал, что позволило начать работу по развитию восприятия.
3. Актуальность.
Восприятие является основой ориентации в мире и обществе. На основе восприятия человека человеком строятся отношения между людьми. Кроме того, исследования отечественных педагогов и психологов показали, что среди факторов, влияющих на процесс познавательной деятельности детей, ведущая роль принадлежит развитию восприятия – процесса отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Так, по мнению Л.А.Венгера: «С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение строятся на основе образа восприятия, являются результатом его переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие».
Одним из важнейших показателей готовности детей 6-7 лет к школьному обучению является уровень развития восприятия, определяющий успешность освоения базовых навыков письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональное благополучие. Именно недостаточное развитие восприятия приводит к снижению основных психических функций: памяти, внимания, воображения, что так важно в обучении в школе.
Следует отметить, что учитывая все факторы развития ребенка, отечественные педагоги и психологи пришли к выводу, что дошкольный период - один из наиболее важных и ответственных в жизни человека. Так Л.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина указывают на «неповторимость и особую значимость этого периода. Кроме того, они отмечают, что именно дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики. Особое внимание при этом они уделяют влиянию разнообразной продуктивной деятельности для развития восприятия.
Анализ данных, полученных при исследовании различных психических функций у детей с общим недоразвитием речи Л.И. Беляковой, Т.Б. Фомичёвой, Г.В. Чиркиной показывает низкий уровень развития их восприятия. Это ещё раз подтверждает значимость и необходимость данной работы.
Так, у детей данной категории отмечается недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного, пространственного. Недостаточность базового слухового восприятия влияет на формирование фонематического восприятия. Нарушение зрительной сферы проявляются в основном в бедности и недифференцированности зрительных представлений, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным образом предмета.
Таким образом, становится ясно, что вопросы изучения особенностей работы по преодолению несформированности восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи приобрели особую актуальность.
На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему восприятия невозможно рассматривать вне вопросов обучения продуктивным видам деятельности. Художественно-продуктивная деятельность имеет важную роль в развитии восприятия в дошкольном возрасте, она является едва ли не самым интересным видом деятельности, позволяет ребёнку отразить в своих изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Художественно-продуктивная деятельность предполагает умение ребёнка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы, величины предметов, их расположение, их расположение относительно друг друга в своих работах. Для этого важно не только усвоение сенсорных этапов, но и развитие уникальных в своём роде действий восприятия. Художественно-продуктивная деятельность заключает в себе большие возможности: развития психических функций, зрительного, слухового восприятия, восприятия пространства, воображения, памяти.
Ориентируясь на выше сказанное, можно отметить высокую степень значимости обучения художественно-продуктивной деятельности для развития восприятия и утверждать необходимость и целесообразность её использования с общим недоразвитием речи.
4.Теоретическая база опыта.
В своей работе автор опирает на теорию оптимизации Ю.К. Бабанского и ставит во главу своей деятельности следующие принципы:
-оптимизации,
-научности,
-системности,
-доступности.
«Процесс приёма и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств завершается формированием образа» (словарь основных психических понятий).
Автор использует исследования, теоретические основы закономерности и условия развития восприятия посредством перцептивных действий на основании положения Л.А. Венгера. Основу способностей, связанных с восприятием, составляют перцептивные действия. Под влиянием художественно-продуктивной деятельности у ребёнка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности способность мысленно разделять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. Новое содержание приобретают и перцептивные образы, относящиеся к форме предметов. Помимо контура выделяется и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей.
Совершенствование перцептивных действий обеспечивает прогрессивное изменение восприятия с возрастом, т.е. приобретение им большей точности, расчленённости, и других важных качеств. Усвоение перцептивных действий ведёт за собой развитие других способностей.
5.Новизна.
Предпринята попытка осуществить системный подход в работе по развитию восприятия посредством художественно-продуктивной деятельности у детей с общим недоразвитием речи с включением перцептивных действий.
В планировании использован принцип концентрического наращивания материала по задачам с использованием лексических тем, изучаемых в речевой группе.
6. Ведущая педагогическая идея.
Автор ориентируется на информационные стратегии в поиске подходов, направленных на гуманистическую, личностно-ориентированную модель организации педагогического процесса.
В основе работы автора лежит концепция системно-личностно-деятельного подхода Л.С. Выготского.
7. Технология опыта.
Восприятие надо рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поисков признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включённых в этот процесс можно представить себе следующим образом (по Р.С. Немову):
1)Первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определённому объекту.
2) Поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнение с которыми воспринятого позволяет судить о том, что это за объект.
3) Отнесение воспринятого объекта к определённой категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого гипотетического решения.
4)Окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему ещё не
воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ними класса.
Цель работы: Создать условия для развития восприятия у детей с общим недоразвитием речи посредством художественно-продуктивной деятельности.
Задачи:
1.Подобрать соответствующую литературу, необходимую для осмысливания темы исследования и сопоставления своего опыта с отражённым в литературе по данной проблеме.
2.Выявить и раскрыть сущность понятия «восприятия», особенности восприятия в дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи.
3.Подобрать методики для диагностики особенностей восприятия в дошкольном возрасте с детьми с общим недоразвитием речи.
4.Организовать обследование восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
5.Создать развёрнутый перспективный план по развитию восприятия посредством художественно-продуктивной деятельности.
6.Выбрать рациональную структуру занятия по ручному труду.
7.Организовать реализацию перспективного плана по развитию восприятия по следующей системе:
- Учить видеть общие типичные признаки предметов, выделять особенности их строения, свойства, качества, связывая их с назначением предметов, материалами, из которых они сделаны.
-Развивать способность мысленно расчленять предмет и объект на части и затем объединять их в целое.
- Учить сравнивать предмет с помощью сенсорных эталонов.
- Развивать умение исследовать пространственные свойства предметов.
- Учить отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.
- Обучать детей умению передавать форму, цвет, величину, строение предмета ( с учетом возможности детей).
8. Сформировать выводы по результатам проведения повторного обследования восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Выявить динамику развития восприятия у дошкольников и эффективность данной работы.
9.Составить рекомендации по развитию восприятия у дошкольников для родителей.
Работая по развитию восприятия, автор осуществляет свою деятельность по трём этапам:
Первый этап диагностический:
Задача: Организовать обследование восприятия детей дошкольного возраста общим недоразвитием речи.
Второй этап развивающий.
Задача: Организовать реализацию перспективного плана по развитию восприятия.
Третий этап итоговый.
Задача: Сформировать выводы по результатам проведения повторного обследования восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Выявить динамику развития восприятия у дошкольников и эффективность данной работы.
Процесс развития восприятия на развивающем этапе осуществляется с помощью перцептивных действий (по Л.А. Венгеру) следующим образом:
1этап - сравнение воспринимаемого объекта с помощью сенсорных эталонов, воздействующих на органы чувств (геометрические фигуры, спектральная гамма цвета). С ними ребёнок имеет возможность сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним.
2 этап - практические действия с воспринимаемыми предметами, где дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью развёрнутых ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза.
3 этап - уточнение свойства объекта, различия одних предметов от других, выяснения существующих между ними связей и отношений.
Таким образом, всё обучение предусматривает преподнесение материала по «восходящей спирали» т.е. периодическое возвращение к определённым темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определённого возраста. Это гарантирует успех каждого ребёнка, и как следствие, воспитывает уверенность в себе.
Художественно-продуктивная деятельность – это вид культурной практики, который может быть организован в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми.
Понятие «художественно-продуктивная деятельность» охватывает целый ряд конкретных видов активности – рисование, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят репрезентирующий (моделирующий) характер, т.е. особым образом отображают реальный мир. Эта особенность детской продуктивной деятельности роднит её с сюжетной игрой, столь привлекательной для дошкольников.
Развитие художественно-продуктивной деятельности дошкольников, подчиняясь общей тенденции предварительного вычленения цели – замысла (не просто «что получится», а «что я хочу сделать»), имеет в рамках этой тенденции две линии:
1) движение к точности ( копирование образца, учёт заданных извне параметров будущего продукта);
2) творческая разработка собственного замысла и его воплощение в соответствии со своими внутренними критериями качества.
Предлагая создать ту или иную вещь, т.е. намечая цель, мы можем использовать разные формы её представленности ребёнку:
- образцы будущего продукта (в виде готовой вещи или её графического изображения);
- частично заданные в самом материале элементы будущего продукта (конструктивные узлы-модули, незавершенные наброски и пр.), ориентирующие на определённый результат (завершение продукта-вещи разной степени готовности);
- графические схемы создаваемого продукта (чертежи, пооперационные схемы, выкройки, эскизы);
- словесное описание цели или условий, которым должен соответствовать будущий продукт.
Исходя из этого, всё многообразие содержаний для продуктивной деятельности можно представить четырьмя типами работы:
1) работа по образцам,
2) работа с незавершёнными продуктами,
3) работа по графическим схемам,
4) работа по словесному описанию цели-условий.
В качестве смысловых контекстов, «упаковывающих» или «обрамляющих» работу, можно предложить следующие:
- изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности. Возможны все типы работы, но наиболее подходящей является работа по образцам и схемам;
- создание произведений для собственной «художественной галереи». Наиболее подходящими для этого являются работа с незавершёнными продуктами и работа по словесному описанию (обсуждение темы, замыслов, описание детьми будущего результата).
- создание коллекций. Наиболее подходящие типы работы - по образцам и схемам.
- создание макетов. Наиболее подходящие типы работы – с незавершённым продуктом (частично оформленное воспитателем поле макета, требующее заполнения) и по словесному описанию (обсуждение предполагаемых элементов макета). Возможно сочетание этих типов работы с работой по образцам.
- изготовление украшений-сувениров. Целесообразно использование всех типов работы.
- создание «книги». Наиболее подходящие типы работы – с незавершённым продуктом и по словесному описанию.
- изготовление предметов для «театра». Возможно использование всех типов работы.
Развитие восприятия с дошкольниками с нарушением речи ведётся на основе общения межличностного взаимодействия педагога и детей на занятиях и в совместной деятельности.
Автор разработал перспективный план работы для старшей и подготовительной групп (см. приложение 1,2). Перспективный план основывается на лексическую тему. В плане подобран практический материал по развитию восприятия через художественно-продуктивную деятельность.
Следует отметить, что для наиболее полного развития восприятия дошкольника необходимо участия не только педагога, но и родителей. Поэтому автор обращает особое внимание на значимость участия родителей в воспитательно-образовательном процессе. Взаимосвязь с родителями осуществляет через консультации, открытые просмотры, выставки детских работ.
Структура занятия по художественно-продуктивной деятельности, направленная на развитие восприятия.
1)Организационный момент.
2)Мотивация занятия.
3)Обследование образца, рассматривание, беседа (использование художественного слова, объяснения, уточнение последовательности выполнения работы).
4)Пальчиковая игра.
5)Практическая деятельность (объяснение, частичный показ, советы, индивидуальная помощь, наводящие вопросы, взаимопомощь в партнёрстве)
6)Физкультминутка (упражнения для шеи и спины).
7) Гимнастика по профилактике нарушения зрения.
8)Сюрпризный момент.
9)Анализ детских работ (наводящие вопросы, самооценка своей работы и работ детей).
10)Мотивация к следующему занятию.
11)Релаксация
12)Итог. Рефлексия.
8.Результативность.
Подводя итоги работы, автор отмечает, что используя системный подход в обучении, специальное планирование, четкую систематизацию лексического материала и дополняющие друг друга приёмы и формы обучения с учётом способностей речевого и умственного развития детей получены хорошие результаты.
Сравнительный анализ развития восприятия у детей с общим
недоразвитием речи за 2012-2013год
(старшая группа 12 детей)
уровни
|
Восприятие цвета
|
Восприятие формы
|
Восприятие величины
|
Слуховое восприятие
|
Восприятие пространства
|
2012г
осень
|
2013г
весна
|
2012г
осень
|
2013г
весна
|
2012г
осень
|
2013г
весна
|
2012г
осень
|
2013г
весна
|
2012г
осень
|
2013г весна
|
в
|
-
|
2р-17%
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
3р-25%
|
-
|
2р-17%
|
с
|
3р-25%
|
9д-75%
|
3р-25%
|
12д-100%
|
3р-25%
|
10д-83%
|
3р-25%
|
8д-67%
|
3р-25%
|
9д-75%
|
н
|
9д-75%
|
1р-8%
|
9д-75%
|
-
|
9д-75%
|
2р-17%
|
9д-75%
|
1р-8%
|
9д-75%
|
1р-8%
|
Подготовительная к школе группа (15 детей)
(2013-2014 год)
уровни
|
Восприятие цвета
|
Восприятие формы
|
Восприятие величины
|
Слуховое восприятие
|
Восприятие пространства
|
2013г
осень
|
2014г
весна
|
2013г
осень
|
2014г
весна
|
2013г
осень
|
2014г
весна
|
2013г
осень
|
2014г
весна
|
2013г
осень
|
2014г весна
|
в
|
2р-13%
|
12д-80%
|
4р-26%
|
12д-80%
|
-
|
8д-55%
|
2р-13%
|
5д-33%
|
2р-13%
|
5д-33%
|
с
|
12д-80%
|
3р-20%
|
10д-67%
|
3р-20%
|
14д-93%
|
7д-45%
|
12д-80%
|
10д-67%
|
12д-80%
|
10д-67%
|
н
|
1р-7%
|
-
|
1р-7%
|
-
|
1р-7%
|
-
|
1р-7%
|
-
|
1р-7%
|
-
|
По данным диагностики видно, что в развитии восприятия ребёнка происходят заметные изменения, которые выражаются в следующем:
- дети научились различать геометрические фигуры, цвета;
- устанавливать отношения частей по величине и объединять части в целое;
- выделять строение, положение предметов в пространстве;
- ориентироваться на листе бумаги;
- оценивать и исправлять путём анализа допущенные ошибки;
- дети овладели словесными обозначениями направлений (слева, справа, по углам, сверху, снизу);
научились группировать многоугольные фигуры;
называют величинные понятия.
Эти знания детей целенаправленно применяют в практической деятельности.
9. Адресная направленность.
Данный опыт может быть использован воспитателями речевых групп детского сада в работе по развитию восприятия у детей с общим недоразвитием речи. Предложенная система работы рассчитана для детей старших и подготовительных групп.
10. Трудоёмкость.
Работа по данной теме предполагает высокий уровень теоретической подготовки педагога, создание обширного демонстрационного, раздаточного и практического материала. Данная работа строится на основе взаимосвязи учителя-логопеда, воспитателей и родителей.
Литература
Башаева, Т.Б.. Развитие восприятия у детей, форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. (Текст)/ «Академия развития» 1997-240 с.
Венгер, Л.А., Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребёнка» книга для воспитателя детского сада. - М., (Текст)/ «Просвещение» 1988 г. - 144с.
Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи - Серия «Специальная психология» -М.; (Текст)/ «Книголюб» 2004 г.- 104с.
Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. (Текст)/«Академия развития», 1997 г. - 240с.
Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. - Ярославль. (Текст)/ «Академия развития» 1996 г. - 240с.
Волков, Б.С. Детская психология: логические схемы.: Москва. (Текст)/ Гуманитарный издательский центр Владос, 2003 г. - 256с.
Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических заведений: в 3 книгах - 3-е издание. - М.; (Текст)/ Гуманитарное издание центр Владос,. кн. 1 общие основы психологии 1999 г. - 688с.
Мухина, В.С. Детская психология: учебник для студентов педагогических институтов. Под редакцией Л.А. Венгера - 2- е издание переработанное и дополненное -М.; (Текст)/ «Просвещение» 1985 г.-272с.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.; (Текст)/ Педагогика, 1990 г.- 144с.
Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. - М; 1995 г.
Гульянц, Э.К. Что можно сделать из природного материала» Кн. Для воспитателя дет. сада – 2 –е изд., дораб. – М., Просвещение, 1991 – 175с.
|
|
|