Главная страница

Давай поговорим о доброте, что спрятана в душе твоей…


Скачать 73.01 Kb.
НазваниеДавай поговорим о доброте, что спрятана в душе твоей…
Дата08.03.2016
Размер73.01 Kb.
ТипКлассный час

Внеурочное мероприятие (классный час) для 4 – 5-х кл. на тему: «Давай поговорим о доброте, что спрятана в душе твоей…»

Учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 8»

г. Астрахани Болдырева А.В.

Эпиграф:

«Раздайте все хорошее другим,

От этого не станете беднее.

Все, что отдал, считается твоим,

Рука дающего, поверьте, не скудеет».

Цель: формирование нравственного качества личности – доброты.

Задачи:

  1. Расширить у учащихся значение понятия «добро» и «доброта»;

  2. раскрыть нравственное содержание доброты;

  3. познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни;

  4. показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;

  5. дать нравственную оценку добрым поступкам.

Виды деятельности: беседа, групповая работа, комментированное чтение с элементами анализа, игровые ситуации.

Оборудование:

  • Компьютер (презентация урока, запись песни «Дорогою добра» и песни Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»).

  • Высказывания великих людей о добре и доброте:

«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» (Л.Н.Толстой);

«Большая цель добра начинается с малого – желания добра своим близким…» (Д.С.Лихачев);

«Доброта — это то, что может увидеть слепой и услышать глухой» (Марк Твен);

«Доброта — качество, излишек которого не вредит» (Джон Голсуорси);

« Доброта – это солнце, которое согревает душу человека»

(М. Пришвин).

  • Словарный материал:

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе.

Доброта – это альтруизм разумного человека.

Доброта – это свет души, освещающий пространство вокруг человека лучше самого сильного фонаря.

Доброта – это процесс душевного творчества, результатом которого становятся добрые дела.

Доброта – это сознательный отказ от порицания человека за его ошибки и необдуманные поступки.

Доброта – это позитивное отношение к окружающему миру и отсутствие злопамятности.

Ход мероприятия:

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о самом важном качестве человека – о доброте. С этим понятием мы уже с вами знакомились на уроке. Так, давайте продолжим фразы: «Доброта – это…» и «Быть добрым – это значит…»

(Ответы ребят).

Итак, доброта – это стремление человека сделать счастливыми других людей. Добром считаются отношения доверия, милосердия, справедливости и любви. Добро связано с умением сочувствовать и сопереживать. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в ввиду, что он готов прийти на помощь и делает это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца.

- А знаете ли вы ребята, что есть такой праздник, который называется «День спонтанного проявления доброты»? И отмечается он 17 февраля.

Это неофициальный праздник, созданный по инициативе ряда международных благотворительных организаций, по мнению которых этот праздник имеет планетарное значение.13 ноября в 1998 году в Токио состоялась первая конференция Всемирного движения за доброту. В этом мероприятии приняли участие Япония, Австралия, Великобритания, США, Канада, Сингапур и Таиланд. Они то и решили, что праздник будет отмечаться 17 февраля. Позднее к движению присоединились многие европейские страны, но Россия — только недавно.

Этот праздник следует отмечать «всем миром» 17 февраля, вне зависимости от места проживания, гражданства и национальности. Организаторы Дня спонтанного проявления доброты призывают быть в этот день быть не просто добрыми и отзывчивыми к чужой беде, а добрыми безгранично и бескорыстно. В некоторых странах в этот праздник принято дарить цветы знакомым и незнакомым людям, делать комплименты в этот день хотя бы трем незнакомым людям.

- Давайте попробуем это сделать и мы.

Игра «Просто так».

Фоном игры служит песня Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».

Учащимся раздаются чистые листы, для того, чтобы написать комплименты и добрые пожелания одноклассникам. Оговаривается условие: комплименты и пожелания не должны акцентироваться на внешних качествах, а сосредоточиться на внутренних.

Примеры: «Катюша, у тебя чудесная, открытая улыбка! Когда ты улыбаешься, то вокруг тебя становиться светлее, появляется хорошее настроение»; «Коля, ты очень галантный и обходительный мальчик! Рядом с тобой любая девочка чувствует себя привлекательной».

По окончании работы учащиеся размещают свои пожелания на доске для общего просмотра.

Вывод: говорить друг другу приятные и добрые слова надо не только по праздникам. Они должны украшать наши будни, особенно тогда, когда мы в них нуждаемся.

День спонтанного проявления доброты помогает понять, насколько наши поступки влияют на других людей. И как легко поднять настроение другому человеку. Добрые дела «заразны»: когда мы помогаем кому-то, этот человек в знак благодарности помогает кому-то еще — идет цепная реакция доброты. Так давайте сделаем спонтанные проявления доброты нашей ежедневной привычкой, и тогда мир обязательно станет чуточку добрее!

«Не умирает доброта,

Что лечит нас и воскрешает.

И эта главная черта

В роду людском не убывает

Не прячьте доброты своей,

Откройте сердце всем наружу.

Тем, что имеете, щедрей

Делитесь, распахните душу…»

Построение ассоциативного ряда к слову «добро».

Работа в группах. Первая группа подбирает слова – братья к слову «добро» (однокоренные), а вторая группа – слова – друзья (синонимы).

Слова – братья Слова – друзья

доброта отвага

добросердечие помощь

добросердечность порядочность

добродушие бескорыстие

доброжелательность самопожертвование

добропорядочность чуткость

Игра «Словом можно убить, словом можно воскресить».

- Ребята, сегодня на уроке я разрешу вам делать то, чего никогда раньше не разрешала. Познакомьтесь, это Катя (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, вы причиняете боль. Поэтому, когда вы будете говорить Кате что – то обидное, вы будете причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя).

- Давайте теперь посмотрим на Катю. Изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Что в ней изменилось и почему?

- Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что – то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).

- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, а сами, тем временем, будем разглаживать шрамы, которые мы оставили.

- Ребята, а сейчас посмотрите на Катю. Ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале урока? Нет. Почему?

Вывод: на теле куклы остались шрамы. А шрамы – это боль, которая остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты не могут их разгладить.

Анализ притчи.

«Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.

– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?

– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но, какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Вопросы для обсуждения:

Что подразумевается под волком, «которого кормишь»?

Что значит «кормить волка»?

Что нужно сделать, чтобы в человеке победил «светлый волк»?

(Ответы учащихся).

Вывод: добрые поступки – это лекарство, спасение от всего дурного. Чем больше мы будем делать добра, тем больше его будет в нас оставаться.

Учащиеся поют песню «Дорогою добра» (сл.Ю.Энтина, муз. М.Минкова). Звучит запись в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных.

«Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой?

Куда по свету белому отправиться с утра?

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

Забудь свои заботы, падения и взлеты,

Не хнычь, когда судьба себя ведет, не как сестра,

А если с другом худо - не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!

А если с другом худо - не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!

Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,

Не забывай, что эта жизнь - не детская игра!

И прочь гони соблазны, усвой закон негласный

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

И прочь гони соблазны, усвой закон негласный

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!»

Заключение.

Вот наше занятие и подошло к концу. Что – то изменилось в вас после него? Какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников? (Ученики высказывают свое мнение).

Я надеюсь, что благодаря этому классному часу в ваших сердцах стало немножко больше доброты и вы не сможете равнодушно пройти мимо чужой беды. Давайте делать добро! Ведь делать добро – это здорово!

Наш девиз: «Стань добрым волшебником!

Ну-ка, попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Принять и исполнить

Желанье другого –

Одно удовольствие,

Честное слово!»