Главная страница

Бальный танец некоторые воспросы методики


Скачать 53.71 Kb.
Название Бальный танец некоторые воспросы методики
Дата 24.02.2016
Размер 53.71 Kb.
Тип Документы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Шумиловская детская школа искусств»

БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ
НЕКОТОРЫЕ ВОСПРОСЫ МЕТОДИКИ

Составлено преподавателем

хореографического отделения

Р. Р. Шевченко

Определяющим в обучении бальным танцам являются общепедагогические принципы и методы преподавания. Но специфические особенности современного бального танца как массовой хореографии вносят свои коррективы в методику преподавания.

На уроках современного бального танца решаются важные художественные и воспитательные задачи, которые состоят в том, чтобы развить художественные особенности учащихся, привить им любовь к танцу, научить правильно и красиво танцевать, понимать язык хореографического искусства. В этом воспитательном процессе придаётся серьёзное значение художественной ценности репертуара.

Непременным условием любой хоре6ографической деятельности является верная передача характера, стиля, образного содержания музыки; необходимые для этого знания и навыки нужно развить в процессе обучения.

Музыкальность исполнения зависит в первую очередь от уровня развития музыкально-ритмического чувства, которое характеризуется, как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность музыкального движения.

Музыкально-ритмическое чувство поддаётся развитию с помощью ритмических упражнений. Специальные упражнения на ориентировку в пространстве позволяют развить зрительную и двигательную чувствительность, быстроту реакции, также необходимые для исполнения бальных танцев. Эти упражнения включают задания, помогающие выработать навык сохранять нужные интервалы, стоя на месте, в кругу, в колонне, парами, в шеренге; при движении в колонне по одному, парами, тройками, четвёрками; двигаясь шагами, бегом или подскоками; умение выполнять различные повороты, перестроения, менять направление, рисунок движения.

При работе со старшими учениками нет необходимости давать специальные упражнения на ориентировку. Необходимые навыки технического освоения элементов танца, освоение основных позиций, поз, положений корпуса закрепляются при помощи специальных тренировочных движений. Их включение в урок является бесспорным требованием грамотного построения занятий.

Обучение современному бальному танцу – это всегда творческий процесс, в котором важную роль играют индивидуальные качества преподавателя и степень подготовленности учащихся. Всё это обеспечит эффективность освоения учащимися программы.

Наибольшую сложность для преподавателя представляет работа в младших классах. Дети быстро устают, допускают много ошибок при исполнении, быстро забывают пройденное. Чтобы добиться хороших результатов в обучении, преподаватель должен использовать такие приёмы, которые делают урок интересным, концентрируют внимание учащихся. Однако, занимательное надо умело сочетать с малоинтересным, но необходимым, находить правильное соотношение между занимательным и серьёзным в обучении.

Занятия должны быть разнообразными, как по содержанию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, разучивание упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение танцев), так и по набору применяемых методов. Это может быть небольшая беседа в виде вопросов и ответов, прослушивание музыки и самостоятельный разбор её, наблюдение учащихся за объяснением и показом преподавателя, разучивание и повторение движений, танцев.

При повторении необходимо избегать однообразия, скуки, вносить в знакомое движение, танец элемент новизны, предъявлять новые требования, ставить новые задачи. Любое задание, предлагаемое учащимся, должно соответствовать степени подготовленности к нему.

Весь процесс обучения нужно строить на сознательном усвоении знаний и навыков. Это пробуждает интерес к занятиям, повышает запоминание. Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует долго отрабатывать одно и то же движение, танец, долго объяснять, пытаться научить всему сразу.

Разучивание танцев рекомендуется проводить в следующей последовательности: вначале преподаватель сообщает об изучаемом танце некоторые сведения. Если название не совсем понятно, даёт объяснение к названию (например, полонез – старинный танец польского происхождения). Затем даётся общая характеристика танцу – история его возникновения, характерные особенности музыки и хореографии. Если танец построен на элементах народной пляски, преподаватель должен рассказать о характерных чертах плясок данного народа; если танец относится к группе старинных, то сообщаются сведения о времени, когда танец появился, о стиле исполнения и этикете тех лет и т.п. Затем предлагается прослушивание музыки к танцу, определение её характера, темпа, музыкального размера, ритмического рисунка. Только потом преподаватель приступает к разучиванию движений, поз, переходов, рисунка. Процесс разучивания обычно сопровождается музыкой или идёт под счёт преподавателя: преподаватель показывает под счёт, учащиеся выполняют движение под счёт; затем преподаватель показывает под музыку, учащиеся выполняют движение под музыку.

Существует несколько методов разучивания танцевальных движений: метод разучивания по частям (так, например, учат шаг польки, вальса), целостный метод разучивания ( например, боковой галоп, шассе балансе и др.), метод временного упрощения (для особенно сложных движений таких, как шаг польки, вальса, шаг мазурки и др.).

«При развитии танцевальных способностей следует в равной степени работать над движением рук и ног. Если внимание обращено только на ноги и забываются руки, корпус и голова – не будет достигнуто полной гармонии движений». Этим общеизвестным принципом, сформулированным крупнейшим педагогом А. Я. Вагановой и адресованным преподавателям, готовящим профессионалов, в равной степени должен руководствоваться любой преподаватель танца.

Одновременно с разучиванием упражнений для рук и корпуса должна вестись постоянная работа над позами и положениями в парном танце. Положения рук и позы в парном танце разучиваются вначале в положении стоя на месте, затем закрепляются на простом танцевальном шаге, и лишь когда положения рук и поза легко и естественно принимаются учащимися, можно закрепить их на шаге полонеза, польки, вальса и др.

Когда основные движения, позы рисунок изучены, приступают к соединению их в танцевальные комбинации, которые разучиваются и отрабатываются. Затем комбинации собираются в фигуры танца, фигуры – в целый танец. Фигуры танца и весь танец многократно повторяются учащимися и в целях запоминания, и для достижения более грамотного музыкального и выразительного исполнения.

Чтобы весь процесс обучения танцу был плодотворным, следует сочетать наглядность, осмысление с творческим поиском учащихся.

Нельзя не учитывать при работе с учениками младших классов, что у них не развиты такие волевые качества, как настойчивость, целеустремлённость, упорство, дисциплинированность. Поэтому особую привлекательность для младших учеников приобретают занятия по танцу, если они строятся на простом материале и включают элементы игры или соревнования.

В старших классах имеются тоже некоторые сложности, которые преподаватель не может не принимать во внимание. Например, дети в возрасте 11-14 лет смущаются при выполнении танцевальных движений, стесняются становиться в пары, предпочитают хороводные и линейные танцы.

Серьёзная, вдумчивая работа с детьми по обучению бальному танцу, правильный учёт возрастных психологических особенностей позволяют выделить основную направленность в работе преподавателя: внимание сенсорному воспитанию, развитие музыкальности, танцевальной координации движений, умения ориентироваться в пространстве, формирование первоначальных танцевальных навыков и умений.

От успеха этой работы зависят перспективы развития исполнительской культуры в бальном танце, так как подготовленность учащихся с детского возраста позволит вести занятия в старших классах с большей глубиной и по расширенной программе.