Главная страница

Автоматизация звука [р] в словах и предложениях «Мы построим Дом Друзей!»


Скачать 53.05 Kb.
Название Автоматизация звука [р] в словах и предложениях «Мы построим Дом Друзей!»
Дата 12.02.2016
Размер 53.05 Kb.
Тип Документы

Тема: Автоматизация звука [р] в словах и предложениях «Мы построим Дом Друзей!»
Цель: закреплять навыки правильного произношения звука [р] в связной речи.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить и закрепить акустические и артикуляционные свойства звука [р];

  • закреплять навык правильного произношения звука [р] в словах, слогах и предложениях;

  • активизировать словарь по лексической теме «Дом. Жилище»;

  • совершенствовать навыки словообразования относительных имён прилагательных;

  • упражнять в согласовании имён числительных и имён существительных;

  • упражнять в согласовании имён прилагательных и имён существительных;

  • совершенствовать умение грамматически правильно строить предложение.


Коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляторную моторику;

  • развивать фонематический слух;

  • развивать умение понимать обращённую речь;

  • развивать ориентировку в пространстве;

  • развивать зрительный гнозис и зрительное восприятие;

  • развивать конструктивные умения и навыки;

  • развивать психические процессы: внимание, воображение, память, логическое мышление;

  • развивать связную речь;

  • развивать общую и мелкую моторику.


Воспитательные:

  • воспитывать умение следить за правильным произношением поставленных звуков в речи.


Оборудование: указка, салфетки, предметные картинки (муравейник, конура, нора, берлога, коровник), игровые фигурки (Чебурашка, Крокодил Гена), игровые строительные каски для детей, ноутбук, презентация «Строительные материалы и инструменты», игрушечный грузовик, «кирпичи» с картинками, схема дома.

Предварительная словарная работа: коровник, конура, муравейник, инструменты, чертёж, архитектор, цемент, шифер, доски.

Ход занятия.
I. Организационное начало занятия
Логопед (Далее Л): Здравствуйте ребята! Подарите гостям свои улыбки! Сегодня мы продолжим учиться правильно произносить звук [р].

(на магнитной доске картинки: берлога, муравейник, нора, сарай, конура)

Л: Назовите картинки. Как можно назвать их одним словом?

Дети (Далее Д): Дом, жилище.

Л: Для чего нужен дом?

Дети отвечают.

Л: Иметь дом очень важно и для людей и для животных. Дом защищает от непогоды, от врагов. В жилище люди растят детей, животные детёнышей, а птицы – птенцов.

Л. Кто строит жилища диким птицам и животным?

Дети отвечают.

Л. А кто строит дом человеку? Как называется эта профессия?

Д. Строитель.

Л. Посмотрите, к нам в гости пришли сегодня Чебурашка и Крокодил Гена. Они просят нас помочь им построить Дом Друзей. Мы с вами превратимся в строителей и будем строить Дом Друзей и продолжим учиться произносить звук [р].(Логопед надевает строительные каски на детей)
II. Основная часть
Л: Для того, чтобы успешно выполнить все задания, нам необходимо выполнить артикуляционную гимнастику.
1. Артикуляционная гимнастика


  • В первую очередь возьмём с собой хорошее настроение (Упражнение «Заборчик»).

  • Приступим к строительству. Нам понадобятся доски узкие (Упражнение «Иголочка») и широкие (Упражнение «Лопаточка»).

  • Теперь необходимо покрасить крышу дома (Упражнение «Маляр»).

  • Покрасим стены (Упражнение «Почистим верхние зубки») и крыльцо (Упражнение «Почистим нижние зубки»).

  • Поставим трубу (Упражнение «Грибок»).

  • Забьём гвозди (Упражнение «Лошадка»).


2. Развитие фонематического слуха. Упражнение «Услышь звук»
Л. Перед тем, как начать строительство дома, мы выберем необходимые материалы и инструменты. Я покажу вам картинки и назову слова, если в слове вы услышите звук [р], то хлопаете в ладоши.

Картинки (презентация на ноутбуке): шифер, мастерок, цемент, трубы, молоток, кирпичи, доски, рубанок, краска, лом, рулетка.

Л. Молодцы! Вы были очень внимательны.
3. Автоматизация звука в словах. Упражнение «Найди и назови»
Л: Пока мы выбирали инструменты и материалы, к нам приехал грузовик и привёз кирпичи. Нам нужно отобрать те, которые годятся для постройки нашего дома. Кирпичи необычные: на каждом картинка. По очереди берите кирпичи и правильно называйте слово. Если в слове есть звук [р], то кирпич нам подходит.

(«Кирпичи» - карточки трёх цветов: розового, оранжевого и красного, перевёрнуты вниз картинкой, дети по очереди отбирают нужные «кирпичи»)

Л. Молодцы! Теперь давайте посчитаем, сколько кирпичей у каждого из вас? Сколько красных кирпичей? Розовых? Оранжевых?

Д. У меня два розовых кирпича.
4. Конструирование. Совместная деятельность детей
Л: Для того, чтобы строить дом, необходима схема – чертёж. Чертежи домов выполняет человек, профессия которого называется «архитектор». Архитектору очень важно быть точным и внимательным. Если он ошибётся в своих чертежах, то строители неправильно построят дом. Вот наша с вами схема, по которой мы будем строить дом.

Л. Внимательно рассмотрите её. Выкладываем «кирпичи» точно по схеме.

(Дети выкладывают дом стоя у соседнего стола.)


оранжевый

оранжевый

оранжевый

розовый

окно

розовый

красный

красный

красный

Л. Молодцы!
5. Автоматизация звука [р] в предложениях
Л: Вот мы и построили дом. Но, мне кажется, чего-то не хватает.

Д. Не хватает крыши.

Л. Для того, чтобы нам её получить, нужно правильно проговорить предложения со словами-кирпичиками.
Оранжевые кирпичи: корова, ворона, карась.

Рогатая корова ест траву в коровнике.

Серая ворона громко каркает.

В пруду плавают караси.

Розовые кирпичи: барсук, труба.

Старый барсук роет нору.

Из трубы идёт серый дым.

Красные кирпичи: забор, радуга, тропинка.

Мы построим высокий забор.

К дому ведёт узкая тропинка.

Над домом видна разноцветная радуга.

Дети проговаривают по очереди предложения, чётко произнося звук [р].
Л. А вот и крыша.

Дети ставят на место крышу.


6. Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика «Новый дом»
Л. Пальчики устали, пусть они отдохнут. Выполним пальчиковую гимнастику «Новый дом»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток бери, мой друг!
Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок.
Мы построим новый дом,
Ставят рядом ладошки-«стены»,
Есть окошко в доме том.
Есть еще одно, повыше,
Складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют «крышей».
Есть труба вверху на крыше.
Мизинец отставляют в сторону - труба.
Дом готов, зовем гостей:
«Приходите поскорей!»
Делают приглашающий жест рукой.
III. Подведение итогов.

- Вот какой прекрасный Дом Друзей у нас получился! Чебурашка и Крокодил Гена благодарят вас за помощь.

- Что понравилось делать?

- Какой звук учились произносить?