Главная страница

Алгоритм распределения обязанностей социально-психологической службы образовательной организации


Скачать 69.32 Kb.
Название Алгоритм распределения обязанностей социально-психологической службы образовательной организации
Дата 12.02.2016
Размер 69.32 Kb.
Тип Документы

Алгоритм распределения обязанностей социально-психологической службы образовательной организации
Парыгина Л. В.
ГБПОУ РС(Я) «Ленский технологический техникум»
Цель социально-педагогической работы образовательной организации – решение проблем, помощь в преодолении трудностей и обеспечение условий для социального становления обучающихся, а также создание благоприятной социальной среды.

Социальная деятельность образовательной организации проводится по семи направлениям:

1.Социальная диагностика. Это направление предполагает особое внимание к многодетным и неблагополучным семьям, семьям, где воспитываются дети – инвалиды, дети, находящиеся под опекой, к подросткам с отклоняющимся поведением и обучающимся «группы риска». Для выявления данной категории обучающихся оформляются социальные паспорта группы, списки обучающихся и их семей, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

2.Организационно-воспитательная деятельность. Осуществляется в тесном контакте между заместителями директора, мастерами и кураторами групп, социальным педагогом, психологом, старшим мастером и преподавателями. Большое место в этом направлении следует уделить контролю посещаемости занятий (особенно обучающихся «группы риска»), успеваемости и внеучебной занятости обучающихся.

3.Коррекционная работа. Проведение диагностической работы, направленной на изучение социально-психологической атмосферы в группе, межличностных отношений и социального статуса обучающихся. Работа с родителями, привлечение родителей к участию в воспитательном процессе.

4.Просветительская работа. К этому направлению относятся: организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми, проведение педагогических советов, семинаров, совещаний. В просветительской работе следует сделать акцент на профилактику правонарушений, наркомании, бродяжничества и т.д.

5.Работа с обучающимися. Проведение профилактической работы. Индивидуальная работа с обучающимися «группы риска».

6.Работа с педагогическим коллективом. Взаимодействие администрации и педагогического коллектива для совместных результативных действий при работе с обучающимися.

7.Работа с родителями. В этом направлении ведется активная работа для выявления семей, не занимающихся воспитанием своего ребенка. Организация родительского комитета, проведение всеобучей для родителей. Помощь семьям, находящимся в социально опасном положении.

Работа куратора группы – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящая на основе программ воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом образовательной организации.

Цель работы куратора – создание условий для саморазвития личности обучающихся, реализации личности и его успешной социализации в современном обществе.

Задачи

  • формирование и успешное развитие коллектива группы;

  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения индивидуальности и раскрытия его потенциальных способностей;

  • защита прав и интересов учащихся;

  • гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическим коллективом;

  • формирования в обучающихся стремления к здоровому образу жизни;

  • формирования здорового духовного пространства учащегося;

  • организация внеурочной и творческой деятельности обучающихся;

  • формирование навыков безопасного поведения.

Функции куратора подразделяются

1.Организационно-координирующие:

  • обеспечение связи учебного заведения с семьей обучающегося, установление контактов с родителями;

  • оказание помощи родителям обучающегося в его воспитании (через психолога, соц.педагога);

  • организация в группе образовательного процесса;

  • организация в группе воспитательного процесса с обучающимися;

  • ведение документации;

  • защита, сохранение физического и морального здоровья обучающихся;

  • обеспечение охраны и защиты прав обучающихся, в том числе, оставшихся без попечения родителей, сотрудничество с социальным педагогом, психологом, работа с детьми и семьями, находящимися в социально-опасном положении;

  • проведение инструктажей по техники безопасности и охране труда с обучающимися, пожарной безопасности и правилам безопасного поведения в городе, в быту и т.д.

  • организация дежурства по закрепленному кабинету, корпусам учебного заведения;

  • забота о внешнем виде обучающихся;

  • незамедлительное извещение администрации образовательной организации о каждом несчастном случае с обучающимися, оказание первой медицинской помощи;

2.Коммуникативные:

  • регулирование межличностных отношений между обучающимися;

  • установление доброжелательных отношений между обучающимися и педагогическим коллективом;

  • установление благоприятного психологического климата в группе;

  • помощь обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3.Аналитико-прогнастические:

  • изучение индивидуальных особенностей обучающихся;

  • изучение состояния развития коллектива группы.

4.Контролирующие:

  • контроль успеваемости обучающихся группы;

  • контроль посещаемости занятий обучающимися.

Формы работы куратора

  • индивидуальные (беседы, консультации и т.д.);

  • групповые (органы самоуправления группы);

  • коллективные (конкурсы, концерты, походы и т.д.);

Документация куратора группы

  • психолого-диагностические карты обучающихся, характеристики;

  • личные дела обучающихся.

Обязанности куратора группы:

  • Ведение журнала куратора

  • Сбор информации об учащихся группы (информационная справка)

  • Составление актов обследования жилищных условий обучающихся группы

  • Индивидуальная работа с обучающимися (беседы, тестирования, изучение проблем)

  • Привлечение обучающихся к внеурочной деятельности (кружки, спортивные секции, внеклассные мероприятия, конкурсы и т.д.)

  • Проведение родительских собраний, установление доверительных отношений с родителями, ознакомление родителей с Правилами поведения обучающихся в ОУ, Уставом образовательной организации, заключение договора между родителями и ОУ

  • Контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий обучающимися

  • Ходатайство о постановки на учет Совета профилактики и снятия с учета обучающихся

  • Организация работы ученического самоуправления

Профессия социального педагога в нашей стране сравнительно молодая (введена 1991 году). Но спектр деятельности социального педагога достаточно широкий: работа с ближайшим окружением обучающегося (семья, одногруппники, приятели и т.д.) и координация деятельности с различными учреждениями (поликлиника, правоохранительные органы, внеучебные заведения).

Целью деятельности социального педагога является формирование здоровых, гуманных отношений в социуме, помощь в создании атмосферы доброжелательности и взаимной заботы.

Обязанности социального педагога:

  • Сбор информации об обучающихся сиротах, и детей, оставшихся без попечения родителей, учащихся из малообеспеченных, многодетных и неполных семей

  • Работа в комиссии Совета профилактики ОУ

  • Работа в составе Поста ЗОЖ учебного заведения

  • Выявление обучающихся и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, работа с родителями

  • Работа с КДН, ИДН (выяснение у инспектора, стоят ли обучающиеся на учете, причины постановки на учет), Отделом опеки и попечительства

  • Вовлечение обучающихся, стоящими на профилактическим учете в досуговую, внеурочную деятельность, в том числе и каникулярное время

  • Взаимодействие с Центром занятости населения по трудоустройству обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, в каникулярное время

  • Ведение документации (план работы, отчеты, социальный паспорт образовательной организации, индивидуальные карты обучающихся и т.д.)

  • Организация правового всеобуча обучающихся и их родителей, организация встреч обучающихся с врачами ЦРБ

  • Помощь в организации ученического самоуправления

Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся; содействие социализации обучающихся, формированию у них культуры, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ.

Обязанности педагога психолога:

  • Анкетирование обучающихся с различными целями

  • Индивидуальная работа с обучающимися и их семьями, находящимися в социально опасном положении

  • Индивидуальная работа с обучающимися, стоящими на учете КДН, ИДН и Совета профилактики образовательной организации, детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

  • Оказание практической помощи мастерам и кураторам групп, преподавателям в привлечении обучающихся, стоящих на учете КДН, ИДН, Совета профилактики ОУ к внеурочной деятельности

  • Работа по профилактики суицидального поведения обучающихся

  • Ведение документации (план работы, отчеты, индивидуальные карты обучающихся и т.д.)

В настоящее время образовательные учреждения Республики Саха (Якутия) уделяют особое внимание защите прав и интересов семьи, подросткам, создавая необходимые условия для социальной реабилитации и адаптации в обществе. В Республике разрабатываются и внедряются в образовательный процесс новые, более совершенные методики воспитания и образования, проводятся курсы переподготовки и повышения квалификации педагогических работников. Потребность в развитии социально-педагогической службы образовательных учреждений постоянно растет. Сам ребенок не сможет реализовать себя. Ему должны помочь в этом взрослые люди. Именно в этом и заключается назначение воспитателей, социальных педагогов, педагогов-психологов, кураторов и заместителей директора по учебно-воспитательной работе – помочь сформировать у подрастающего поколения понятие об общественном благе как смысле жизни, помочь выполнить ему функцию, ради которой он рождается.