Главная страница

Алгоритм работы социального педагога по профилактике правонарушений в школе


Скачать 61.01 Kb.
НазваниеАлгоритм работы социального педагога по профилактике правонарушений в школе
Дата09.03.2016
Размер61.01 Kb.
ТипАнализ

Алгоритм работы социального педагога по профилактике правонарушений в школе

Анисимов Олег Иванович,

заместитель директора по воспитательной работе

средней общеобразовательной школы № 170 г. Новосибирска
Минимизация управленческих затрат - важный показатель эффективности профессиональной деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения. И от того, насколько организованно осуществляется совместная деятельность по решению актуальных социально-педагогических проблем, особенно в такой специфической сфере, как систематическая работа с детьми девиантного поведения, зависит очень многое.

Анализируя результативность данного направления воспитательной деятельности в образовательных учреждениях Новосибирской области, мы выявили недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки классных руководителей, учителей, представителей администрации, в том числе и самих социальных педагогов. На наш взгляд, нужна теоретико-практическая отработка алгоритма последовательности организационно-педагогических действий по решению проблем профилактики правонарушений среди учащихся, а также смежных проблем, связанных с учебой и дисциплиной.

На наш взгляд, социально-психологическая незащищенность детей часто выражается в применении к ним неадекватных методов наказания. А привлечение школьной административной комиссии - это определенная форма наказания! Ведь с ребёнком и его семьёй еще не проводились профилактические социально-педагогические мероприятия, не применялись и другие, эмоционально более щадящие, методы воздействия на сознание и поведение.

Наблюдения показывают, что часто мы сталкиваемся с такими проблемно-дисциплинарными ситуациями, когда нерадивого ученика сразу же приводят к директору, комментируя: "Он мешает вести урок!". Еще одна типичная ошибка. Постоянно приходится слышать от классных руководителей, что они беседовали с родителями учеников по телефону. Естественно предположить, что подобная форма работы не всегда способствует полноценному разрешению возникшей проблемной ситуации. Это часто лишь замаскированный способ формального разрешения той или иной проблемы ребенка.

Предлагаемый ниже алгоритм профессиональных профилактических действий был разработан и апробирован в средней школе № 109 г. Новосибирска. На наш взгляд, он более целесообразным способом снимает возникающую социально-педагогическую напряжённость при работе с учеником и его родителями в области профилактики правонарушений.

Работа с учеником и его семьёй условно разделена нами на этапы или шаги. Содержание работы на каждом этапе обязательно фиксируется документально. Необходима определенная строгость в переходах от этапа к этапу. Лишь после того, как будет выполнена вся работа на первом этапе, следует переходить к другому этапу предлагаемого алгоритма. Общие результаты работы по профилактическому направлению обязательно отражаются в отчётах за четверть, год и т. д.

Первые два шага, начало третьего, а также шестой шаг предполагают обязательную совместную работу социального педагога с классным руководителем. Работа на первых двух шагах особенно важна, так как именно здесь почти на 90 % обеспечивается качественное решение данной проблемы.

Третий и четвёртый шаги - это в большей мере работа заместителя директора по учебной и воспитательной работе. Здесь происходит совместная оценка динамики развития ситуации, в которую включён ребёнок и родители, планируется дальнейшая социально-педагогическая работа с учеником, оформляются справки, составляются акты и объяснительные записки.

Пятый шаг - беседа педагога с директором в присутствии родителей (обязательное условие - ведение протокола).

Шестой шаг - привлечение внутришкольной комиссии по профилактике правонарушений в школе только при наличии отчёта классного руководителя о проделанной по алгоритму социально-педагогической работе (вовлечение ученика в систему дополнительного образования, его участие в общественной и социально значимой деятельности, работа в трудовых и производственных бригадах и т. д.). Предоставление бланков бесед, рейдов, актов посещения на дому, объяснительных записок от родителей и правильно оформленного представления.

Седьмой шаг - привлечение педагогического совета (вместе с родителями). Этот шаг необходимо продумать очень тщательно на организационном и содержательном уровнях и применять в крайнем случае, так как он сопряжен с сильной эмоциональной и психологической нагрузкой на ученика, его родителей и учителей.

Восьмой шаг - привлечение районной комиссии по делам несовершеннолетних (при обязательном наличии необходимого пакета документов).

Работа по алгоритму (см. таблицу), как мы убедились, позволяет максимально точно документировать весь процесс социально-педагогической работы с ребенком и его родителями. Это важно отметить, учитывая то обстоятельство, что в настоящее время разнопланово декларируется идея о возможности создания в России действительно правового государства, в полной мере обеспечивающего соблюдение прав и обязанностей всех участников образовательного процесса. И не секрет, что возникают такие конфликтные ситуации (к счастью, редко), которые можно решить в Комиссии по делам несовершеннолетних района или даже в суде. И документальное сопровождение работы с ребенком и его семьей может оказать в таких случаях неоценимую услугу.

Отметим все положительные стороны работы по алгоритму, которые нам удалось обнаружить:

1. Беседа с ребенком, сопровождающаяся написанием им объяснительной записки, - мощный фактор положительного педагогического воздействия на него, а для родителей - еще более сильный, так как взрослый человек более осознанно относится к подобным документам.

2. Создаваемый пакет документов позволяет проследить динамику развития педагогической ситуации.

3. При сдаче классным руководителем отчета по результатам четверти и года сразу видна проведённая им работа с учеником и его семьей.
Приложение

Бланки к документальному оформлению алгоритма профилактических действий

Форму документов каждая школа, конечно, разрабатывает самостоятельно, но обязательным условием является участие в их заполнении двух заинтересованных сторон - педагогов школы и ученика.


1. Справка по результатам беседы с учащимся

Дата проведения беседы _________________________________________________

Фамилия, имя, отчество ученика __________________________________________

Домашний адрес ________________________________________________________

Причины беседы ________________________________________________________

Информация по итогам беседы ____________________________________________

Участники: Подписи участников:

____________________________ ____________________________

____________________________ ____________________________

____________________________ ____________________________

____________________________ ____________________________

2. Справка по результатам посещения учащихся на дому

Дата посещения (беседы) _________________________________________________

Фамилия, имя, отчество ученика ___________________________________________

Домашний адрес посещаемого _____________________________________________

Причины посещения (беседы) ______________________________________________

Информация по посещению (беседы) ________________________________________

Участники: Подписи участников:

____________________________ ____________________________

____________________________ ____________________________

_____________________________ _____________________________

_____________________________ _____________________________

3. СПРАВКА по итогам рейда

Фамилия, имя, отчество учащегося ________________________________________

Дата посещения ________________________________________________________

Класс _________________________________________________________________

Причина посещения _____________________________________________________

Домашний адрес ________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество родителей:

Мать _________________________________________________________________

Отец ________________________________________________________________

Классный руководитель ________________________________________________

Подписи _____________________________________________________________

Краткая информация по результатам рейда:

4. Отчёт классного руководителя

Фамилия, имя, отчество ребенка ___________________________________________

Дата рождения __________________________________________________________

Родители (место работы) __________________________________________________

Основная проблема ______________________________________________________

Что сделано классным руководителем:

1. Проведены беседы (справки о проведении бесед, подписи, даты).

2. Проведены встречи с родителями (справки о проведении встреч, подписи, даты).

3. Проведены рейды по домам (справки, подписи, даты).

4. Вызваны в школу родители (кто беседовал, справки, объяснительные записки, даты).

5. Динамика (изменения, полученные после проведённой работы, какие произошли улучшения, ухудшения).

6. Выводы.

Справка по результатам беседы с учащимся

Дата проведения беседы ____________

Фамилия, имя, отчество ученика __________________________________________

Домашний адрес ________________________________________________________

Причины беседы ________________________________________________________________________________

Информация по итогам беседы ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подписи участников:

____________________________ ____________________________

____________________________ ____________________________

Справка по результатам беседы с учащимся

Дата проведения беседы ______________

Фамилия, имя, отчество ученика __________________________________________

Домашний адрес ________________________________________________________

Причины беседы ________________________________________________________ ______________________

Информация по итогам беседы ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подписи участников:

____________________________ ____________________________

____________________________ ____________________________
Справка по результатам беседы с учащимся

Дата проведения беседы ____________

Фамилия, имя, отчество ученика __________________________________________

Домашний адрес ________________________________________________________

Причины беседы ________________________________________________________________________________

Информация по итогам беседы ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подписи участников:

____________________________ ____________________________

____________________________ ____________________________
Справка по результатам беседы с учащимся

Дата проведения беседы _____________

Фамилия, имя, отчество ученика _________________________________________________________________

Домашний адрес ________________________________________________________

Причины беседы ________________________________________________________ _______________________

Информация по итогам беседы ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подписи участников:

____________________________ ____________________________

____________________________ ____________________________