|
Администрации Чеховского муниципального района Московской области
Управление образования
Администрации Чеховского муниципального района Московской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Манушкинская средняя общеобразовательная школа
д.Манушкино,д.18/1.Чеховский муниципальный район, Московская область, 142321, тел.724-51-86
сайт:http//manushkinoschool.edusite.ru, эл.почта: [email protected]
ОКПО 50175807, ОГРН 1025006395567, ИНН 5048052800, КПП 504801001
Круглый стол для родителей учащихся 6А класса
(с использованием «мозгового штурма»)
Семейное воспитание и здоровье наших детей
ЦЕЛЬ:
объединение усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников и формирования понимания значимости собственного здоровья.
ЗАДАЧИ:
Получение присутствующими обширной информации о здоровье школьников как факторе социализации личности.
Выявление ключевых проблем и тенденций, влияющих на состояние здоровья учащихся класса.
Разработка направлений и форм взаимодействия школы и семьи по сохранению и укреплению здоровья школьников и выработки понимания значимости здоровья в перспективе жизни.
Форма проведения: комбинированная (сочетающая традиционное предъявление присутствующим обширной теоретической информации и работу круглого стола с использованием метода «мозгового штурма»).
Этап подготовки:
Анкетирование родителей по теме круглого стола.
Подготовка теоретической информации.
Подготовка рабочих материалов для работы круглого стола.
Разработка памяток для родителей.
Правила работы:
Взаимопомощь!
Быть на равных условиях!
Спорить, но не ссориться!
Этап проведения
Уважаемые друзья! Я рада приветствовать Вас в нашем уютном классе. Тема сегодняшней нашей встречи подсказана жизнью, желание к ней обратится единодушно (оно вытекает из результатов Вашего анкетирования на начало учебного года). Здоровье наших детей… Нет ничего важнее, поскольку многое (знания, стремление к достижениям, способности) теряют свою цену, если отсутствует главный компонент социализации наших детей – здоровье.
Здоровье взрослого человека на 75 % определяется условиями его формирования в детском возрасте. Именно с раннего возраста нужно приобщать ребёнка заботиться о своём здоровье, воспитывать у него заинтересованность в собственном развитии и самосохранении.
Как-то, беседуя с детьми о здоровье, я спросила: " Что нужно делать человеку, чтобы не болеть?" Ответ был однозначным - пить таблетки. "Подождите",- сказала я. "Ведь человек не болен. Что нужно делать чтобы оставаться здоровым?" "Пить таблетки". Начали разбираться и пришли к выводу, чтобы оставаться здоровым, нужно вести здоровый образ жизни, который включает несколько положений.
1.Правильное питание
2.Режим
3.Культурно- гигиенические навыки
4.Закаливание
5.Физкультура
6.Прогулки на свежем воздухе.
7. Отказ от вредных привычек.
Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, его функциях, узнает о важности правильного питания, режима дня, закаливания, движения, тем раньше он приобщится к здоровому образу жизни.
Вот, что пишет известный психолог Владимир Леви: "За годы врачебной практики я вплотную узнал не одну сотню людей, маленьких и больших, которые
- не здороваются
- не умываются
- не чистят зубы
- не читают книги
- не занимаются (спортом, физкультурой, танцами и т.д.)
- не работают
- не женятся
- не лечатся
И всё только потому, что их к этому принуждали. В большинстве случаев можно обойтись без принуждения. Для этого нужно проявить и артистизм, и хитрость, и фантазию. Ну и, безусловно, собственный пример родителей. Если ребёнка насильно принуждать заниматься физкультурой, соблюдать правила гигиены, он быстро теряет интерес к этому.
Вопросы дискуссии.
Сформулируйте хотя бы одно правило для родителей из серии «Как воспитать здорового ребенка?»
Что мешает выполнять эти правила?
Что, в Вашем представлении, есть ЗОЖ?
В чём просчёты школы в решении задачи сохранения и укрепления здоровья наших детей?
Дайте советы педагогам, которые, на Ваш взгляд, помогут преодолеть эти просчёты.
Что бы Вы делали по-другому, доведись Вам начать воспитание своего ребенка заново?
Обобщение ответов, представление на доске спектра выявленных проблем:
Наши ошибки
|
Полезные советы родителей
|
Низкая двигательная активность детей.
Несбалансированное питание.
Отсутствие культуры здоровья у всех членов семьи.
Злоупотребление медикаментами как «панацеей» от всех проблем, недостаточная информированность всех членов семьи о профилактике заболеваний и важнейших «факторах риска» для здоровья человека.
«Пьяные застолья» на глазах у детей.
Курение взрослых.
«Лояльное» отношение взрослых в семье к злоупотреблению собственным здоровьем.
|
Чередование «сидения» за уроками, телевизором и компьютером с активными движениями.
Контроль режима питания и объяснение детям, что полезно, а что вредит здоровью.
Использование народной медицины и методов в качестве альтернативы таблеткам.
Здоровая эмоционально-психологическая атмосфера в семье.
Бросаем курить – это лучшая воспитательная мера!
|
Советы родителям (предлагается разработать по группам). Результат обсуждается, вносятся коррективы.
Питание.
1. Максимально разнообразить стол.
2.Стараться включать в рацион овощи и фрукты, выращенные в нашей полосе.
3.Не заставлять есть, когда не хочется.
4.Не награждать едой.
5.Не ссориться во время еды. Оставлять выяснение отношений на другое время.
6.Исключить из рациона напитки типа "кока - кола", чипсы.
7.Помнить, что сладкое после основной пищи вызывает брожение в желудочно - кишечном тракте.
8.Ужинать не позже, чем за 2 часа до сна.
Режим дня.
Правильно организованный режим дня способствует повышению защитных сил ребёнка, его работоспособности. Дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков (гигиена, зарядка), приучает к определённому ритму. Родителям детей, посещающих детский сад, нужно следить за тем, чтобы режим дня в выходные дни дома не отличался от режима дня в детском саду. Сон занимает важное место в режиме дня. Он является главным средством для восстановления работоспособности. В результате недосыпания человек становится раздражительным, невыдержанным, злым и нетерпеливым.
Для хорошего сна нужно соблюдать определённые правила:
1.Перед сном не наедаться.
2.Спать нужно в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха 16-18 градусов.
3. Спать нужно, как можно более раздетым.
4.Хорошая физическая нагрузка в течении дня способствует крепкому сну.
5.Очень здорово проводить ритуал отхода ко сну (купание, сказка на ночь, поцелуй с пожеланием спокойной ночи.
6.Время перед сном самое мирное. Никаких ссор и претензий.
7.Важно, чтобы ребёнок дома засыпал в одно и то же время.
Закаливание.
Закаливание - самый простой и действенный способ укрепления защитных сил организма. Обычно под закаливанием понимают воздействие холодом. Но и тепловые воздействия оказывают оздоровительный эффект. Совместные походы в баню, кроме оздоровительного воздействия даёт много положительных эмоций. Самое главное - перепад температур. Организм человека приобретает неуязвимость к колебанию температуры окружающей среды. Различают закаливание воздухом, солнцем, водой. Максимальный эффект закаливание приносит, если оно сочетается с физическими нагрузками, полноценным сном и рациональным питанием. Проводить закаливающие процедуры нужно только с положительным эмоциональным настроем. Соблюдать принципы последовательности, непрерывности, постепенности. Избегать крайностей. Переохлаждение недопустимо!
знаменитый врач Себастьян Кнейп выдвинул лозунги "Самая лучшая обувь - отсутствие обуви", "Каждый шаг босиком - лишняя минута жизни". При первой же возможности ребёнку нужно ходить босиком. Дайте детям в летний период возможность ходить босиком по песку и по асфальту, по мелким камушкам и шишкам. Кроме закаливающего эффекта - это прекрасное средство профилактики плоскостопия.
Двигательная активность.
Существует связь между физическим развитием ребёнка и развитием его интеллекта. Играйте с детьми. Игра - способ познания мира. Запрещать ребёнку играть - значит запрещать развиваться! Нужно сочетать двигательную активность с семейными прогулками на природе.
Кроме пользы - только польза.
Совместные велопрогулки, каток, поход в парк, пеньки, канавки, деревья, ручьи, брёвнышки, природный материал (шишки, жёлуди, камни, палки) – всё это стимулирует двигательную активность детей. Во время прогулок совершенствуются навыки ходьбы по пересечённой местности.
Ограничение телевизора и компьютера.
Как утверждают американские специалисты – в их стране среднестатистический родитель внятно разговаривает со своим ребёнком 38 минут в неделю. А среднестатистический ребёнок за неделю проводит у телеэкрана 28 часов. В числе пагубных воздействий телевизора и компьютера – ухудшение зрения, заболевания суставов, ожирение, повышение кровяного давления. Дети часто теряют чувство реальности. Маленькие дети больше подвержены отрицательному влиянию сцен насилия. Установлено, что на детей, которых любят, с которыми родители много общаются, смотрят вместе телевизор, сцены насилия оказывают менее сильное воздействие, чем на детей, растущих в неблагоприятных условиях.
Здоровье Вашего ребёнка в Ваших руках, дорогие родители!
К сожалению, в силу недостаточного развития уровня культуры и образования в нашем обществе в последнее время здоровье ребёнка в семье не является абсолютным приоритетом! Многие родители не могут служить своим детям положительным примером здорового образа жизни, как и не могут создать ребёнку позитивную мотивацию быть здоровым! В завершении хочу поделится с Вами советами, которые нам, взрослым, дают наши дети (памятка).
Здоровье - это целенаправленная работа на всю жизнь!
А то, что закладывается в ребёнка с детства – остаётся с ним на всю жизнь!
Приложение
Анкета для родителей:
“Путь к здоровью ребёнка лежит через семью”
Уважаемые родители! Забота о воспитании здорового ребёнка является значимой для нашего дошкольного учреждения. Просим Вас ответить на вопросы анкеты по оздоровлению детей в семье.
Заранее благодарим Вас!
Как оцениваете состояние здоровья своего ребёнка?:
плохое,
удовлетворительное,
хорошее? (нужное подчеркнуть.)
Сколько раз болел Ваш ребёнок за прошедший календарный год? ___________________________________________________________
В котором часу Ваш ребёнок ложится спать?_____________________
Делает ли Ваш ребёнок зарядку? ____________________________
Делаете ли Вы сами зарядку утром?____________________________
Чем любит заниматься Ваш ребёнок в свободное время?____________
Сколько времени Ваш ребёнок смотрит телевизор или играет в компьютер?____________________________________________________
Существуют ли в Вашей семье традиции по физическому воспитанию? Если “Да”, то какие?____________________________________________________ _________________________________________________________________
Как Вы развиваете интерес к здоровому образу жизни у Вашего ребёнка? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Для сохранения здоровья своих детей я предлагаю ______________________ __________________________________________________________________
Памятка для родителей
по формированию здорового образа жизни у своих детей
Новый день начинайте с улыбки и с утренней разминки;
Соблюдайте режим дня;
Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора;
-
Любите своего ребенка – он ваш. Уважайте членов своей семьи, они – попутчики на вашем пути;
Обнимать ребенка следует не менее 4 раз, а лучше – 8 раз;
Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки;
Личный пример по ЗОЖ – лучше хорошей морали;
Используйте естественные факторы закаливания – солнце, воздух и воду;
Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства;
10. Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка – совместная игра с родителями.
Семь советов родителям
Совет 1. Внимательно и систематически наблюдайте за состоянием здоровья ребенка, его физическим, умственным и психическим развитием;
Совет 2. Своевременно обращайтесь к специалистам в случае отклонений в состоянии здоровья, а также для профилактики заболеваний ребенка;
Совет 3. Составьте режим дня с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья, а также занятости ребенка и строго соблюдайте основные режимные моменты: сон, труд, отдых, питание;
Совет 4. Помните, что движение – это жизнь. Подберите своему ребенку комплекс утренней гимнастики, совершайте совместные прогулки и подвижные игры на свежем воздухе вместе с ребенком;
Совет 5. Контролируйте физическое развитие ребенка: рост, вес, формирование костно – мышечной системы, следите за осанкой, исправляйте ее нарушение физическими упражнениями;
Совет 6. Если ребенок раздражен, отвлеките его внимание от «раздражителя», переключите на другой вид деятельности или дайте ему возможность отдохнуть. Главное – не усугублять конфликт;
Совет 7. Читайте научно – популярную литературу по проблемам здоровья детей и его сбережения.
СОВЕТЫ НАШИХ ДЕТЕЙ:
-
Не балуйте меня. Вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне всё, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
Не бойтесь быть твёрдыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить своё место.
-
Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.
Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает чересчур много внимания.
Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыгрываюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
Не делайте для меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему, почему поступаю так, а не иначе.
Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган. Я легко превращаюсь в лжеца.
Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться ещё больше. Покажите мне, что такое мужество.
Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить - это поколебит мою веру в вас.
Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду защищаться, притворяясь глухим.
Не пьггайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
Никогда не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это даёт мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте - я окажусь с прибылью.
Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственных опыте.
Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
Не пытайтесь обсуждать моё поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а моё желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определённые шаги, но поговорите об этом со мной позже.
Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимание на ваше замечание, если вы скажете мне всё спокойно с глазу на глаз.
Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные опасения.
Если я вижу, что вы больше любите брата или сестру, я вам не буду жаловаться. Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимания и любви. В этом я вижу несправедливость.
Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это с вами. Когда вы доверяете мне - я буду доверять вам.
Не беспокойтесь, что мы проводим вместе мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.
-
Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает время большой ориентации на сверстников и старших ребят. В это время их мнение для меня может быть важнее всего. В этот период я отношусь к вам критически и сравниваю ваши слова с вашими поступками.
Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а, не подвергаясь критике.
Мне важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего мне важно видеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.
|
|
|