|
Викторина Интегрированный урок внеклассного чтения по литературе и природоведению по книге В. Бианки «Лесная газета» Авторы: О. Г. Воротникова, Н. Н. Себельдина, Л. М. Куликова Анализ темы
Урок-викторина
Интегрированный урок внеклассного чтения по литературе и природоведению
по книге В. Бианки «Лесная газета»
Авторы: О.Г. Воротникова, Н.Н. Себельдина, Л.М. Куликова
Анализ темы
Для этого урока-игры выбран сборник рассказов В.В. Бианки «Лесная газета». В.В. Бианки – писатель-натуралист, один из основоположников детской природоведческой литературы. Он в одинаковой степени любил и литературу, и мир животных. Это единение и позволило создать удивительную, пронизанную любовью ко всему живому «Лесную газету» - энциклопедию русской природы. Обращение к этой теме позволяет расширить знания учащихся по природоведению, воспитывает бережное отношение к природе, умение наблюдать за ней. Нестандартная форма урока повышает интерес детей, вовлекая всех в активное участие в работе.
Выбор цели и задач урока
Обучающие цели: формировать умения анализировать прозаический текст, развивать навыки комментированного чтения, отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы
Воспитательные цели: воспитывать бережное отношение к природе, стремление понимать и принимать окружающий мир, воспринимать себя как часть природы; воспитывать интерес к внимательному прочтению произведения.
Развивающие цели: развивать умения воспринимать явления природы в художественных произведениях; развивать речь учащихся, свободное творческое общение, монологическую речь.
Обоснование выбора системы обучения и формы занятия
В качестве системы обучения используются элементы технологии развивающего обучения. В качестве учебного занятия используется урок-игра, проводимая в форме конкурса. Такая форма работы позволяет сочетать элементы игры, соревнования (индивидуальные и групповые), достаточно глубокое повторение и проверку знаний.
Урок-конкурс развивает умения задавать вопросы, слушать, вести диалог, отстаивать точку зрения, видеть взаимосвязь изученных фактов. Учитель при этом имеет возможность наблюдать взаимоотношения ребят в командах, оценивать знания учащихся, поощрить тех, кто придумал наиболее интересные вопросы. Выделяется команда-победитель и отдельные учащиеся, которые награждаются призами.
Ход урока
Класс предварительно делится на четыре команды по количеству времен года: весна, лето, осень и зима. Каждая команда готовит вопросы и правильные ответы по своему времени года, которые будет задавать командам-соперникам. Команды готовят по 6 вопросов, которые оцениваются баллами: 5, 10, 15, 20, 25 и 30. Учителя готовят общие вопросы о книге «Лесная газета» и дополнительные вопросы на случай равного количества баллов.
Урок начинается с небольшого рассказа об авторе «Лесной газеты» - В.В. Бианки.
Виталий Валентинович Бианки – писатель-натуралист, один из основоположников детской природоведческой литературы.
Сын ученого-орнитолога, с шести лет отец брал его с собой в лес, поле, где маленький мальчик с интересом всматривался, вслушивался, учился понимать жизнь обитателей леса.
Особых размышлений в выборе профессии у Виталия Валентиновича не было. Он получил биологическое образование и стал бы биологом, ученым, если бы не любовь к литературе. Он в одинаковой степени любил и литературу, и мир животных. И вот эти две замечательные черты его характера соединились. И в 1924 году вышли первые рассказы для детей «Первая охота», «Чей нос лучше?». А дальше были сказки, рассказы, очерки, повести. И, конечно, его знаменитая «Лесная газета» - энциклопедия русской природы, которая создавалась на протяжении 30 лет.
Первый конкурс
Участники
|
Баллы
|
Вопросы
|
Ответы
|
Учитель
|
5
10
15
20
25
30
|
1. В какой области родилась «Лесная газета»?
2. Почему «Лесная газета» начинается с весны?
3. В каком году вышла «Лесная газета» отдельной книгой?
4. Кто был первым лесным корреспондентом?
5. Кому посвящена книга «Лесная газета»?
6. Вспомните и перечислите, как называются месяцы в этой книге?
|
В Ленинградской
Когда солнце вступает в созвездие Овна, когда просыпается жизнь, прилетают птицы.
1927 г.
Дмитрий Никифорович Кайгородов
Памяти отца Валентина Львовича Бианки
Месяц Пробуждения от Спячки, месяц Возвращения Перелетных на Родину, месяц Песен и Плясок, месяц Гнезд, месяц Птенцов, месяц Стай, месяц Прощания Перелетных с Родиной, месяц Полных Кладовых, месяц Зимних Гостей, месяц Белых Троп, месяц Лютого Голода, месяц Дотерпи до Весны.
|
Команда «Весна»
|
5
10
15
20
25
30
|
1. Зачем грачи ходят по полю за пахарем?
2. Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах, лошадях, овцах?
3. У кого уши на ногах?
4. Каким местом прикреплен язык лягушки?
5. Какие птицы большую часть пути к нам с юга шагают пешком?
6. На каких рыб в весенний разлив охота с ружьем?
|
Пахарь вырывает плугом из земли много червей.
Они таскают шерсть для гнезд
У кузнечика в голени передних ног.
Передним концом
Коростель
Щука. Рыбы выходят метать икру на мелкие места, так что спины их часто видны наружу.
|
Команда «Лето»
|
5
10
15
20
25
30
|
1. Какой самый страшный зверь падок до малины?
2. Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов в ямке, песке?
3. Все ли птицы выводят птенцов один раз за лето?
4. Какие ноги вырастают у головастиков раньше передние или задние?
5. Почему собака, когда ей жарко, высовывает язык, а лошадь нет?
6. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым?
|
Медведь
Чайки, кулики, живущие по берегам рек
Нет. Зяблики, пеночки – дважды, воробьи, овсянки – трижды в год.
Задние
У собак нет на теле потовых желез, поэтому она высовывает язык для испарения.
Бабочка (яйцо – гусеница – куколка – имаго)
|
Команда «Осень»
|
5
10
15
20
25
30
|
1. Все ли перелетные птицы улетают от нас осенью на юг?
2. Когда улетают от нас последние чайки и утки?
3. От каких зверей колхозы ограждают стога в лесу и лугах?
4. Как готовятся осенью муравьи к зиме?
5. С какими птицами осенью водят компанию дятлы?
6. У какого зверя в листопад еще родятся детеныши?
|
Нет. Некоторые на восток, например, бормотушка.
Когда замерзнут все водоемы
От зайцев и косуль
Закрывают все входы и выходы в муравейнике и собираются сами все в кучу.
Синица, поползень, пищуха.
У зайчих. Они так и называются - «листопаднички».
|
Команда «Зима»
|
5
10
15
20
25
30
|
1. Почему охотники любят охоту после только что выпавшего снега?
2. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу?
3. Какой зверек спит всю зиму вниз головой?
4. Следы каких зверей не имеют отпечатков когтей и почему?
5. Что ест зимой жаба?
6. Чего не ест белка зимой?
|
Видны все свежие следы
Жирным
Летучая мышь
Кошачьих. Они втягивают когти при ходьбе.
Ничего не ест. Она «спит».
Мяса
|
Допол. вопросы
|
15
15
15
|
1. Кто раньше появляется весной – летучие мыши или летучие насекомые?
2. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах?
3. Как узнать о приближении непогоды летом по муравейнику?
|
Летучие мыши появляются после вылета насекомых, которыми они питаются
Потому что птица бросит гнездо, если тронуть яйца руками.
Муравьи перед дождем закрывают все входы и выходы.
|
Второй конкурс
Найди ошибку в стихотворных строчках.
(за каждый правильный ответ – 10 баллов)
С.А. Есенин
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звоном плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется на душе светло.
Ответ. Иволга в дупле не живет. Всю жизнь она проводит в кроне дерева, где и прячется, и гнездится, сплетая гнездо в развилке веток.
А.Н. Плещеев
Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
Ответ. Ласточки – насекомоядные птицы.
С.Я. Маршак
А это веселая птица – синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится.
В доме, который построил Джек
Ответ. Синица предпочитает животный корм. Даже в студеную зимнюю пору синицы предпочитают подсолнух и коноплю, где есть растительные жиры.
В.А. Жуковский
Где же ты, птичка?
Где же ты, певичка?
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты,
Там и поешь ты песню свою
Ответ. Нам известно, что перелетные птицы вьют гнезда и выращивают птенцов только на Родине. А в теплых краях, где они спасаются от зимы, эти птицы потомства не выводят.
И.А. Крылов
«Стрекоза и муравей» - стрекоза обращается к муравью:
Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
Ответ. Крылов не прав. Муравьи в средних широтах ни растительные, ни животные корма на зиму не запасают. Так что стрекозе поживиться здесь нечем.
Третий конкурс
Загадки
(за каждый правильный ответ – 5 баллов)
Летит – молчит, сядет – молчит, как умрет. Да сгниет, так и заревет.
(Снег)
2. Не дерево, а суковато.
(Олень)
3. Черен, а не бык, шесть ног без копыт, летит – воет, а сядет – землю роет.
(Жук)
4. Кто родится с бородой
(Козел)
5. Висит сито не руками свито.
(Паутина)
6. Глаза на рогах, а дом на спине.
(Улитка)
7. Кто в лесу без топоров строит избу без углов.
(Муравьи)
8. Что за травка, которую даже слепые узнают.
( Крапива)
9. Выпучив глаза сидит, не по-русски говорит, родилась в воде, а живет на земле. (Лягушка)
10. Вороне через три года что бывает?
( Четвертый пойдет)
|
|
|