Главная страница

Устранение нарушений чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью


Скачать 50.02 Kb.
Название Устранение нарушений чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
Дата 11.02.2016
Размер 50.02 Kb.
Тип Документы

УСТРАНЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Недоразвитие познавательной деятельности, позднее развитие речи, её качественное своеобразие, а также психопатологические особенности обусловливают недостаточную готовность обучающихся школы VIII вида к овладению чтением.

Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью овладевают чтением значительно дольше, чем нормально развивающиеся. Обучение чтению у детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется прежде всего значительным качественным своеобразием на всех этапах формирования этого навыка.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью сложным является усвоение букв. Этот связано с особенностью их зрительного восприятия, с трудностями различения и запоминания букв, с нечёткостью акустических образов соответствующих звуков. Особенно затрудняет таких детей процесс слияния звуков в слоги.

У них с трудом формируется обобщённое представление о слоге. Взаимодействие зрительных, кинестетических и слуховых образов формируется сложнее и медленнее и не достигает того высокого уровня, который наблюдается у детей с нормальным интеллектом.

Значительно осложняется у детей с интеллектуальной недостаточностью и процесс понимания читаемого. В процессе чтения у умственно отсталых детей наблюдается большое количество ошибок.

В логопедической работе по устранению нарушений чтения должен использоваться принцип поэтапного усложнения заданий. Этот принцип является чрезвычайно важным в коррекционной работе с обучающимися школы VIII вида. Этот принцип определяет не только последовательность задач, но и последовательность подачи речевого материала.

Вырабатываемые временные связи у детей с интеллектуальной недостаточностью отличаются нестойкостью. Поэтому необходимо предусматривать большое количество упражнений, которые проводятся продолжительное время до полной автоматизации навыка.

При устранении нарушений чтения следует учитывать и общие дидактические принципы – принципы индивидуального подхода, доступности, наглядности, конкретности, которые являются чрезвычайно важными в работе с умственно отсталыми обучающимися.

В своём сообщении я хочу поделиться проблемами чтения у обучающихся нашей школы и методами логопедической коррекции, помогающими достижению максимально возможных успехов в преодолении этих нарушений у детей с системным недоразвитием речи.

  1. Недостаточность зрительного гнозиса.

При коррекции этой проблемы я использую на занятии (парные фишки,

дидактическое пособие «Найди отличия», пазловые мозаики, пазловые картинки, дидактическое пособие «Найди все возможные слова»), т.к. любая физическая активность повышает речевую активность, при манипуляциях с мелкими деталями во время игр информация усваивается непроизвольно, но достаточно прочно, а также активизирует речевую деятельность.

  1. Несовершенство речедвигательных механизмов.

Здесь можно использовать пособие «Вижу-говорю», которое развивает зрительно-пространственную ориентировку, сенсорные эталоны, речедвигательные навык; слоговые таблицы различной сложности; игровые задания при работе с таблицами для чтения;

дидактическое пособие «Прочитай и повтори» с использованием речевых кинестезий, которые позволяют более тонко и точно воспринимать и воспроизводить речь.

  1. Низкий уровень восприятия лексической наполняемости слова. Неосознанность читаемого.

При решении этой проблемы на занятиях используются пособия «Вкусные слова»,

«Зимние слова» и т.д., «Какое слово лишнее?». Чтение рассказов с картинками, заменяющими отдельные слова способствуют развитию навыков языкового чутья у обучающихся.

  1. Трудности прогнозирования лексической и грамматической наполняемости слова. Интуитивность чтения.

Здесь можно использовать дидактическое пособие «Закончи слово…»,

игры с мячом – прежде чем начать вспоминаем слова на определённый слог, например, СА-ни, Са-лат, Са-хар, Са-ша и т.д.

  1. Несформированность навыков глобального чтения.

Многократные разнообразные упражнения со знакомыми словами,

с блоками слов: «Вкусные слова», «Парные слова» - быстро и много набрать, прочитать, угостить и т.д. Многократное прочтение блоков слов эффективно в достижении результатов. Рост положительной динамики при формировании навыка коммуникации посредством письменной речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями даёт использование на занятиях индивидуально-ориентированной обучающей коррекционно-развивающей программы Г.В. Луговой.

  1. Неустойчивость и прерывистость речевого дыхания.

Дыхание должно быть свободным и плавным, а не зажатым и прерывистым, для развития этого на занятиях используются специальные упражнения на развитие речевого дыхания: упражнения в назывании ряда картинок или чтения ряда ,например, 15-ти согласных на выдохе (таблица), «Словесная горка» - чтение слов, начиная с односложного и, заканчивая многосложным словом с нескольким стечением согласных, чтение любой длинной, стихотворной строки без паузы. Биоэнергопластика – создаёт условия реабилитации детей с органическим поражением ЦНС, тяжёлыми речевыми нарушениями – дизартрия, алалия, заикание.

  1. Нечёткая дикция - исправляется с помощью традиционной артикуляционной гимнастики, постановки, автоматизации, дифференциации звуков, заучивании чистоговорок, скороговорок с проведением большой словарной работы, связанной с закреплением лексического значения слова.

  2. Возникновение стереотипа чтения (неправильного).

Побуквенное чтение, вычитывание согласных в их сочетаниях, например, в-с-помнить или с-т-роить, с-п-росить – другая форма предложенного материала, другой ход действия – слоги со стечением на цветных карточках, в слоговых таблицах, в Логопедическом букваре Н.С.Жуковой. Нарушению стереотипии в действиях способствует весь ранее предложенный методический материал.

  1. Пониженная мотивация к обучению.

Здесь наиболее эффективны нестандартные методы работы над

текстом ,например, деформированным, «Сладкая книжка», изготовленная из фантиков от конфет, «Накорми животных», «Подбери нужные слова», «Колечко-колечко», «Слоговое лото», «Поиграем, почитаем», жетоны в виде звёзд, ёлочек, всевозможные фишки. Новая форма задания стимулирует у детей мотивацию к его выполнению, а значит и процессу обучения в целом.

  1. Интеллектуальная и познавательная пассивность.

Красочно оформленные книги, цветные карточки, яркие дидактические

пособия, всевозможные занимательные задания, при выполнении которых

обучающиеся должны ощущать уверенность, удачу, успех.

  1. Отсутствие или недостаточность собственного речевого опыта.

Используется заучивание наизусть посильных стихов, речевых кинестезий - «Послушай – повтори», «Прочитай – повтори», осмысленное произношение скороговорок, отработка произношения слов со сложной слоговой структурой по пособию А.К. Марковой – 13 ступеней усвоения слоговой структуры слова с постепенным усложнением.

Сочетание традиционных методов и приёмов с нетрадиционными – работа с сухим бассейном, пересказ стихов с помощью пантомимики, куклотерапия - способствуют установлению и закреплению ассоциативных связей в третичных зонах коры головного мозга и дают рост положительной динамики в устранении нарушений навыков чтения.

Своевременное устранение нарушений чтения предупреждает возникновение дисграфий, т.к. возникновение дислексий и дисграфий вызывается едиными этиопатогенетическими факторами. Процесс письма, как более сложный психофизиологический процесс, усваивается детьми с интеллектуальной недостаточностью позднее, чем процесс чтения. Таким образом, работа по устранению нарушений чтения во многом предупреждает возникновение нарушений письма.