Календарно – тематический план
младшая группа
Месяц
|
Тема
|
Примерная программа
|
Компонент ДОУ
|
Национально – региональный компонент
|
Материал
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Сентябрь
|
Диагностика
|
|
|
|
|
Сентябрь
|
Повторение стихотворений
А. Барто из цикла «Игрушки»
|
Вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения А.Барто. Уточнять и закреплять произношение звуков. Развивать мелкую моторику пальцев рук, речь, память. Воспитывать положительное отношение к поэзии.
|
Учить рассматривать игрушки, выделять части тела и называть их словом. Учить работать с внутренними трафаретами.
|
|
Яркая книжка «Игрушки»
А. Барто, игрушки – зайчик, мишка, мячик. Цветные карандаши, бумага, трафареты.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Сентябрь
|
Рассматривание игрушек: паровоз, корова, петух.
|
Учить детей общаться между собой, высказываться в связи с наблюдаемым и из личных воспоминаний. Уточнять и закреплять произношение звука «у» изолированно и в звукоподражательных словах. Развивать речь, мелкую моторику пальцев рук, умение сочетать речевой материал с действиями. Воспитывать интонационное чутье, темп речи.
|
Учить рассматривать предметы, выделять детали, соотносить с ними точные наименования. Упражнять в умении аккуратно и точно накладывать геометрически фигуры на контурные предметные изображения.
|
|
«Чудесный мешочек» с игрушками: паровоз, корова, петух. Д/игра «конструктор».
|
Сентябрь
|
Ознакомление с малыми фольклорными формами. Загадки потешки.
|
Уточнять представление детей о загадках. Учить отгадывать описательные загадки; познакомить с жанром потешки, помочь запомнить потешку «Котик», интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «Петушок», «Водичка».
|
Развивать способность воспринимать художественные образы. Развивать умения составлять из частей целое «Сложи кубики». Активизировать зрительные функции.
|
Формировать эмоциональную отзывчивость, умение водить хоровод под словесное сопровождение. Учить двигаться легко, меняя характер направления движения.
|
Игрушки: домик, кукла, кот, петушок, корова, набор кубиков.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Октябрь
|
Рассматривание картины: «Таня кормит голубей»
|
Учить детей рассматривать картину. Отображать содержание картины в собственных движениях закреплять правильное произношение звуков «о», «у» в звукоподражательных словах. Учить отвечать на вопросы по содержанию рассматриваемой картины.
|
Развивать умения соотносить действия с изображением и со словом.
|
|
Картина «Таня кормит голубей» из серии «Наша Таня» корзиночки.
|
Октябрь
|
Рассматривание сказки К. Чуковского «Цыпленок»
|
Учит детей эмоционально воспринимать содержание сказки; упражнять в подборе слов к заданному слову, пополнять слова эмоционально – оценочной лексикой. Учить детей воспроизводить текст сказки совместно с воспитателем. Развивать логическое мышление, память, речь.
|
Учить детей способом игровых действий по образу; учить находить средство выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
|
|
Фланелеграф, рисунки с изображением персонажей сказки. Шапочки курочки и цыпленка.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Октябрь
|
«Чудесный мещочек»
«Кто что делает?»
|
Учить детей ориентироваться на род слова при определении предмета по его признакам.
Учить подбирать глаголы, обозначающие харатерные действия животных. Развивать речь, зрительное восприятие, память, мышление.
|
Учить детей способам обследования предметов на осязание.
Упражнять в умении обводить предметные изображения по внутреннему трафарету.
|
|
Чудесный мешочек, заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор. Цветные карандаши, бумага, внутренние трафареты.
|
Октябрь
|
Рассказывание русской народной сказки «Репка»
|
Учить выделять и называть характерные признаки персонажей; воспроизводить авторские слова, выражения в процессе пересказа. Воспитывать интонационную выразительность речи.
|
Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели.
|
|
Пальчиковый театр по сказке, лист бумаги с нарисованными кружочками, книжка с картинками, игрушечная мышка.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Ноябрь
|
«Сравни кукол»
«Чаепитие»
|
Упражнять в умении образовывать наименование предметов посуды. Познакомить со способом образования звукоподражательных глаголов. Развивать речь, мышление, внимание. Обогащать словарь, добиваться правильного и четкого произношения слов.
|
Учить детей соотносить предметы с разными характеристиками, выделять существенные признаки, правильно называть их.
|
|
Куклы, мышонок, зайка, мишка, чайная посуда, музыкальные инструменты: дудочка, барабан, гармошка.
|
Ноябрь
|
Заучивание стихотворения
В. Мировича «Листопад»
|
Учить детей понимать смысл стихотворения, интонационно выразительно рассказывать наизусть; упражнять в подборе определений к заданному слову. Воспитывать эмоциональную восприимчивость художественного произведения.
|
Побуждать детей выражать свои впечатления в рисунках и движениях передовая образы предметов и явлений окружающей действительности.
|
|
Листья деревьев, желтая краска, листы бумаги, кисти.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Ноябрь
|
«Добавь слово»
«Назови, что это и скажи какой?»
|
Учить выделять объект и его основной признак в двух предложениях, связанных цепной местоименной связью. Упражнять в подборе глаголов, обозначающих окончание названного действия, умение отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения. Развивать речь, мышление, внимание.
|
Учить детей способам обследования на осязание, последовательно выделяя основные признаки.
|
|
Сюжетные картинки, «Чудесный мешочек», игрушки – мышка, машина, карандаш.
|
Ноябрь
|
Заучивание стихотворения
Е. Благининой «Прилетайте»
|
Учит детей эмоционально рассказывать наизусть стихотворение «Прилетайте», передавая побудительную и вопросительную интонацию. Активизировать лексику по теме: «Птицы зимой».
|
Упражнять в умении сопровождать каждую фразу стихотворения жестами рук. Учить приемам работы с глиной. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
|
|
Картинка «Дети кормят птиц», картинки с изображением зимующих птиц, глина.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Декабрь
|
«В гости к кукле Тане» «Прятки»
|
Учить детей составлять рассказы повествовательного типа, подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы), образовывать имена в уменьшительно – ласкательной форме. Учить детей правильно использовать падежные формы. Активизировать словарь.
|
Упражнять детей в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, под, около.
|
|
Кукла, кукольная мебель: стол, стул, диван, шкаф, кровать. Мягкие игрушки: заяц, котик, мышка.
|
Декабрь
|
Рассказывание русской народной сказки Кот, петух и лиса».
|
Учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, запоминать отдельные слова и песенки героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их.
|
Закреплять знания детей о сенсорных свойствах и качествах предметов. Учить соотносить соответствующие сенсорные качества с реальными предметами.
|
|
Книжка с яркими иллюстрациями; игрушки: домик, кот, петух, лиса.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Декабрь
|
«Громко – шепотом»
«Гномик веселый и грустный».
|
Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом. Формировать у детей представления об элементарной структуре высказывания описательного типа. Развивать связанную речь, внимание, мышление, память.
|
Познакомить детей с противоположными состояниями: веселый – грустный, моделируя изображения лиц по образцу; включать противоположные слова в рассказ.
|
|
Гномики «грустный и веселый».
д/игра «Составь портрет».
|
Декабрь
|
Ознакомление с малыми фольклорными формами.
|
Познакомить детей со значением и содержанием потешки – заклички. Учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку «Ты мороз – мороз…». Помочь запомнить поговорку «Береги нос в большой мороз», объяснить значение считалки, выбрать ведущего, организовать игру с помощью считалки.
|
Учить детей ритмично двигаться в хороводе, соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки; способствуя снятию двигательной скованности у детей с нарушением зрения.
|
|
Игрушка зайка, картинки по теме: «Зимние забавы».
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Декабрь
|
«Оркестр»
«Сравни медвежат»
|
Учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам, действиям, включать их в описание. Употреблять в речи знакомые слова с противоположным значением. Упражнять в умении образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов. Развивать умение строить разные типы предложений – простые и сложные.
|
Учить способам зрительно – осязательного обследования игрушек (медвежат); различать с помощью зрения и осязания контрастные по величине и цвету игрушки. Развивать сохранные анализаторы детей в процессе различения свойств предметов, воспринимаемых слухом.
|
|
Игрушечные музыкальные инструменты: барабан, балалайка, гармонь, дудочка. Мягкие игрушки медвежат черный – большой, коричневый маленький.
|
Январь
|
Рассматривание картины «Катаемся на санках».
|
Учит детей составлять небольшой рассказ о нарисованном на картине, совместно с воспитателем используя схемы. Развивать умение включать в рассказ отмеченные признаки и действия. Развивать связную речь, внимание, память, мышление.
|
Учить детей создавать простую постройку горки из деревянного конструктора, побуждать детей к обыгрыванию постройки. Формировать у детей реальные представления об окружающем мире.
|
|
Картина «Катаемся на санках». Схемы, деревянный конструктор, куклы.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Январь
|
Заучивание стихотворения
Е. Трутневой
«С новым годом!».
Совместное рассказывание на тему «Новогодние праздники», «Рождество».
|
Учить детей выражать свои впечатления от новогоднего праздника в связных высказываниях, при рассказывании наизусть стихотворения, колядок; передавать интонацией радость, торжество.
|
Воспитывать отзывчивость, желание сделать игрушкам приятное, побуждать детей лепить те сладости, которые они знают, формируя представления о реальных предметах. Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие.
|
Обогащать детские впечатления о традициях русского народа.
Воспитывать чувство национальной самоценности, формировать стремление к утверждению себя как носителя национальной культуры.
|
Иллюстрации на тему: «Новогодний праздник», елочные игрушки, искусственная елочка, маски, фольга, оберточная бумага, глина.
|
Январь
1
|
«Утенок с козленком в гостях у ребят».
2
|
Учить детей интонационно завершать предложение. Упражнять в умении описывать игрушки совместно с воспитателем и другими детьми, выстраивая цепную местоименную связь.
3
|
Упражнять детей в умении выделять признаки и части игрушек. Активизировать и стимулировать зрительные функции, используя мозаику разной величины.
4
|
|
Игрушки: утенок, козленок, 2 корзинки с различными украшениями. Магнитная мозаика.
6
|
февраль
|
Рассказывание сказки «Заюшкина избушка».
|
Учить детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей.
Учить интонационно точно повторять песенки из сказки; упражнять в словообразовании.
|
Учить детей анализировать основные признаки предметов, выделять характерные черты, дорисовывать детали предметов.
|
|
Игрушки: зайчик, лиса, медведь, волк, петушок. Книга с красочными иллюстрациями. Листы бумаги с заготовками (2 листа – квадраты, 5 – кругов).
|
февраль
|
Рассматривание игрушек: автомобиль, лошадь, мышка.
|
Учить рассматривать предметы, выделять детали, соотносить с ними точное наименование. Учить общаться с воспитателем и между собой, высказываться в связи с наблюдаемым и из лучших воспоминаний. Уточнять и закреплять произношение звука «И» изолированно и в звукоподражательных словах.
|
Учить зрительно сравнивать величину предметов; находить большие и маленькие предметы.
|
|
Игрушки: автомобиль, лошадь с жеребенком, мышка с мышонком; игрушечные рули двух размеров – большие и маленькие.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Февраль
|
Чтение стихотворений о детях. Заучивание стихотворения
Н. Саконской «Где мой пальчик?»
|
Продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворений, интонационно выразительно передавать образное содержание; побуждать выражать свои впечатления в связных высказываниях.
|
Формировать у детей умение соотносить конкретный признак предмета со словесным его обозначением. Развивать зрительную реакцию, умение сравнивать предметы по сенсорным эталонам (цвет, форма)
|
|
Иллюстрации с изображением
детей. д/игра «Найди пару» (варежки).
|
Февраль
|
«Куклы рисуют и гуляют»
|
Выработать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «Г». Обратить внимание детей на слова близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки. Упражнять в умении включать в речь уже известные понятия и слова.
|
Развивать простейшие графические навыки (рисование округлых форм: мяч, горошины). Развивать умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.
|
|
Картинки с недорисованными предметами, карандаши.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Март
|
Ознакомление с малыми фольклорными формами.
|
Продолжать знакомить детей с потешками, помочь запомнить и выразительно рассказывать потешку.
«Расти, коса, до пояса». Учить отгадывать описательные загадки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
|
Упражнять у умении соотносить словесное описание животного с изображением на картинке и находить его.
Упражнять в ритмичном и выразительном произнесении текста в народной игре «У медведя во бору».
|
|
Куклы, расчески, шапочка для мишки, картинки животных.
|
Март
|
Игра – драматизация и инсценировка с игрушками. «Козлята и зайчик».
|
Учит детей придумывать новое окончание знакомой сказки; эмоционально передавать характер диалога действующих лиц.
Развивать речевые способности каждого ребенка, активно вовлекать детей в игру – драматизацию.
|
Упражнять в умении использовать трафареты для изображения и раскрашивания угощений для зайчика.
|
|
Фланелеграф, атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик с барабаном, трафареты, карандаши.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Март
|
Заучивание стихотворения
М. Клоковой
«Зима прошла».
|
Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение «Зима прошла». Упражнять в подборе определений к заданному слову.
|
Упражнять в умении рисовать кистью мазки, черточки, линии разной длины; учить свободно вести кисть по бумаги. Развивать представления детей об окружающих реалиях. Активизировать и стимулировать зрительные функции.
|
|
Иллюстрации на тему «Ранняя весна», шапочки воробышков; листы бумаги, краски, кисточки.
|
Март
|
Игра – инсценировка «Оля и Айболит»
Д/ игра «Скажи какой?»
|
Соотносить со словом игровые действия с куклой. Выделять и называть части тела и предметы одежды куклы. Уточнить и закрепить произношение звуков «О» и «А» в звукоподражаниях. Развивать речь, мышление, память, восприятие. Обогащать и активизировать словарный запас детей.
|
Упражнять детей в умении называть предмет и его признаки, подводить к его описанию. Упражнять в умении передавать в изображении характерные особенности предметов: их форму, цвет, с помощью трафаретов.
|
|
Кукла Оля, доктор Айболит, телефон; трафареты, бумага, цветные карандаши.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Апрель
|
Ознакомление с малыми фольклорными формами.
|
Знакомить детей со значением и содержанием потешек – закличек. Учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку «Солнышко – ведрышко»; помочь запомнить поговорку «Вода с гор потекла – весну принесла»; упражнять в использовании считалок в подвижной игре; упражнять в загадывании и отгадывании загадок.
|
Способствовать снятию у детей двигательной скованности во время подвижной игры, упражнять в умении передавать образными движениями особенности игры. Учить детей передавать в лепке жаворонка форму, строение, характерные детали.
|
Познакомить детей с русскими народными обычаями и традициями встречи весны. Углублять интерес к культуре своего народа. Учить ценить прошлое.
|
Петрушка, иллюстрации – рисунки по темы: «Бегут ручьи», «Тает снег», Птицы прилетели», глина.
|
Апрель
|
Рассматривание картины «Чья лодочка?»
|
Учить рассматривать картину и самостоятельно высказываться об увиденном. Закреплять правильное произношение звуков в звукоподражательных словах (бибип).
|
Закреплять название цветов: красный, зеленый, желтый. Развивать зрительное восприятие, двигательную активность, умение отображать содержание картины в собственных движениях, соотносить действия с изображением и со словом. Учить выдыхать воздух долго, протяжно.
|
|
Картина «Чья лодочка?» из серии «Наша Таня» (автор
О. Л. Соловьева) Разноцветные лодочки, тазик с теплой водой.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Апрель
|
Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь».
|
Продолжать учить детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации.
|
Формировать у детей реальные представления об окружающем мире, умение лепить из глины пирожки по подражанию действиям воспитателя.
|
|
Книжка с красочными иллюстрациями, шапочка для медведя и платочек для Машеньки, глина.
|
Апрель
|
Рассматривание игрушек: свинья, утка, лягушка. «Чего не стало?»
|
Учить рассматривать игрушки, выделять части тела и называть их словом. Самостоятельно высказываться об увиденном. Образовывать глаголы «хрюкает», «квакает», «крякает», «пищит». Внятно произносить звуки: «У»,»А», «И» в звукоподражательных словах. Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
|
Продолжать формировать умения детей называть, сравнивать и последовательно выделять основные признаки предметов. Развивать зрительное восприятие, речь, внимание, мышление, память. Способствовать активизации, стимуляции и упражнению зрительных фукций.
|
|
Игрушки: автомобиль, свинья, утка, лягушка, лошадь, мешок для игрушек.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Май
|
Рассказывание сказки Л. Толстого «Три медведя».
|
Учить детей эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста.
|
Развивать умение зрительно анализировать величину и форму предметов. Умение рисовать с помощью трафаретов медведей, дорисовывать детали. Помочь усвоить содержание сказки с помощью моделирования.
|
|
Игрушки 3 медведя. На каждого ребенка – по три полоски разной длины, листы бумаги, трафареты, фигурка мишки из кукольного театра
|
Май
|
«Что напутал Буратино?» «Разложи картинки».
|
Учить детей находить ошибки в описании и исправлять их. Учить выделять начало и конец действия и правильно называть его; подбирать глаголы обозначающие действия животных. Активизировать глагольную лексику.
|
Упражнять в умении составлять небольшой повествовательный рассказ о нарисованном на картинках. Учить детей обыгрывать в пантомиме действия персонажей картинки с последующим их оречевлением.
|
|
Игрушки: утенок, котенок, заяц, лиса, картинки с изображением последовательных действий по 2 на каждое действие.
|
Май
|
Диагностика
|
|
|
|
|
Основные требования к уровню подготовки детей.
Воспитанник должен
|
Основной компонент
|
Компонент ДОУ
|
Национально – региональный компонент
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Уметь
|
1. Обозначать признаки и качества предмета, называть действия (глаголы) связанные с движением, состоянием. Употреблять обобщающие слова (одежда, игрушки, фрукты, овощи, посуда, мебель) понимать противоположные значения слов (большой – маленький, громко – тихо, бежать – стоять)
2. Образовывать наименование животных и их детенышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно – ласкательные суффиксы; согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе. Составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослыми.
3. Произносить звуки родного языка, четко артикулируя их в звукосочетаниях и словах. Отчетливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.
4. Отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым. Пользоваться словами обозначающими речевой этикет. (спасибо, пожалуйста, здравствуйте).
5. Эмоционально откликаться на прочитанное, усваивать смысл стихотворного произведения; обогащать речь запомнившимися словами и выражениями.
Воспроизводить текст хорошо знакомой сказки.
|
1. Различать предметы, обследовать их, анализировать основные признаки, правильно называть и описывать их.
2. Использовать простые схемы в моделировании эпизодов художественных произведений.
|
Применять полученные знания о русских народных обрядах, традициях и обычаях (хороводные игры, считалки, заклички, загадки, поговорки) в различных видах деятельности.
|
|