|
Технология обучения в сотрудничестве
Технология обучения в сотрудничестве
Обучение иностранному языку в школе преследует основную цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка, то есть овладение иностранным языком как средством общения. Поскольку с каждым днём Татарстан все больше участвует в жизни мирового сообщества, расширяются международные связи, английский язык становится действительно необходимым во всех сферах деятельности человека.
Технология обучения в сотрудничестве позволяет использовать межпредметные связи и метапредметные навыки, опираясь на принципы интегрированного обучения, что способствует более прочному формированию необходимых для жизни навыков по сравнению с традиционными формами обучения. Давая учащимся возможность задавать правильные вопросы, учитель создает предпосылки для развития у них критического мышления и аналитических навыков.
Стратегия совместного мозгового штурма представляет собой метод обучения, который предлагает учащимся высказывать свои мысли и развивать идеи друг друга в обстановке, максимально способствующей творчеству. Благодаря умелой группировке учащиеся получают возможность совместно работать и осваивать новый важный материал в одно и то же время. Доктор Спенсер Каган, специалист в области совместного обучения, предложил множество моделей группировки, которые могут быть использованы в работе с учащимися разных возрастов.
Главные задачи применения этих моделей:
участие в структурированном взаимодействии
равное участие всех
взаимодействие учащихся на всех учебных предметах
эффективная коммуникация
совместная работа в интересах совместного обучения
совместное обучение как составляющая любого урока
За многие годы исследований и практики доктор Спенсер Каган предложил и усовершенствовал более 160 моделей. Каждая из них представляет собой хорошо спланированный способ разделения учащихся на группы и представления важного материала в интересном виде.
Парты должны отходить лучами от учительского стола для того, чтобы никто не сидел спиной к учителю. Таким образом, у каждого ученика есть “shoulder partner” (партнер по плечу) и “face partner” (партнер, который сидит напротив). С первых же минут учащиеся активно вовлекаются в процесс. При помощи алгоритма специальных структур, они двигаются, думают, обсуждают. У каждой есть возможность поделиться своим мнением, в команде все равны, все чувствуют себя уверенно и не боятся делать ошибки.
Работа в сотрудничестве подразумевает деление детей на команды и рассадку их по 4 человека. Чтобы команда состоялась, нужно тщательно это спланировать. Нам понадобится список класса с оценками за контрольную работу (это может быть диагностический тест) и индивидуальные карточки учеников, которые они не должны видеть. Например, если в классе 29 учеников, получается 7 команд и один ученик. Команда будет состоять из одного сильного, одного слабого и двух средних учеников.
Каждый ребенок имеет свой номер в команде, исходя из двустороннего ламинированного А-4 коврика-управления (Manage Mat).
Но прежде всего до того, как начать совместное сотрудничество, необходимо провести классбилдинг (менеджмент класса/classbuilding) и тимбилдинг (командообразование/teambuilding)для создания дружеских и доверительных отношений как внутри всего коллектива, так и в команде из четырех человек.
7 причин, необходимых для того, чтобы проводить классбилдинг:
создать позитивное отношение между детьми в классе
всем должно быть весело и комфортно
уменьшить проблемы с дисциплиной
повысить мотивацию к учебе
выработать необходимые навыки социализации
научиться работать вместе
повысить свою самооценку
Структуры классбилдинга:
CORNERS (УГЛЫ)
В зависимости от темы урока учитель задает вопрос или дает утверждение. Например, “If you were to be an artist, which of these four professions would you choose: Photographer, Painter, Sculptor or Graphic Designer”. Развешивает (заранее) варианты ответов на разных стенах или углах класса, дает время подумать самостоятельно и предлагает подойти к своему выбору ответа. С ближайшим партнером дети должны обменяться своими мнениями. Например, по 30 секунд каждый. Время контролирует учитель при помощи одного из timer-tools (электронный инструмент, который ученики видят на экране, для того чтобы следить за своим временем). Затем учитель фронтально просит нескольких учеников поделиться или своим мнением или мнением партнера по дискуссии, в зависимости от постановки вопроса учителя.
INSIDECIRCLE-OUTSIDECIRCLE (ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ КРУГИ)
В команде нужно рассчитаться на первый-второй. Все обучающиеся под номером «1» образуют внутренний круг, а те, которые под номером «2»- внешний. Партнеры по кругу должны встать лицом друг к другу. Затем учитель называет какое-нибудь число. Например «3», что значит, количество шагов, которые должны сделать дети внешнего друга по часовой стрелке. В результате,обучающийся оказывается лицом к лицу с новым партнером. Если в классической групповой работе дети всегда работают с одним и тем же партнером, то благодаря данной структуре появляется возможность поделиться мнением с разными людьми, что очень важно для развития социального навыка. Дети учатся налаживать контакт с разными людьми. Итак, сделав нужное количество шагов и встретившись с новым собеседником, дети должны поздороваться и сказать: «I’m glad to see you. I’m looking forward to sharing opinions with you”. Затем учитель задает вопрос и дает время подумать.Все номера под номером «1» начинают свое высказывание(могут начать и дети под номером «2»). У каждого круга по одной минуте для того, чтобы высказать свое мнение. Учитель тем временем ходит среди детей и контролирует процесс. Благодаря этой структуре 50% детей вовлечены в процесс говорения. После того, как дети обменялись своими мнениями, они должны поблагодарить друг друга.
MIX-FREEZE-GROUP (СМЕШАТЬСЯ-ЗАСТЫТЬ-СГРУППИРОВАТЬСЯ)
Это отличная структура для занятий после обеда, когда детей может клонить ко сну. Учащиеся встают и задвигают свои стулья. Под музыку обучающиеся ходят и «смешиваются» по классу. Учитель прерывает музыку и говорит «Freeze», то есть в этот момент никто не должен двигаться. Убедившись, что все застыли, учитель задает вопрос, ответ на который должен состоять из цифры. Например, сколько слогов в слове «facility» (fa-ci-li-ty)? Четыре. Соответственно, дети должны образовать группу из 4 человек. Те, которые не смогли сформироваться они попадают в группу «Lost and found». Данная структура очень полезна при повторении материала. В зависимости от возраста детей, материала вопросы могут быть разными: How many seasons are there in a year? How many tenses are there in the English language? How many types of schools in Great Britain did we learn? etc.
GUESS-THE FIB (УГАДАЙ ЛОЖЬ)
Во время проведения данной структуры дети сидят за партами по четыре человека. Каждый должен написать три утверждения о себе: два правдивых, в которые трудно поверить и одно - правдоподобную ложь. На команду учитель раздает по три желтые карточки с номерами 1, 2, 3. Затем один человек из любой команды читает все свои утверждения всему классу. Все команды, обсудивкакое утверждение, может быть неверным, приходят к единому мнению и поднимаюткарточку с необходимой цифрой. Если не смогли прийти к консенсусу, то команда не поднимает карточку. Если угадали правильно, то тот, кто дал утверждения, должен встать и поаплодировать командам, давшим правильный ответ. Если неправильно, то команды, которые ошиблись, встают и аплодируют тому, кто дал утверждения.Здесь мы рассмотрели 4 структуры, которые можно использовать при классбилдинге. Но есть и другие, например: Formations (Образовать фигуры), Line-ups (Постройся в ряд), Stir-the-class(Смешение класса) и т.д.
А теперь перейдем к стратегиям тимбилдинга.
5 причин, необходимых для того, чтобы проводить тимбилдинг:
создать команды (а не группы);
выработать навыки, которые необходимы в работе в команде;
повысить мотивацию к учебе;
построить дружелюбные и толерантные отношения в команде;
улучшить микроклимат в классе.
Любой учитель в любом классе может применять обучение в сотрудничестве в ходе преподавания, уделив этому достаточное время и терпение. Ключ к успеху находится в удержании высоких ожиданий, сохранении личной и коллективной ответственности и создании обстановки, располагающей к совместной работе. Работая вместе, дети понимают что: «None of us is as smart as all of us» (Ни один из нас не умнее всех нас взятых вместе»).
Рассмотрим какие структуры можно провести для тимбилдинга:
BLINDSEQUENCING (СОСТАВЬ ПО ПОРЯДКУ)
Дети поровну между собой делят карточки с частями одной общей картины. Каждый по очереди на английском языке описывает, что изображено на его карточке, остальные терпеливо должны выслушать до конца. Они не должны показывать свои карточки друг другу. Затем обучающиеся по очереди кладут карточки лицевой стороной вниз в необходимом порядке. Выложив все карточки и убедившись, что все согласны с данной расстановкой, карточки переворачивают с лицевой стороной вверх. Если сделано все правильно, то команда поздравляет себя. Если нет, то вводятся необходимые коррективы.
Из этой структуры тимбилдинга видим, что каждый участник зависит друг от друга, так как успех зависит от каждого.
LINE-UPS (ВЫСТРОЙСЯ В РЯД)
Дети выстраиваются друг за другом в зависимости от вопроса учителя. Например: «Line up from youngest to oldest» (выстроиться нужно от самого младшего до самого старшего). Такого вида задания позволяют узнать друг друга еще ближе. Эти вопросы можно продолжить, например: «Что тебе нравится в месяце твоего рождения?» или «ты хотел бы быть моложе или старше?» и т.д.
GUESS-THE FIB (УГАДАЙ ЛОЖЬ)
Во время проведения данной структуры дети сидят за партами по четыре человека. Каждый должен написать три утверждения о себе: два правдивых, в которые трудно поверить и одно - правдоподобную ложь. На команду учитель раздает по три желтые карточки с номерами 1, 2, 3. Затем каждый в команде делится со своими 3 партнерами вслух со своими утверждениями. Обсудив в командах какое утверждение, может быть неверным, обучающиеся приходят к единому мнению и поднимают карточку с необходимой цифрой. Если не смогли прийти к консенсусу, то команда не поднимает карточку. Если угадали правильно, то тот, кто дал утверждения, должен встать и поаплодировать своей команде. Если неправильно, все три партнера встают и аплодируют тому, кто дал утверждения.
Более того, каждая команда может придумать свой девиз и свою речевку (cheerup).
Пройдя стадии классбилдинга и тимбилдинга можно перейти к обучению в сотрудничестве.
Две головы учатся лучше, чем одна. Эта перефразированная пословица как нельзя лучше подходит ситуации, в которой находятся учащиеся. Совместная групповая работа – это важная составляющая эффективного обучения. Однако, обучение в команде – это гораздо больше, чем просто «работа вместе». Главная задача работы в группах – вовлечь учащихся в процесс обучения, подразумевающий разделяемую всеми, общую цель. Такое объединение в группу позволяют учащимся работать вместе, и, тем самым, делать учебный процесс максимально эффективным для себя и для других.
«В ситуации обучения в сотрудничестве взаимодействие определяется взаимозависимостью позитивной цели и индивидуальной ответственности».
Многие учителя, учащиеся и родители опасаются, что учащиеся с высокой успеваемостью берут на себя большую часть работы. Чтобы обучение в группах было эффективным и позволяло с пользой использовать время, проведенное в классе, учащихся должны четко представлять распределение обязанностей, групповые цели и индивидуальную ответственность.
В обучении в сотрудничестве нет «молчунов и болтунов», каждый в равной части принимает участие. Для того чтобы партнер по плечу и партнер по лицу были активными по очереди, есть структура, которая называется Rally Robin. Например, учитель просит назвать талантливых людей из любой области и любой эры. Если нужно чтобы дети дали развернутый ответ, то используем структуру Timed-pair-share. После того как учитель задал вопрос и дал время на обдумывание (например, 30 секунд), дети по очереди дают ответ (например 1 минута на каждого). Очередность зависит от учителя. Например, первым отвечает тот, кто выше к потолку (то есть выше) или тот, у кого больше пуговиц на одежде и т.д. После того как обменялись, обязательно нужно поблагодарить друг друга (социальный навык).
Есть дети, которые стесняются задавать вопросы во время урока или подойти к учителю. Для этой цели служит инструмент, который называется Parking Lot. Это может быть плакат или пробковая доска, куда можно будет детям прикрепить листочки с вопросами во время перемен.
Структура “Mix-pair-share”. Учащиеся под музыку передвигаются по классу. При этом надо учитывать, чтобы дети не ходили за определенными людьми (за подругами или друзьями). Затем учитель выключает музыку и произносит “Pair” (найдите пару). Дети должны объединиться в паре с ближайшим человеком, не перепрыгивая людей. Учащиеся, которые остались без пары, должны поднять руку («свободная касса»), чтобы их заметили другие без пары. После того, как все нашли себе партнера, учитель задает вопрос по теме урока и дает время для обдумывания. В зависимости от типа ответа (развернутый или открытый) для проверки можем использовать или структуру Timed pair share или Rally Robin.
Структура “Rally Coach”. В данной схеме музыка не используется. Партнер А вслух решает задачу. В английском языке это могут быть разные задачи: раскрыть скобки, выбрать подходящую видо-временную форму, сложносоставной глагол, словообразование и т.д. Партнер B слушает, наблюдает, наставляет, где нужно, одобряет и хвалит. Затем партнер B делает задание, объясняя вслух,а партнер А выполняет роль наставника.
Структура”Quiz-Quiz-Trade” - отличная схема для проверки учебного материала и подготовки к письменной работе. Учителю необходимо приготовить много карточек с вопросами по учебному материалу. Все дети встают и передвигаются в классе в поиске партнера, чтобы обменяться вопросами и ответами. Как только беседа заканчивается, оба партнера поднимают руку, чтобы другие свободные ученики их увидели.
Один из участников задает вопрос. Учитывая при этом, что некоторые дети бывают визуалами, можно карточку с вопросом показать партнеру, чтобы он сам прочитал. Если партнер не знает ответ или отвечает неправильно, то есть схема “Tip, tip, tell”, которая служит для того, чтобы партнер, который задавал вопрос, умел наставлять, а не говорил сразу правильный ответ. Итак, эта схема работает следующим образом:
Если ученик отвечает неправильно, то его партнеру нужно дать подсказку.
Если после подсказки он отвечает правильно, то его партнеру нужно задать вопрос еще раз и, после ответа, похвалить.
Если же партнер отвечает неверно, то его партнеру нужно дать еще одну подсказку.
-
Если после второй подсказки участник отвечает опять неправильно, то тогда партнер уже сам дает правильный ответ, затем задает вопрос еще раз и, получив правильный ответ, нужно похвалить.
Если учитель может опросить одного или двух учеников для того, чтобы повторить материал, то благодаря данной структуре работает весь класс одновременно. Кроме того, дети учатся друг у друга, получая при движении необходимое количество кислорода и глюкозы.
Существует много вариаций “Round Robin”. Рассмотрим четыре вида:
Single Round Robin. Каждый по очереди дает краткий ответ, проделывается эта процедура только один круг (например, назвать любимый цвет).
Continious Round Robin. Каждый по очереди дает краткий ответ, проделывается эта процедура несколько кругов (например, назвать планеты или месяца).
Timed Round Robin. После обдумывания каждый по очереди дает развернутый ответ в течение определенного времени (например, расскажите про самый счастливый день в вашей жизни).
All Write Round Robin.Один из команды отвечает, остальные 3 участника записывают ответ (например, назовите страны Европы).
|
|
|