Главная страница

Содержательный или информационный компонент это, безусловно, события, факты, явления, освещающие историю Великой Отечественной войны


Скачать 48.36 Kb.
Название Содержательный или информационный компонент это, безусловно, события, факты, явления, освещающие историю Великой Отечественной войны
Дата 24.02.2016
Размер 48.36 Kb.
Тип Документы

В организации и проведении мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, мы исходим из ряда системных факторов: содержательного компонента мероприятия, концептуальной основы в виде педагогических принципов, организационных форм и методики проведения.

Содержательный или информационный компонент - это, безусловно, события, факты, явления, освещающие историю Великой Отечественной войны. При отборе исторического материала особый акцент делался на события военного периода, происходившие на территории Кубани. История всегда становится ближе и понятнее, когда рассказ о ней преломляется в судьбах земляков, трагедии и героики войны родного края, города. В этом смысле воспитательный потенциал истории Кубани достаточно объемен, но при подготовке мероприятий мы старались выбирать самые яркие, драматические эпизоды, не оставляющие равнодушными рационально мыслящих современных подростков. Нашей целью при этом было вполне осознанное стремление всколыхнуть душевное равновесие, заставить сердца биться в унисон с тем временем, ощутить боль и сострадание, испытать эмоциональное потрясение.

Это история армянской девочки Аршалуйс в местечке Поднависла, не только спасавшей раненных солдат лесного военного госпиталя, но и до глубокой старости охранявшей могилы погибших, трагичная история кубанской Хатыни - Михизеевой поляны, высокий пафос самопожертвования краснодарских мальчишек - защитников Пашковской переправы. Такие эпизоды истории войны на территории нашего края складывались в единую величественную картину, становились мостиками в прошлое, и исчезала временная пропасть между поколениями.

Информационная составляющая при подготовке и проведении мероприятий, посвященных годовщине Победы, безусловно, важна, но при этом следует учитывать: если целью является не только передача информации, а сверхзадача – воспитание патриотизма через эту информацию, ориентироваться необходимо, прежде всего, на эмоционально-чувственную сферу личности. Чувство патриотизма невозможно формировать, основываясь на рационализме и логике. Отсюда вытекает основной педагогический принцип в воспитании патриотизма – опора на эмоционально-чувственную сферу личности. Содержание исторического материала непременно должно быть пропитано эмоциональным фактором. Решая эту задачу, не обойтись без изобразительных средств искусства: музыкально-художественных, поэтических образов, видеоряда. Отсюда вытекает следующий принцип – опора на изобразительные средства литературы и искусства.

Событиям Великой Отечественной войны посвящено немало талантливых стихов, силою художественных образов пробуждающих ощущения сопереживания. Музыка Шостаковича, Прокофьева, Артемьева и других композиторов, включенная в мероприятия, позволяет усилить эти ощущения. Ситуация сопереживания как педагогический принцип, таким образом, тщательно продумывается, создается и целенаправленно организовывается в ходе подготовки.

Разумеется, исполнителями-чтецами, ведущими являются не профессиональные артисты, а учащиеся, и здесь не обойтись без приемов театральной педагогики. Ни в коем случае недопустим излишний пафос, фальшивые нотки, поэтому в ходе подготовки юные актеры тоже по-своему не просто переживают, а проживают те события войны, о которых ведут рассказ.

При выборе организационных форм мероприятий, посвященных годовщине Победы, мы, безусловно, опирались на принцип учета возрастных особенностей. Так, для младших школьников приоритетными были утренники, праздники с элементами игры, конкурсов. Например, «Парад мальчишей-кибальчишей», «Конница Буденного, вперед!» Военно-спортивный праздник «А ну-ка, парни!» для старшеклассников и такого же типа праздник, посвященный памяти ветерана Великой Отечественной войны, Почетного гражданина

города Краснодара Г.К.Казаджиева относятся к типу массовых мероприятий, в которых участвуют школьники нескольких поколений.

Митинги, посвященные различным событиям, связанным с годовщиной Победы, тоже относятся к массовым торжественным мероприятиям. Особе значим для нас митинг в честь Дня освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков – 12 февраля, на котором обязательно присутствуют приглашенные ветераны.

«Уроки мужества» занимают особое место среди организационных форм для учащихся средних и старших классов, где собственно и реализуются вышеперечисленные педагогические принципы и приемы.

Они подразделяются на три вида: сценарные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, режиссерские уроки-концерты и «Уроки мужества», подготовленные с использованием методики художественно-педагогической драматургии.

Зачастую «Уроки мужества» проводятся в школах просто как встреча с ветеранами. Мы сочли это недостаточным и ввели как обязательные элемент урока-сценария, предусматривающий использование стихов о войне, музыкальных фрагментов и видеоряда. Так, во время встречи с поэтом-фронтовиком Кронидом Обойщиковым звучали стихи, музыка, создающие особую атмосферу теплоты и искренности. Проникновенные поэтические строки очевидца данных событий рождали эффект сопереживания.

Уроки мужества в форме концертов военной тематики для ветеранов – не камерное, а массовое мероприятие, поэтому при разработке сценария особое внимание уделялось прописыванию логических связок между номерами, оттачиванию исполнительского мастерства ведущих, интонации.

«Урок мужества», подготовленный с использованием методики художественно-педагогической драматургии наиболее отвечает задачам чувственно-эмоционального воздействия. Методика Л.И.Предтеченской была разработана в 80-е годы для уроков МХК. Успешно применяемая на уроках гуманитарного цикла в нашей школе, она оказалась удивительно органичной применительно к «Урокам мужества». Согласно этой методике этапы урока выстраиваются по законам театральной режиссуры: экспозиция, завязка, постановка проблемы, разработка проблемы, кульминация и развязка. Тщательно подбирается музыкальный ряд, продумывается самая высокая точка эмоционального напряжения – кульминация.

Так, в «Уроке мужества» «Краснодарские мальчишки, шагнувшие в бессмертие» такой кульминацией является композиционный этап «Юность Краснодара на дорогах войны», содержащий исполнение проникновенных поэтических строк кубанского поэта И. Варравы на фоне лиричной мелодии песни «Эх, дороги».

Уроки, выстроенные по методике художественно-педагогической драматургии, наиболее полно соответствуют целям воспитания чувства патриотизма, так как с помощью драматургии, художественно-музыкальных образов пробуждают эмоционально чувственные переживания, вызывают душевный отклик.

Таким образом, разнообразные по формам мероприятия, посвященные годовщине Победы, массовые и камерные, насыщенные художественно-драматургическим материалом, яркими музыкальными образами через обращение к эмоционально-чувственной сфере личности позволяют воспитывать и развивать патриотические чувства учащихся. Системность в работе, заключающаяся в гармоничном сочетании необходимых факторов содержательного компонента, педагогических принципов, организационных форм и методики художественно-педагогической драматургии обеспечивает успешность педагогических действий коллектива школы.