Главная страница

«Роль семьи в формировании ценностных ориентиров»


Скачать 50.44 Kb.
Название «Роль семьи в формировании ценностных ориентиров»
Дата 08.03.2016
Размер 50.44 Kb.
Тип Документы

Родительский лекторий на тему:
«Роль семьи в формировании ценностных ориентиров»


Подготовила:

Учитель кубановедения и ОПК

БОУ СОШ №35

МО Динской район

Блоха А.В.

Цель – охарактеризовать роль семьи в формировании ценностных ориентиров личности ребёнка.
Семья – это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка. Поэтому вопросы воспитания детей в семье нас интересуют в нравственном аспекте. Формирование долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми добротой, опытом, знаниями.

У школы три задачи: воспитание, развитие, обучение. Школа может помочь иногда при решении многих вопросов воспитания. Но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании ценностных ориентиров личности.

Именно от вас, уважаемые родители зависит каким вырастет ваш ребенок. Школа – может скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано. Реальные поступки - вот что формирует поведение ребенка, а не слова и нравоучения.
Вопрос: Чему человек учится в семье?


  1. Живой опыт жизни (за счет передачи одного поколения другому)

Разбираем слово СЕМЬЯ – СЕМЬ+Я

  1. Семья – это единственное место, где человек проходит школу любви.

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою (жизнь свою) за друзей своих.» (Рим.12.10)

  1. Благодаря способности «возлюбить» воспитывается патриотизм.

  2. Духовная и нравственная культура прививается именно в семье.

Духовность - это органическое качество истинной культуры.

Духовность - незримая связь с Богом, возможная потому, что человек имеет бессмертную душу.

Сильнейшим источником духовности является совесть, а проявлением духовности – любовь.

  • СО + ВЕСТЬ

ВЕСТЬ:

  • Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

  • Не убивай.

  • Не прелюбодействуй.

  • Не кради.

  • Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.

  • Не желай себе жены ближнего твоего, не желай себе дома ближнего твоего, …ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.




  1. Уважение к старшим, забота о младших.

  2. Понятие об иерархии:

Отец – мать – дедушка и бабушка – старшие братья и сестры – я – младшие.

В семейной иерархии закладываются социокультурные ценности:

  • Уважение к старшим.

  • Почтение к мужчине.

  • Любовь к женщине.

  • Забота о младших.

Всякие нарушения иерархии разрушают семью, а следовательно и ценностные ориентиры.

Часто негласным главой семьи становиться ребенок. К чему это может привести?

Он легко усваивает, что имеет привилегии, потому что он маленький. Вместо того чтобы повзрослеть к 16017 годам, современные парни взрослеют только к 25, а родители удивляются, почему сын не может зарабатывать себе на жизнь. Такой ребенок остается «маленьким» до тех пор, пока родители в силах ему помогать.

Для воспитания взрослого человека необходима среда равных и самостоятельных людей. Для чего нужна связь поколений:

  1. Сохранение опыта, накопившегося за сотни лет.

  2. Совместный труд.

  3. Отсутствие конфликтов между поколениями.

Дети – это маленькие взрослые. На ребенка надо смотреть как на «маленького взрослого». В чем отличие?


Ребенок

Взрослый



Мало запретов

Много ответственности

Много запретов

Мало ответственности


Чтобы ребенок правильно взрослел, необходимо постепенно добавлять обязанности, за которые он отвечает.

«Детей надо приобщать к труду – только тогда они станут трудолюбивыми»

«Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, сделай со мной - и я научусь»


Памятка №1.

  1. Родители должны воспитывать себе помощников.

  2. Девочка к 14 годам должна быть настоящей хозяйкой.

  3. С появлением ответственности надо учить детей планировать свою жизнь.

  4. Чаще хвалите ребёнка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы.

  5. Если не всё получилось, не раздражайтесь, а терпеливо объясните ещё раз.

  6. Привлекайте ребёнка к большим семейным делам.

  7. Приучайте начатую работу доводить до конца.

  8. Каждый член семьи, в том числе и ребёнок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи.

  9. Вселите ребёнку веру в свои силы.

  10. Используйте игровые приёмы.

  11. Не забывайте о личном примере.

  12. Не наказывайте ребёнка трудом.


Сейчас в нашем обществе происходит подмена ориентиров: профессионализм и предприимчивость ценятся выше, чем порядочность, доброта, честность.

Счастье человека более чем на 90% зависит от семьи и от того, как он устроит свой дом и какая в нем будет обстановка (в духовном смысле этого понятия).

В жизни ребенок встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.
Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.
Запомните эти простые правила, которые пригодятся в нашей непростой жизни:
1. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
2. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
3. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
4. Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
5. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.
6. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
7. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
8. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.
9. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: "Что будет, если..?"
10. Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.
11. Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.
Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.
12. Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.
13. Постарайтесь переключить внимание ребенка с пережитой им ситуации на новые занятия или увлечения.
14. Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и духовного здоровья вашего ребенка.
Используемые источники информации:

  1. Православная культура в системе ценностей регионального образования Кубани. Под науч. Ред. Еременко А.Г. – Краснодар, 2008

  2. http://www.coolreferat.com.

  3. http://sosuo1.ucoz.ru.