|
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
АКТУАЛЬНОСТЬ использования СДП на уроках истории обосновывается тем, что на сегодняшний день общество нуждается в компетентной, всесторонне развитой личности. Это является и методологической основой ФГОС Основного общего образования:
(СЛАЙД 4)
5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Главная задача современной школы—подготовить школьника к жизни в постоянно развивающемся информационном обществе. Если раньше мы говорили: «Образование для жизни», то сегодня: «Образование на протяжении всей жизни». Сегодня важно не столько дать ребёнку большой багаж знаний, сколько вооружить его таким важным умением ,как умение и желание учиться всю жизнь. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе—научить его ловить рыбу. Тогда он уже никогда не останется голодным.
(СЛАЙД 5)
Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности имеет фундаментальную философскую и психологическую основу. Это нашло отражение в трудах выдающихся отечественных и зарубежных ученых-философов, педагогов, социологов, психологов.
(СЛАЙД 6) Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизнь—это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека. Только через собственную деятельность каждый познаёт мир .Как гласит известная китайская пословица: «Скажи мне—и я забуду; покажи мне—и я запомню; дай мне сделать—и я пойму».
(СЛАЙД 7) ЦЕЛЬ!!!!
Мы, учителя истории стоим в ряду первых, отвечающих за становление современного человека, способного принимать судьбу Отечества как свою личную и осознавать ответственность за настоящее и будущее своей страны. Поэтому своей главной ЦЕЛЬЮ мы видим развитие личности ученика, а это означает развитие его способностей самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
(СЛАЙД 8) ЗАДАЧИ!!!
В соответствии с этим , нашу задачу как учителей истории мы видим в создании собственной методической системы, основанной на СДП. Это заключается в следующем:
Создание методических рекомендаций к проведению уроков в рамках СДП.
Разработка приёмов организации таких этапов урока, как: (СЛАЙД 9)
Этап мотивирования к учебной деятельности.
Этап постановки проблемы, цели урока и составление плана.
Этап открытия нового знания.
Этап первичной проверки и закрепления знаний.
Итак, более подробно остановимся на первом этапе. Это означает, что реализация СДП на уроке начинается с мотивации учащихся к учебной деятельности. Для того, чтобы сформировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к теме и предмету в целом, каждый урок должен быть открытием нового знания. Для этого мы, учителя истории МБОУ СОШ №101 предлагаем применение следующих технологий:
СЛАЙД 10
Самое главное и самое трудное --это создать проблемную ситуацию на уроке. Для этого мы предлагаем следующие приемы создания проблемной ситуации:
СЛАЙД 11
1. Предоставить учащимся два противоречивых факта:
Например, различные точки зрения при оценки исторической личности: СЛАЙД 12
О Николае I: «Вряд ли найдется в российской истории более одиозная фигура, чем Николай I. Историки единодушно считают его царствование периодом самой мрачной реакции» (Т. Капустина)./ Неверным «представлять Николая как тупого солдафона, бесчувственного и жестокого гонителя и реакционера» (А. Б. Каменский)
СЛАЙД 13
О Петре I: "Петр - великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации".В.Татищев / "Петр - разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были "блестящей ошибкой". М.Щербатов
Различные точки зрения при оценке исторических событий
СЛАЙД 14
«В начале ХХ века русская культура переживала упадок»/ «В России в начале ХХ века был самый настоящий культурный ренессанс»
«Не будь проигрыша в Русско-японской войне, то царский режим, существовавший до 1905 года, сохранился бы еще на многие годы»/ «Революция 1905 года была вызвана внутренними причинами»
«Столыпинская аграрная реформа полностью провалилась»/ «Столыпинская аграрная реформа достигла своих целей, произошло повышение производительности и товарности крестьянских хозяйств»
Проблемную ситуацию можно создать с помощью исторической карты:
СЛАЙД 15
Например, в 5 классе по теме «Возвышение Македонии» может быть создана следующая проблемная ситуация:
-Кто пытался безуспешно завоевать Грецию (Персия, но ей это не удалось). Используя карту, охарактеризуйте Персидское царство (Большая территория, включала в себя большое число завоеванных земель)
- Найдите на карте Македонию, что можно сказать об этой стране? (небольшое государство, находящееся на севере Балканского полуострова)
- В 338 году до н. э. Македония смогла подчинить и завоевать всю Грецию.
- Какой возникает вопрос?
-Дети формулируют вопрос: Почему сильной Персии не удалось завоевать Грецию, а маленькой Македонии удалось подчинить греческие города?
3. Предложить учащимся для анализа данные сравнительных таблиц (развитие стран в начале 20 века)
СЛАЙД 16
К уроку в 9 классе по теме «Мир в начале XX века» проблемную ситуацию можно создать с помощью сравнительной таблицы экономического развития стран в второй половины XIX – н. ХХ вв., в которой представлены показатели доли ведущих стран в промышленном производстве.
Доля ведущих стран в мировом промышленном производстве (%)
Государство
|
1870 год
|
1900 год
|
1913 год
|
США
|
23,3
|
30,1
|
35,8
|
Германия
|
13,2
|
16,6
|
5,7
|
Великобритания
|
31,8
|
19,9
|
14
|
Франция
|
10,3
|
7,1
|
6,4
|
Италия
|
2,4
|
2,7
|
3,1
|
Россия
|
3,7
|
5
|
5
|
Япония
|
-
|
0,6
|
1
|
В результате анализа данных таблицы становится, очевидно, что на рубеже XIX-XX веков лидерство в мировой экономике от Великобритании перешло к США, а темпы роста Германии после 1900 года заметно снизились.
Возникает вопрос, почему Великобритания уступила место лидера, а показатели Германии заметно упали?
Проблемную ситуацию можно создать с помощью иллюстраций, сравнивая два памятника архитектуры.
СЛАЙД 17
После того как сформулирована проблема и поставлена цель урока, второй этап- выдвижение гипотез («Какие у Вас есть предположения?») На данном этапе в коммуникативной форме проходит обсуждение, на доске записываются все версии учеников. Переход к составлению плана урока начинается с вопроса: «Что мы должны узнать, чтобы решить проблему и проверить правильность гипотез?».
СЛАЙД 18-19.
Для того чтобы учащиеся научились самостоятельно планировать свою деятельность на уроке и ставить задачи к уроку в качестве алгоритма мы разрабатываем различные памятки (планы ответа) для характеристики различных исторических событий и явлений (войн, реформ, исторических личностей, революций и т д).
СЛАЙД 20
Анализируя нашу деятельность по использованию данных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе можно с уверенностью сказать, что их применение позволяет:
активизировать познавательную деятельность учащихся;
обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
повысить объём выполняемой работы на уроке;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
повысить качество обученности учащихся; СЛАЙД 21 ( ЕГЭ)
формировать навыки исследовательской деятельности; СЛАЙДЫ 22, 23, 24,25,26,27.
Таким образом, применение системно-деятельностного подход в обучении истории отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций.
Завершая своё выступление, мне хочется сказать (перефразируя слова известного древнегреческого философа Сократа): «В каждом ребёнке Солнце—только дайте ему светить!»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля:
1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?
2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?
3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).
4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.
5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.
Как дать оценку историческому событию:
1. Установите причины события.
2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп.
3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.)
4. Связь с другими подобными событиями.
5. Значение:
для участников события,
для последующего исторического развития.
|
|
|