|
«Равнение на героев»
План – конспект внеклассного мероприятия «Урок Мужества».
Тема: «Равнение на героев»
Цель: оказание помощи в нравственном становлении подростка как личности, в формировании нравственного идеала и воспитании патриотических качеств через изучение массового героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны.
Конкретизация цели в задачах:
1. Познавательные: - учащиеся должны знать:
- государственную политику в сфере патриотического воспитания и пропаганды в 20-40-е гг. XX века;
- примеры массового героизма в годы Великой Отечественной войны;
- факты биографии участников войны.
2.Развивающие:
- уметь самостоятельно работать с материалом книг и СМИ;
- использовать навыки самоорганизации своей работы;
- усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность,
выразительность);
- уметь письменно излагать аргументированные суждения на поставленные вопросы
3. Воспитательные:
- формирование патриотических качеств человека и гражданина;
- привлечь учащихся к глубокому, всестороннему изучению событий Великой Отечественной войны
Основные понятия: патриотизм; чувство долга
Оборудование внеклассного занятия: проектор
Ход внеклассного занятия
I этап
1) Организационная часть
2) Пропагандистская и патриотическая работа в СССР в 20-40-е гг. XX века
3) Примеры массового героизма в годы великой Отечественной войны.
4) Факты из биографий участников войны
5) Задание на II этап урока Мужества
II этап
1) Организационная часть и вступительное слово учителя.
2) Дискуссия по предложенным вопросам.
3) Письменный этап.
1) Учитель объявляет тему внеклассного занятия, цель и задачи.
Сообщается о том, что урок Мужества пройдёт в два этапа и объявляется план на эти два занятия.
2) Учитель освещает некоторые аспекты патриотического воспитания в СССР в 20-40-е гг. XX века. В частности следует отметить, что всё советское образование, искусство, литература работали на ниве пропаганды массового героизма, воспитания нового человека – советского патриота. Для справки можно привести выдержки из учебника Истории СССР под редакцией А.М.Панкратовой 1940 года.
«За две сталинские пятилетки в СССР осуществлено всеобщее обязательное начальное обучение и всеобщее семилетнее образование в городе. Количество учащихся в начальной и средней школе с 8 млн. в 1914 г. поднялось до 33 млн. к концу второй пятилетки. За 20 лет в СССР выстроено школ больше, чем за 200 лет в царской России. За годы революции создана мощная сеть вузов, в которых обучается 600 тыс. человек, что почти в шесть раз превышает количество учащихся в высших учебных заведениях царской России….. Из года в год ширится сеть библиотек, читален, клубов, театров, кино, стадионов, спортплощадок, хат-лабораторий….
В июле 1936 г. великий лётчик нашей страны Валерий Павлович Чкалов и его товарищи совершили грандиозный круговой перелёт над Советским Севером и востоком. В марте 1937 г. вылетела экспедиция на Северный полюс. Самолёты вели лучшие лётчики во главе с Героем Советского Союза Водопьяновым. В мае самолёты опустились на Северном полюсе. Самолёты оставили на льдине четвёрку отважных советских патриотов во главе с Папаниным…..
В СССР, как нигде в мире, развёртывается не только научно-экспериментальная, но и научно-теоретическая работа. Великая марксистко-ленинская теория имеет в СССР необъятные возможности для своего развития. Труды Маркса и Энгельса, Ленина и Сталина издаются миллионными тиражами. Громаднейшей любовью в широких массах трудящихся пользуются история нашей родины и история большевистской партии….
Под солнцем социализма мощно расцвело искусство народов СССР. Великая Октябрьская революция, раскрепостившая народы, открыла доступ к культуре и искусству широким народным массам. Народ стал обладателем всех ценностей, созданных человечеством. Советское искусство – новое искусство прежде всего по своей тематике. Главной темой искусства СССР является революция, её события, её люди, её идеи. Метод советского искусства – социалистический реализм. Лучшие советские писатели связаны с революцией…
Любовью широких читательских масс СССР пользуются книги «Как закалялась сталь» и «Рождённые бурей» Николая Островского, жизнь и творчество которого пронизаны настоящим революционным пафосом. Ослепший, потерявший возможность двигаться вследствие тяжёлого ранения и заболевания после гражданской войны, молодой писатель-большевик нашёл в себе мужество и силу, чтобы художественным словом продолжать служить партии и революции до последнего вздоха.
Товарищ Сталин назвал советских писателей «инженерами человеческих душ» и требовал от них создания произведений, созвучных нашей великой эпохе. На съезде писателей товарищ А.А.Жданов говорил о задачах советских писателей: «Быть инженером человеческих душ – это значит обеими ногами стоять на почве реальной жизни… Советская литература должна уметь показать наших героев, должна уметь заглянуть в наше завтра».
Расцвет переживает советская кинематография – этот самый важный и самый массовый из всех видов искусства. Первый звуковой фильм «Путёвка в жизнь», изображавший судьбу беспризорных детей, которым дала «путёвку в жизнь» советская власть, положил начало новым замечательным революционным фильмам. Появившиеся после него кинофильмы – «Чапаев», «Мы из Кронштадта», «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», трилогия о Максиме, «Щорс», «Великий гражданин», «Член правительства» и др. – волнуют миллионы зрителей не только в СССР, но и за рубежом.».
Учитель обращает внимание школьников на героев гражданской войны, на примере которых и выросли поколения предвоенных десятилетий. (Фрунзе, Дундич, Лазо, Чапаев, Котовский и др.)
3) Уже в первые часы войны характеризовались исключительной ожесточённостью боёв и поистине массовым героизмом бойцов и командиров, грудью встретивших фашистских захватчиков. Для гитлеровцев это было полной неожиданностью: ведь в их планах Красная армия рассматривалась как абсолютно пассивный объект действий вермахта. Привыкнув к лёгким победам над странами Европы, они считали, что и по советской земле пройдут триумфальным маршем.
Первыми вступили в бой советские пограничники. Всего полчаса отводили фашисты в своих планах на уничтожение пограничных комендатур, однако пограничники сорвали эти планы. На всём протяжении западной границы СССР не оказалось ни одной заставы, которая бы дрогнула перед наглым, самоуверенным врагом. До 2 июля сражались с врагом пограничники 13-й заставы 90-го Владимир-Волынского отряда, которыми командовал наш земляк-владимирец лейтенант А.В.Лопатин. Только после подкопа под здание комендатуры и взрыва его вместе с гарнизоном советских бойцов гитлеровцам удалось овладеть заставой.
9-ю пограничную заставу Брестского пограничного отряда атаковали части 45-й пехотной дивизии противника, имевшей задачу с ходу захватить Брестскую крепость. Но пограничники 17-й возглавляемые лейтенантом А.М.Кижеватовым, держались исключительно стойко, отразили несколько атак гитлеровцев и не дали им беспрепятственно ворваться в крепость.
До последнего патрона вели бой пограничники 17-й заставы Рава-Русского пограничного отряда; когда боеприпасы кончились, войны заставы во главе с лейтенантом Ф.В.Мориным с пением «Интернационала» бросились в последнюю штыковую атаку.
Так было и на других заставах. Проявив высокий моральный дух, беззаветную преданность Родине, советские пограничники до конца выполнили свой воинский и патриотический долг.
Столь же упорно сражались с врагом и соединения Красной Армии, находившиеся у границы или недалеко от неё. В течение месяца вёл неравную борьбу с гитлеровцами немногочисленный гарнизон Брестской крепости. Продемонстрировав изумительную стойкость, несгибаемое мужество и беспримерный героизм, защитники крепости отбивали атаки целой дивизии противника, поддержанной авиацией и тяжёлой артиллерией. Фронт находился уже под Смоленском, а в тылу фашистов в Брестской крепости ещё продолжался бой. Нельзя без волнения читать написанные на стене крепости слова одного из последних её героических защитников: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина! 20.07.41». Имена героев Бреста – П.М.Гаврилова, И.Н.Зубачёва, Е.М.Фомина, С.С.Скрыпника и многих других навсегда останутся в памяти народа.
Подвиг гарнизона Брестской крепости отмечен присвоением ей почётного звания «Крепость-Герой». В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 г. сказано, что «защитники Брестской крепости в исключительно тяжёлых условиях проявили в борьбе с немецко-фашистскими агрессорами выдающуюся воинскую доблесть, массовый героизм и мужество, ставшие символом беспримерной стойкости советского народа».
Замечательным примером мужества и героизма стала также оборона Лиепаи. С 22 по 27 июня отражали атаки превосходящих сил противника героические защитники города: части 67-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Н.А.Дедаева, пограничники и моряки военно-морской базы, рабочие отряды.
Гитлеровцы смогли овладеть Лиепаей лишь после того, как советские войска исчерпали все возможности для её обороны.
Героические страницы в летопись первых недель Великой отечественной войны вписали защитники Ханко, Перемышля, Могилёва, Таллина и других городов.
Сражаясь с превосходящими силами противника, советские воины предпочитали погибнуть, но не сдать врагу обороняемых позиций. 22 июня в неравный бой с захватчиками смело вступили три батальона 188-й стрелковой дивизии на вильнюсском направлении.
Целый армейский корпус гитлеровцев наносил удар по их позициям, однако воины этих батальонов не отступили и сражались до последнего человека. Они, как и многие тысячи других известных и безвестных героев первых дней войны, внесли свой вклад в будущую победу.
Даже врага поразила сила сопротивления советских войск. В донесениях о боях на вильнюсском направлении говорится о том, что «противник… оказывал ожесточённое и храброе сопротивление, стоя насмерть. Донесений о перебежчиках и о сдавшихся в плен ниоткуда не поступало. Поэтому бои отличались большей ожесточённостью, чем во время Польской кампании или Западного похода».
И так было везде. «Сведения с фронта подтверждают, - записал 29 июня в своём дневнике начальник генерального штаба сухопутных войск Германии генерал Гальдер, - что русские всюду сражаются до последнего человека…»
Великая сила морального духа советских людей проявилась не только на земле, но и в воздухе. 26 июня совершил героический подвиг экипаж бомбардировщика во главе с капитаном Н.Ф.Гастелло: загоревшийся от вражеского снаряда самолёт советские патриоты направили на колонну танков и автомашин противника. Многие лётчики, израсходовав в воздушных боях боеприпасы, своими машинами таранили вражеские самолёты; только за первый день войны было совершено несколько воздушных таранов. Лётчики-истребители С.И.Здоровцев, П.Т.Харитонов и М.П.Жуков, сбив в результате тарана бомбардировщики врага, благополучно посадили свои машины на землю. Именно они стали первыми Героями Советского Союза в великой Отечественной войне.
4) На данном этапе можно взять всенародно известные биографии Зои и Александра Космодемьянских, О.Кошевого, У.Громовой, А.Матросова, А.Маресьева и др. Но все же, лучше если будут рассматриваться биографии героев – земляков. Предлагаются к вниманию учащихся биографии следующих Героев Советского Союза, уроженцев Меленковского района: Лобанов С.М., Рябова Е.В., Краснов В.М., Каманин Н.П., Тихомиров В.А., Климов И.В., Зимнягин В.К., Кознов Б.И., Зуев Н.Н., Мосин П.П., Емельянов И.А., Жестков А.П., Буденков М.И., Дмитриев А.П., Паршин И.И., Конышев Н.С.
5) Школьникам предлагается задание на дом: читать о героях Великой Отечественной войны, готовиться ко второй части урока Мужества, где каждый получит возможность сказать своё слово об участниках войны.
Тема для размышления: « Что в характере людей, опалённых войной близко и дорого нам?»
II этап
1) На II этапе «Урока Мужества» школьников лучше рассадить за круглым столом. Таким образом учащиеся лучше прочувствуют атмосферу единства, возникнет ощущение единого коллектива.
Учитель говорит вступительное слово: «Любой человек не рождается патриотом. Он им становится в процессе воспитания. Но воспитание – дело серьёзное. Чтобы воспитывать, нужны примеры
Герои войны – это примеры мужества и героизма, беззаветной преданности к Родине. Они прошли большую и суровую школу жизни. Когда я читаю книги об участниках войны, мне часто видится одно и тоже лицо, бесконечно родное, бесконечно знакомое. Я вижу в нём черты мальчишек и девчонок военного поколения и невольно примеряю эти черты на себя. Я смотрю на это лицо и хочу быть похожим на него. Я горжусь своими ветеранами, которые подарили нам мир.
Великая Отечественная война не разъединяла, а объединяла людей. Всеобщее горе, обрушившееся на нашу Родину учило их самому главному в жизни – ответственности за родную землю, за родных и близких.»
2) Учащимся для обсуждения предлагается ряд вопросов. Вопросы могут быть следующими:
1. Какие подвиги, совершённые во время войны особенно тебя поразили?
2. Почему мы обязаны своей мирной жизнью ветеранам войны?
3. Какие книги о Великой отечественной войне ты прочитал? Какие фильмы о войне посмотрел?
3) На некоторые вопросы учащимся предлагается дать письменный ответ. Хочется, чтобы в работе приняли участие все – устно это сделать невозможно. Вопросы могут быть следующими:
1. Какие из качеств героев войны более всего тебя привлекают?
2. Кто произвёл на тебя наибольшее впечатление? Почему?
3. Какие нравственные качества, свойственные участникам войны, ты хотел бы воспитать в себе?
Окончание внеклассного занятия: Учитель с согласия учащихся зачитывает ряд письменных ответов и подводит итоги обсуждения.
|
|
|