Главная страница

Рабочая программа по психологии для 1-4 класса разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я»


Скачать 0.78 Mb.
Название Рабочая программа по психологии для 1-4 класса разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я»
страница 2/5
Дата 24.02.2016
Размер 0.78 Mb.
Тип Рабочая программа
1   2   3   4   5

Список литературы


  1. Айзенк Р. Познай свои способности! М., 1992.

  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988.

  3. Вачков И.В. Психология для малышей. М.: Педагогика – Пресс, 1996.

  4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1989.

  5. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1887.

  6. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Просвещение, 1991.

  7. Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994.

  8. Как улучшить собственную память. Екатеринбург: Диамонт, 1992.

  9. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1987.

  10. Колпачников В.В. Психологический практикум общения и самопознания. Программа курса для старшеклассников // Методические рекомендации по образовательной области “Технология”. Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1996.

  11. Никитин Б.П. Ступеньки к творчеству, или Развивающие игры. М.: Просвещение, 1990.

  12. Пекелис В. Твои возможности, человек! М.: Знание, 1986.

  13. Познавательные процессы и способности в обучении //под ред. Шадрикова В.Д. М, 1990.

  14. Психология. Словарь // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М, 1990.

  15. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте // под ред. Дубровиной И.В. М.: Академия, 1995.

  16. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая книга. 1993.

  17. Сафонова Л.В. Дневник самопознания, в 2-х частях. Екатеринбург, 1999.

  18. Тактильная память // составитель Матюгин И.Ю. М.: Центр “Эйдос”, 1991.

  19. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст 10 – 14 лет. М.: Рольф, 2001.

  20. Ты меня понимаешь? // составитель Васильева Т.В.. С-Петербург, 1994.

  21. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. М.: Генезис, 2000.

  22. Через самовыражение к самопознанию // составитель Сафонова Л.В. Первоуральск, 1997.

  23. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.: Новая школа, 1994.

  24. Шуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. М.: Новая школа, 1994.

  25. Энциклопедия практического самопознания // составитель А.И. Красило. М., 1994.


Литература, необходимая для овладения курса.

Для ученика (обучающегося)

Дополнительная

1. Андреев О.А. Учимся быть внимательными / О.А. Андреев.  Ростов н/Д: Феникс, 2004.

2. Бьюзен Т. Максимально используйте свой разум / Т.Бьюзен.  Минск,2004.

3. Гамезо М.В. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домащенко М.: Педагогическое общество России, 2001.

4. Жариков Е.С. Для тебя и о тебе / Е.С. Жариков, Е.Л. Крушельницкий  М.: Просвещение, 1991.

5. ТертельА.Л. Психология в вопросах и ответах: Учебное пособие / А.Л.Тертель М.: Проспект, 2005.

6. Бабушкина Т. Что хранится в карманах детства. Уроки фантазии. / Т.Бабушкина М.: Издательство «Атлант»,2004.
Интернет-ресурсы.

http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;

http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;

http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;

http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";

www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов;

http://www.ug.ru - сайт «Учительской газеты»;

http://www.kinder.ru/default.htm - Интернет для детей;

http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».

http://catalog.iot.ru – каталог интернет-ресурсов по образованию;

http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования
Календарно-тематическое планирование 1 класс

урока

Модули, темы урока

Кол часов

Формы

организации учебной деятельности

Элементы

содержания

Универсальные учебные действия

(УУД)


Измерители

Дата

Раздел 1. Я - школьник (17часов)

1

Тема «Знакомство. Введение в мир психологии»

1

Беседа, упражнения на формирование дружеских отношений, развитие уверенности в себе

Знакомство с предметом психология, с учителем и одноклассниками.

Упражнения «Знакомство», «Имя оживает», «Ласковое имя», «Рисунок имени»

Р Ориентируются на образец и правило выполнения действия

П Выделяют и формулируют познавательную цель с помощью учителя

К Слушают и понимают речь других ребят

Л Формируют положительное отношение к школе

Рабочая тетрадь




2

Тема «Как зовут ребят моего класса»

1

Групповая работа, индивидуальная работа, направленные на осознание позиции школьника



Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Мое имя», «Имя начинается с буквы», «Имя соседа», «Я - солнышко», «Нарисуем имя мамы»


Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками

П Умеют работать по предложенному учителем плану

К Доверительно и открыто говорят о себе и своих чувствах

Л Ориентируются на понимание предложений и оценок учителя, товарищей

Рисунок на заданную тему





3-4

Тема «Зачем мне нужно ходить в школу»

2

Групповая и

индивидуальная

работа

Социальные пробы, обсуждение


Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Закончи предложение», «Какой урок важнее».

Р Планируют совместно с учителем свои действия в учебной и жизненной ситуации

П Строят речевое высказывание в устной форме с помощью учителя

К Слушают, понимают речь других людей

Л Ориентируются в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и окружающих

Рабочая тетрадь, упражнения по инструкции, по образцу





5

Тема «Я в школе»

1

Групповая и

индивидуальная

работа


Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Работа со сказкой», рисунок «Я в школе»


Р Самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят коррективы

П Слушают и понимают речь других

К Умеют задавать вопросы и участвовать в диалоге

Л Ориентируются на содержательные моменты школьной действительности

Метод самостоятельных наблюдений





6-7

Тема «Мой класс»

2

Групповая и

индивидуальная

работа

Практикум, обсуждение

Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Сколько в нашем классе», «Какого цвета», «Буратино хочет в школу», «Буратино хочет к нам в гости», «Буратино проголодался». Работа со сказкой «Два города». Рисунок сказки

Р Осуществляют пошаговый и итоговый контроль по результату

П Пересказывают небольшие тексты

К Строят простое речевое высказывание

Л Формируют положительное отношение к школе

Диагностические процедуры





8-9

Тема «Какие ребята в моем классе»

2

Групповая и

индивидуальная

работа

Развивающие игры, обсуждение


Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Сколько в моем классе», «Закончи предложение», «Мы», «Вспомни хорошие поступки», «Мы любим». Работа со сказкой «Кто самый лучший»

Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся их преодолевать

П Осуществляют поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя

К Имеют первоначальные навыки работы в группе

Л Оценивают результаты своей деятельности

Понимание текста, ответы на вопросы





10-12

Тема «Мои друзья в классе»

3

Групповая и

индивидуальная

работа

Практикум, обсуждение, ролевые игры

Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Кто умеет хорошо», «Закончи предложение», «Тропинка к сердцу», «Портрет моего друга», «Изобрази предмет», «Буквы на спине», «Спасибо, что помог», «Ниточки тепла», «Как можно помириться», «Да», «У кого самое лучшее зрение». Работа со сказкой «Про белоцветик», «Фло», «Снежинка».

Р Овладевают способами самооценки выполнения действия

П Находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

К Выполняют различные роли

Л Формируют положительное отношение к школе

Рисунок по сказке





13-14

Тема «Мои успехи в школе»

2

Групповая и

индивидуальная

работа

Развивающие упражнения,

обсуждение

Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Закончи предложение», «Буратино забыл слова», «Мне помогли», «Считалка». Работа со сказкой «Яшок и «звездная болезнь»

Р Осваивают правила планирования, контроля способа решения

П Группируют предметы и их образы по заданным признакам

К Строят понятные для партнера высказывания

Л Соблюдают правила игры и дисциплины

Рисунок по сказке





15

Тема «Моя «учебная сила»»

1

Групповая и

индивидуальная

работа

Практикум. Психогимнастические,

ролевые игры.

Дискуссионная игра

Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Я тоже», «Встаньте, у кого это есть», «Главная учебная сила». Работа со сказкой «Козленок Хрупигав»

Р Учитывают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

П Классифицируют объекты под руководством учителя

К Принимают чужую точку зрения

Л Знают правила игрового общения

Рисунок по сказке





Раздел 2. Мои чувства (17 часов)

16

Тема «Радость. Что такое мимика»

1

Фронтальная работа


Разминка «Зайчик рассмеялся – зайчик испугался», «Раз, два, три, за мною повтори». Упражнения «Закончи предложение», «Зоопарк», «Рисунок радости».

Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению

П Включаются в творческую деятельность под руководством учителя

К Учатся работать в паре и группе

Л Ориентируются на понимание чувств других людей

Иллюстрация на тему «Радость».




17

Тема «Радость. Как ее доставить другому человеку»

1

Групповая и

индивидуальная

работа

Игровые методы,

методы психической саморегуляции


Разминка «Угадай, где я иду», «Превратись в животное». Кричалка «Я очень хороший» Упражнения беседа «Как доставить радость другому человеку», «Собираем добрые слова», «Скажи мишке добрые слова».

Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми

П Умеют распознавать и описывать свои чувства под руководством учителя

К Умеют договариваться

Л Формируют положительное отношение к школе

Участие в упражнении «Скажи мишке добрые слова».




18

Тема «Жесты»

1

Работа в группах

по алгоритму, обсуждение

Разминка «Угадай, где я иду». Упражнения «Радость можно выразить жестом», «Передай сообщение», «Объясни задание». Работа со сказкой «Когда молочные зубы сменились постоянными»

Р Строят речевое высказывание в устной форме

П Учатся исследовать свои качества и свои особенности

К Умеют ставить вопросы для сотрудничества в поиске и сборе информации

Л Ориентируются на самоанализ и самоконтроль результата

Рисунок по сказке

Составление схем





19-21

Тема «Радость можно передать прикосновением. Радость можно подарить взглядом»

3

Словесные методы

Работа в группах

по алгоритму, обсуждение

Разминка «Муха», «Превратись в животное», «Фотоохота», «мысленная картинка», «Врунишка». Кричалка «Ура успешной фотоохоте». Упражнения «Радость можно передать прикосновением», «Радость можно подарить взглядом», «Котенок». Работа со сказкой «О муравьишке, который пошел в школу», «Нужная вещь»

Р Извлекают с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста

П Учатся рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

К Понимают смысл простого текста

Л Проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Рисунок по сказке





22

Тема «Грусть»

1

Индивидуальная,

групповая работа

Разминка «Покажи профессию», «Скажи да и нет». Упражнения «Закончи предложение», «Грустные ситуации», «Котенок загрустил». Работа со сказкой «Сказка про котенка Ваську»

Р Переносят навыки построения внутреннего плана действия из игровой деятельности в учебную

П Учатся наблюдать

К Договариваются и уважают разные мнения

Л Формируют положительное отношение к школе

Рисунок по сказке





23

Тема «Страх»

1

Индивидуальная,

групповая работа

Разминка «Дотронься до…». Упражнения «Мысленная картинка», «Покажи страшилку». Работа со сказкой «Девочка с мишкой», «Темноландия»


Р Определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя

П Моделируют ситуации с помощью учителя

К Учиться слушать и понимать речь других ребят

Л Проявляют сдержанность, терпеливость, вежливость в процессе взаимодействия

Рисунок по сказке





24

Тема «Страх. Его относительность»

1

Фронтальная работа

Разминка «неопределенные фигуры». Упражнения «Конкурс пугалок», «Чужие рисунки», «Закончи предложение». Работа со сказкой «Мы просто очень боялись за вас»


Р Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера ошибок

П Моделируют ситуацию с помощью учителя

К Учатся доверительно и открыто говорить о своих чувствах

Л Умеют налаживать контакты с окружающими

Понимание прочитанного





25

Тема «Как справиться со страхом»

1

Фронтальная работа

Разминка «Страшные персонажи телеэкрана», «Придумай веселый конец». Упражнения «Картинная галерея». Работа со сказкой «Маленькая луна»


Р Адекватно воспринимают предложения и оценку учителя, товарищей

П Учатся рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

К Учатся работать в паре и группе

Л Проявляют сопереживание к другим людям

Понимание прочитанного





26

Тема «Страх и как его преодолеть»

1

Групповая и

индивидуальная

работа

Работа в парах,

фронтальная работа

Разминка «Почему подрались дети», «Испугаем по-разному». Упражнения «Страшная маска». Работа со сказкой «Сказка звезд»

Р Осваивает правила планирования, контроля способа действия

П Учатся исследовать свои качества и свои особенности

К Применяют первоначальные способы поиска информации

Л Проявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии

Рисунок по сказке





27-28

Тема «Гнев. С какими чувствами он дружит»

2

Фронтальная работа Собеседование, игровые упражнения

Разминка «Художники», «Попугай», «Покажи дневник маме». Работа со сказкой «О мальчике Сереже, который всего боялся, и потому дрался», «Как ромашки с васильками поссорились».

Р Овладевает способами самооценки выполнения действия

П Учатся распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя

К Учитывают разные мнения

Л Анализируют и систематизируют полученные умения и навыки

Рисунок по сказке





29-30

Тема «Может ли гнев принести пользу»

2

Фронтальная работа Собеседование, игровые упражнения

Психогимнастика

Разминка «Черная рука – белая рука», «Разозлились - одумались», «Поссорились - помирились». Упражнения «Закончи предложение». Работа со сказкой «О путнике и его беде»


Р Умеют оценивать свой результат с помощью учителя

П Устанавливают последовательность событий в тексте

К Формулируют собственное мнение

Л Ориентируются на понимание предложений и оценок учителя, товарищей

Рисунки и ответы на вопросы по содержанию сказки





31

Тема «Обида»

1

Групповая и

индивидуальная

работа

Практическая работа

Разминка «Массаж чувствами», «Пусть всегда будет», «Весеннее настроение». Упражнения «закончи предложение», «Какая у меня обида», «Напрасная обида». Работа со сказкой «Обида»


Р Умеют понимать и контролировать свое эмоциональное состояние

П Учатся работать по предложенному учителем плану

К Строят понятные для партнера высказывания

Л Ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков, так и поступков окружающих людей

Обсуждение сказки, вопросы на понимание смыла сказки





32-33

Тема «Разные чувства»

2

Групповая и

индивидуальная

работа


Разминка «Попугай», «Покажи дневник маме», «Шурум-бурум», «Море волнуется», «Волны». Упражнения «Закончи предложение», «Ожившее чувство», «Рисунок чувств».

Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся преодолевать их

П Высказывают свое мнение

К Ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Л Умеют выражать себя в различных видах творческой и игровой деятельности

Задание творческого характера





34

Тема «Итоговое занятие»

1

Фронтальная, групповая работа

Игра-конкурс

Обобщение основных знаний и навыков

Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми

П Строят логические умозаключения с помощью учителя

К Выполняют различные роли

Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития







Итого

34 ч
1   2   3   4   5