|
Протокол № Образовательная программа дополнительного образования детей «изобразительное искуство»
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Верховажский Дом детского творчества»
Программа принята Утверждаю:_____________
на педагогическом совете Директор: С.В.Кузнецова
Протокол №
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУСТВО»
«ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»
(нетрадиционные техники рисования)
Автор: Котова Светлана Ивановна
педагог дополнительного образования
Возраст детей 5 – 6 лет
Срок реализации 1 год
Верховажье
2014 год.
Структура программы
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Содержание образовательной программы.
Список литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки, в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами - практиками, непременно заинтересуешься возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
На практике эти задачи реализуются через занятия в учебной группе « Волшебные краски». В рамках этих занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, укрепляющие руку ребенка;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Цель: создание условий для развития творческих способностей ребёнка
Задачи:
Обучающие:
- обучать различным художественным приёмам;
Развивающие:
- активизировать творческое воображение и формировать художественный вкус, развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
- воспитывать взаимовыручку, самостоятельность, трудолюбие, терпение.
Требования к знаниям и умениям
К концу 1 года обучения дети должны
Знать:
- основные понятия и особенности изобразительного искусства;
- различные техники и способы передачи изображения;
- знать правила построения простейших композиций и правила компоновки рисунка;
- основы цветоведения на листе;
- правила техники безопасности при работе с ножницами;
Уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- применять полученные знания в практической деятельности;
- правильно пользоваться инструментами, красками, кисточками;
- составлять простейшие композиции;
Условия реализации программы
Основой успешной реализации программы является создание атмосферы психологического комфорта, чувства уверенности каждого обучающегося в себе. В процессе занятий важно снять напряжение трудового дня, отрицательно – эмоциональный заряд. Раскрепостить детей, чтобы они могли полностью переключиться на занятие любимым делом, на творчество.
Педагог дополнительного образования призван обучать, развивать, воспитывать детей и обладать общей технической культурой, иметь высокий уровень специальных знаний, умений и навыков, владеть различными технологиями, связанными с обработкой материалов, в том числе и художественными и, что важно, обладать творческой индивидуальностью. Это даст основу для эффективной работы с детьми, позволит ему осуществлять педагогическое руководство формированием личности обучающегося.
Кабинет должен быть хорошо оснащён, с достаточным оборудованием, наличием столов и стульев для организации рабочего места. В кабинете должна быть постоянно действующая выставка детских работ и работ педагога, обязательно наличие наглядного материала (образцы, технологические карты, рисунки, шаблоны и т.д.) правила техники безопасности при работе с ножницами должны быть в кабинете в отпечатанном виде на видном месте.
Материалы и инструменты
Альбом или бумага для рисования
цветной картон, цветная бумага
краски акварельные, гуашь
кисти
линейка
клей ПВА
ножницы
карандаш простой, фломастеры, карандаши цветные
бумага ксероксная
разнообразный бросовый и природный материал
Серьёзным стимулом в деятельности обучающихся является участие их в выставках, конкурсах, как в рамках учреждения дополнительного образования, так и районных. Обязательно в оценке и отборе конкурсных работ участие самих ребят.
Педагог ведёт по каждому обучающемуся индивидуально – оценочный лист. Педагог отмечает успехи и неудачи каждого воспитанника по трехбалльной системе по каждой теме:
1 балл – нет постоянства в работе, ЗУН не прочные, качество изделий не соответствует требованиям, усвоение программы менее 30%, не проявляет самостоятельность;
2 балла – программу усваивает на 80%, ЗУН прочные, но не проявляет самостоятельности и творчества, качество изделий соответствует требованиям;
3 балла – усвоение программы 95% - 100%, ЗУН прочные, проявляет самостоятельность в деятельности, творческие способности, имеет высокое качество изделий.
Обучающиеся ежегодно проходят промежуточную, итоговую аттестацию. В конце учебного года обучающийся делает по свободному выбору, замыслу отчётную работу – изделие на выставку. Педагог оценивает работы по качеству, эстетическому вкусу, творческой направленности и самостоятельности в изготовлении изделий.
УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/п
|
Тема
|
теория
|
практика
|
Всего часов
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
|
Вводное занятие.
Путешествие по радуге.
Осень в лесу.
Листопад.
Ветка рябины.
Осенняя сказка.
Сказочное дерево.
Разноцветные рыбки.
Как прекрасен этот мир.
Осьминожки.
Волшебный лес.
Невиданный зверь.
Морозные узоры.
Дед Мороз.
Новогодняя елка.
Зимний лес.
Зимняя сказка.
Снегири на ветке.
Сказочная птица.
Что за чудо эти сказки.
Бабочки.
Жостовский поднос.
Подарок маме.
Натюрморт, с цветами и яблоками.
Превращение ладошки.
Панно «Золотая рыбка»
Космический коллаж.
Мой маленький друг.
Весенние сады.
Веселый лужок.
Бабочка.
Вот и лето пришло.
Отражение в воде.
Букет.
Итоговое занятие.
|
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
|
|
ИТОГО:
|
36
|
36
|
72
|
|
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ.
Месяц
|
Тема занятия
|
Содержание
|
Сентябрь.
|
Вводное занятие.
|
Познакомить с правилами поведения на занятиях по изобразительной деятельности, правилами хранения материалов и оборудовании. Беседа «В мире цвета». Вспомнить основные приемы работы с изобразительными материалами.
|
Сентябрь.
|
Путешествие по радуге
|
Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир. Познакомить с основными и составными цветами, с теплыми и холодными. Экспериментирование с цветной водой. Показать многообразие оттенков одного цвета.
|
Октябрь.
|
Осень в лесу. (печатание
листьями)
|
Познакомить с понятием пейзаж. Виды пейзажей.
Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать восприятие цвета. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.
|
Октябрь.
|
Листопад.
( печатание
листьями )
|
Совершенствовать умение работать в технике «печатание
листьями». Упражнять в получении различных цветов и оттенков при смешивании красок. Развивать воображение, творчество.
|
Октябрь.
|
Ветка рябины
( ребром картона квадратной формы изображение веток ,
ягоды – пальчиком)
|
Познакомить с техникой печатания кусочком картона.
Упражнять в передаче характерных особенностей внешнего
вида изображаемого объекта. Развивать чувство композиции.
Совершенствовать умение работать в различных техниках.
|
Октябрь.
|
Осенняя сказка
|
Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках.
|
Ноябрь.
|
Сказочное дерево. (рисование + аппликация)
|
Познакомить с техникой создания изображения с помощью трубочек для коктейля. Развивать воображение, творчество, умение передавать впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа.
|
Ноябрь.
|
Разноцветные рыбки (нетрадиционное рисование + аппликация)
|
Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность.
|
Ноябрь.
|
Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация)
|
Рассматривание пейзажей передающих красоту природы в разное время года. Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы.
|
Ноябрь.
|
Осьминожки (рисование ладошками)
|
Беседа «Морские обитатели»
Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие.
|
Декабрь
|
Волшебный лес (рисование + аппликация)
|
Познакомить с понятием коллаж.
Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Учить наклеивать персонажей вырезанных из журналов.
|
Декабрь
|
Невиданный зверь
|
Познакомить с вариантами передачи особенностей внешнего вида животных (пушистая шерсть – с помощью кисти для клея, зубной щетки и т.д.)
Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.
|
Декабрь
|
Морозные узоры
(восковые мелки и акварель)
|
Рассматривание «морозных» узоров, как передать в рисунке
красоту, неповторимость, сказочность узоров.
Развивать воображение, творчество при рисовании «морозных» узоров, росписи наличников. Упражнять в аккуратности при работе с красками.
|
Декабрь.
|
Дед Мороз.
(отпечаток ладошкой)
|
Познакомить с понятием портрет.
Вызвать интерес к созданию сказочного образа, развивать воображение. Развивать самостоятельность при дорисовке деталей одежды, внешнего вида сказочного образа.
|
Январь.
|
Новогодняя ёлка (отпечаток ладошкой, ватные палочки)
|
Развивать воображение, творчество при создании изображения. Упражнять в выразительной передаче особенностей внешнего вида.
|
Январь.
|
Зимний лес.
(кляксография с трубочками)
|
Продолжать знакомить с техникой создания изображения с помощью трубочек для коктейля. Развивать воображение, творчество.
Упражнять в выразительной передаче образа.
|
Январь.
|
Зимняя сказка.
(рисование пальцами, печать по трафарету)
|
Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.
|
Январь
|
Снегири на ветке (метод тычка)
|
Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка.
|
Февраль
|
Сказочная птица (эксперименти-рование с материалами)
|
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами.
|
Февраль.
|
Что за чудо эти сказки (пятно, штрих, линия)
|
Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на листе. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь, акварель..
|
Февраль.
|
Бабочки (рисование + аппликация)
|
Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации.
|
Февраль.
|
Жостовский поднос. ( рисование + аппликация)
|
Познакомить с новой техникой рисования – по контуру.
Упражнять в создании цветочной композиции в центре подноса или по краю. Развивать воображение, творчество. Воспитывать аккуратность при работе с ножницами и клеем.
|
Март
|
Подарок маме
|
Познакомить с понятием – портрет. Рисование наброска карандашом. Раскрашивание. Оформление с помощью аппликации, ниток.
|
Март.
|
Натюрморт, с цветами и яблоками
(пуантилизм)
|
Познакомить с понятием натюрморт. Показ презентации. Познакомить с новой техникой – создание изображения с помощью раздельных мазков. Развивать воображение, творчество. Упражнять в смешивании цветов.
|
Март.
|
Превращение ладошки
|
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.
|
Март.
|
Панно «Золотая рыбка» (рисование + аппликация)
|
Учить пользоваться шаблоном для создания зоготовки. Развивать воображение, творчество при создании изображения. Воспитывать аккуратность при работе с клеем.
|
Апрель
|
Космический коллаж (рисование + аппликация)
|
Рассказ о космосе, планетах, космонавтах. Презентация «Космос». Подготовка фона. Создание космического пейзажа: планеты, кометы, ракеты, спутники, космические корабли. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.
|
Апрель
|
Мой маленький друг (техника тычка)
|
Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.
|
Апрель
|
Весенние сады
|
Учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту.
|
Апрель.
|
Веселый лужок
«Прогулка на луг»
Презентация.
|
«Прогулка на луг» презентация.
Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений.
|
Апрель.
|
Бабочка.
(монотипия)
|
Познакомить с новой техникой создания изображения – монотипией. Развивать воображение, творчество. Развивать самостоятельность при создании выразительного образа изображаемого объекта.
|
Май
|
Вот и лето пришло.
|
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество.
|
Май
|
Отражение в воде.
(монотипия)
|
Упражнять в передаче образа природы в рисунке. Развивать воображение, творчество. Воспитывать аккуратность при работе с красками.
Закрепить последовательность выполнения монотипии.
|
Май
|
Букет.
(набрызг)
|
Познакомить с техникой создания изображения – набрызг, последовательностью выполнения работы.
Развивать воображение, творчество при создании композиции из различных цветов. Воспитывать аккуратность при работе с красками.
|
Май
|
Итоговое занятие.
Выставка работ выполненных в разных техниках.
|
Закрепить знание основных и составных цветов, теплых и холодных, оттенков, правила смешивания.
Закрепить знание различные техники рисования.
Понятия: пейзаж, портрет, натюрморт.
Оформление альбома работ.
|
Основное содержание учебной программы.
Количество часов – 72.
Изобразительная деятельность.
Вводное занятие. Правила техники безопасности.
Беседа «В мире цвета». Смешивание цветов. Основные и дополнительные цвета, цветовой круг. Правила работы с карандашом. Теплые и холодные цвета. Знакомство с профессией художника. Знакомство с различными нетрадиционными техниками рисования : печать листьями, рисование мятой бумагой и пр.
Практическая работа.
Рисование на свободную тему, смешивание красок, рисование разными оттенками одного цвета.
Передача выразительности образа путем использования различных материалов.
Нетрадиционные техники рисования.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги.
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.
Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Черно-белый граттаж
(грунтованный лист)
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полу - картон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Кляксография с трубочкой.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Тиснение.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.
Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
Цветной граттаж.
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Монотипия пейзажная.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Литература:
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
17. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 1999. – 96с.
|
|
|