|
Протокол № мая 2013 года Директор Кургинова А. Н
Утверждено на заседании методического
объединения ГБОУ ЦПМСС Выборгского р-на
г. Санкт- Петербурга
Протокол № _________« _____» мая 2013 года
Директор ______________ Кургинова А.Н.
Диагностическая методика «Стандартизированное наблюдение» ( авторская разработка педагога- психолога ГБОУ ЦПМСС Побединской Ирины Викторовны)
Актуальность предложенной формы инструментария: Наблюдение, как основной метод в работе педагога- психолога имеет один недостаток - трудоёмкость протоколирования. Особенно много усилий приходится приложить, чтобы отразить результаты наблюдения, проведённого на групповом занятии. Однако, данная форма работы совершенно необходима. Выход я вижу в испльзовании протокола стандартизированного наблюдения. Предлагаемый мною протокол может быть изменён под цели и задачи Вашего курса. Оценка параметров поведения проводится по системе от 0 до 10. Протокол желательно заполнять на каждом занятии по каждому ребёнку, тогда в конце кураса будет возможен анализ индивидуальной результативности и написание аналитической справки ( с построением графиков, таблиц, диаграмм). Также возможно использование полученных данных при анализе групповых тенденций, оценки сравнительной оценки эффективности занятий. При сравнении эффективности занятий можно сделать вывод о наиболее эффективных методах и формах групповой работы, динамике группового и личностного роста. Протоколирование возможно как по группам личностного роста, психотерапевтическим группам, таки по уменческим группам. Возможно также использование формализированного наблюдения в ходе индивидуальных занятий и консультирования.
Цель использования: дать количественную оценку поведенческим проявлениям ребёнка.
Параметры, выбранные мною для наблюдения :
-
Закрытость - открытость
|
Способность ребёнка откровенно говорить о себе, проявлять свои чувства, проявлять естественность и непосредственность поведения
|
пассивность - активность
|
Степень активности ребёнка- количество высказываний, внесение предложений по ходу занятий, экспрессивность проявлений.
|
агрессивность – доброжелательность
|
Наблюдаемые проявления вербальной и невербальной агрессии, склонность к поддержке, помощи другим участникам группы
|
критичность – терпимость
|
Выраженность склонности к оцениванию действий , поведения, результатов деятельности других членов группы ( и себя) в соответствии со своими представлениями и установками «правильности- неправильности». Гибкость в поведении и установках. Терпимость к «инакомыслию».
|
пессимизм – оптимизм
|
Проявляющиеся в поведении и высказывании ребёнка установки на успешность процесса, достижении желаемого результата, оценке своих способностей.
|
расторможенность – нормативность
|
Способность действовать в соответствии с правилами и нормами группы ( специально оговариваются и принимаются общим решением в начале занятий).
|
уровень креативности
|
Способность проявлять в результатах труда нешаблонное мышление, воплощать свой замысел в действия, давать интерпретации происходящему ( интеллектуальное и прикладное творчество)
|
Уровень включённости
|
Интерес к занятиям, выражение позитивной установки на посещение занятий, отсутствие пропусков без уважительной причины.
Прим.: Высокий уровень включённости может сочетаться со средним уровнем вербальной и поведенческой активности на занятиях.
|
Я планировала проводить оценку поведенческих параметров каждое занятие. С моей точки зрения, это могло бы позволить оценить влияние содержания конкретных занятий на результативность проявления тех или иных качеств ( например, выяснить, какое именно качество личности более всего развивается на том или ином занятии цикла). Но из-за дефицита времени и отсутствия опыта ведения такого рода системных наблюдений , данная диагностика использовалась мною трижды - в начале, в середине и конце цикла. Это позволило выявить групповые тенденции в развитии отдельных качеств и получить общую картину по группе.
Форма протокола:
Протокол оценки наблюдения за поведением ребёнка в ходе проведения групповых занятий.
ФИО ребёнка_____________________________________ Дата________________________
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
Закрытость
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Открытость
|
Пассивность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Активность
|
Агрессивность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доброжелательность
|
Критичность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Терпимость
|
Пессимизм
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оптимизм
|
Расторможенность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нормативность
|
Трудности в творческом самовыражении
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Креативность
|
Низкий уровень включённости
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокий уровень включённости
|
ПЕДАГОГ- ПСИХОЛОГ _______________________ ( подпись)
Обработка результатов:
Производится прямой перевод оценок в баллы.
Пример.
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
Закрытость
|
|
|
|
*
|
|
|
|
|
|
|
|
Открытость
|
Пассивность
|
|
|
|
|
|
*
|
|
|
|
|
|
Активность
|
Агрессивность
|
|
|
|
|
|
*
|
|
|
|
|
|
Доброжелательность
|
Критичность
|
*
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Терпимость
|
Пессимизм
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*
|
|
|
Оптимизм
|
Расторможенность
|
|
|
|
|
*
|
|
|
|
|
|
|
Нормативность
|
Трудности в творческом самовыражении
|
|
|
|
|
|
|
*
|
|
|
|
|
Креативность
|
Низкий уровень включённости
|
|
|
|
|
|
|
*
|
|
|
|
|
Высокий уровень включённости
|
Присвоение баллов:
Закрытость- открытость- 3 балла
Пассивность- Активность- 5 баллов
Агрессивность- доброжелательность – 5 баллов
Критичность- терпимость- 0 баллов и т.д.
|
|
|