|
Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою добра» для детей 6,5 7,5 лет
ОУ Тыгдинская СОШ
Программа по внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Дорогою добра»
для детей – 6,5 – 7,5 лет
Срок реализации-1год
Составители программы:
Вамбольд Наталья Анатольевна учитель начальных классов.
Пояснительная записка
В настоящее время в нашем обществе, раздираемом межнациональными конфликтами особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание. Поэтому очень важно развить в учащихся чувство сопричастности к происходящему и ответственности за будущее своей страны.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных секций.
Программа предполагает создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного толерантного гражданина России.
Задачи программы:
— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину,
— воспитывать в каждом ученике уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
— воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Особенность данной программы в том, что от блока к блоку, в доступной форме, от простого к сложному даётся представление учащимся об их значимости как граждан своей страны, о толерантном отношении к людям других национальностей, вероисповеданий, социальных групп. Дети должны прийти к выводу, что Земля – общий дом для всех.
Программа рассчитана на детей 6,5 – 7,5 лет. Реализуется в течение одного учебного года. Занятия проводятся один раз в неделю в различных формах: беседы, обсуждения, игры, исследований, праздников, экскурсий, встреч с интересными людьми, защиты проектов, конкурсов, викторин и т.д.
№ п\п
|
Тема
|
Количество
часов
|
Теория
|
Практика
|
I
|
Я и школа
|
4
|
|
|
1.
|
Азбука правильного поведения на улицах и дорогах города.
|
|
|
1
|
2.
|
Что значит быть учеником
|
|
1
|
|
3.
|
Учись учиться
|
|
|
1
|
4.
|
Хочу и надо – трудный выбор
|
|
1
|
|
II
|
Я и мои друзья
|
4
|
|
|
5.
|
Законы дружбы
|
|
1
|
|
6.
|
Какой я? Что во мне хорошего?
|
|
1
|
|
7.
|
Конкурс полезных советов
|
|
|
1
|
8.
|
С детства дружбой дорожи
|
|
|
1
|
III
|
Я и здоровье
|
3
|
|
|
9.
|
Береги здоровье смолоду
|
|
1
|
|
10.
|
В здоровом теле – здоровый дух
|
|
|
1
|
11.
|
В гостях у Мойдодыра
|
|
|
1
|
IV
|
Я и моя семья
|
6
|
|
|
12.
|
Может ли человек прожить один?
|
|
1
|
|
13.
|
Моя семья
|
|
|
1
|
14.
|
Моя родословная
|
|
|
1
|
15.
|
Познаем мир вместе
|
|
|
1
|
16.
|
Я и мое имя
|
|
|
1
|
17.
|
Фотовыставка «Семейный альбом»
|
|
|
1
|
V
|
Я и культура
|
5
|
|
|
18.
|
Что такое культура
|
|
1
|
|
19.
|
Сбор пословиц и поговорок о вежливости народов Северного Кавказа
|
|
|
1
|
20.
|
Доброе слово – что ясный день
|
|
|
1
|
21.
|
Доброта спасет мир
|
|
|
1
|
22.
|
Праздник «Школа вежливых наук»
|
|
|
1
|
VI
|
Я и моя Родина
|
7
|
|
|
23.
|
Россия – Родина моя
|
|
1
|
|
24.
|
Моя малая Родина – Ставропольский край
|
|
|
1
|
25.
|
Все мы разные, но все мы равные
|
|
|
1
|
26.
|
Что значит быть полезным людям
|
|
1
|
|
27.
|
Город мой любимый
|
|
|
1
|
28.
|
Мы помним и гордимся
|
|
1
|
|
29.
|
Я – гражданин России
|
|
|
1
|
VII
|
Я и Планета
|
4
|
|
|
30.
|
Культура мира. Человек среди людей
|
|
1
|
|
31.
|
Каким должен быть человек, способный сохранить все живое на свете
|
|
1
|
|
32
|
Для чего нужна религия
|
|
1
|
|
33.
|
Религия народов
|
|
1
|
|
Итого – 33ч.
|
14
|
19
|
Содержание программы:
I.Я и школа
1. Азбука правильного поведения на улицах и дорогах города. Практическое занятие. Что я знаю о правилах дорожного движения. Обобщение и закрепление правил поведения на улицах и дорогах города.
2. Что значит быть учеником. Вводное занятие. Беседа «Роль учения в жизни человека». Ознакомление с правилами поведения в школе.
3. Учись учиться. Обсуждение функций учителя, учащихся. Распределение ролей. Ролевая игра «На уроке».
4. Хочу и надо – трудный выбор. Час общения
-подготовка вопросов для обсуждения: что мне нравится делать, а что-нет;
-обсуждение, поиск решения проблемы
-подведение итогов (оформление выводов), рефлексия.
II. Я и мои друзья
5. Законы дружбы. Беседа.
Обсуждаемые вопросы:
-что значит «дружить»;
-кого можно назвать другом;
-законы дружбы
-устный рассказ «Хочу рассказать о своем друге…»
6. Какой я? Что во мне хорошего? Час общения.
-подготовка вопросов для обсуждения: какие я знаю черты характера; что можно отнести к хорошим и плохим чертам характера; какие из черт моего характера помогут мне в жизни, что я сделаю, чтобы стать лучше;
-обсуждение, поиск решения проблемы
-подведение итогов (оформление выводов), рефлексия.
7. Конкурс полезных советов. Подготовка учителем вопросов о полезных советах, как правильно построить свои взаимоотношения в детском коллективе, проведение конкурса, подведение итогов, награждение победителей.
8. С детства дружбой дорожи. Музыкальный праздник. Инсценировка детских песен и сказок о дружбе.
III. Я и мои друзья
9.Береги здоровье смолоду. Беседа. Обсуждение вопросов:
-что значит быть здоровым человеком;
-для чего нужна зарядка;
-надо ли чистить зубы;
-чем полезна каша.
10. В здоровом теле – здоровый дух. Спортивные состязания. Деление на команды, подбор эстафет с учетом возрастных особенностей.
11. В гостях у Мойдодыра. Встреча с медработником школы. Просмотр мультфильма «Мойдодыр». Обсуждение.
VI. Я и моя семья
12. Может ли человек прожить один? Беседа.
Вопросы для обсуждения:
-кто меня окружает;
-для чего человеку нужно общение;
-для чего человек создает семью,
- что сделать, чтобы семья была счастлива.
13. Моя семья. Конкурс рисунков. Рассказ о своей семье по рисунку.
14.Моя родословная. Проектная деятельность.
-собрать информацию о своих предках;
-нарисовать «генеалогическое дерево»,
-устный рассказ «Почему я горжусь своей семьей».
15.Познаем мир вместе. Экскурсия с родителями к подножию горы Змейки. Сбор растений для гербария, полезных ископаемых для школьного демонстрационного материала. Подведение к выводу – я часть природы.
16.Я и мое имя. Поисковая работа. Сбор информации (значение моего имени, почему меня так назвали, на кого хочу быть похожим)
17.Фотовыставка «Семейный альбом». Подобрать самые интересные семейные фотографии. Вывод «Семья вместе, так и душа на месте». Составление фотоколлажа.
V. Я и культура.
18.Что такое культура. Беседа. Обсуждаемые темы: культура поведения в общественных местах, дома, культура речи.
19. Сбор пословиц и поговорок о вежливости народов Северного Кавказа. Поисковая работа.
20.Доброе слово, что ясный день. Практическое занятие. Обсуждение рассказов В.Осеевой «Синие листья», «Волшебное слово». Проигрывание ролевых ситуаций.
21. Доброта спасет мир. Просмотр и обсуждение фильма.
22.Праздник «Школа вежливых наук».
VI. Я и моя Родина
23. Россия – Родина моя. Игра – путешествие. Виртуальное путешествие по карте России. Просмотр презентации о природе и крупных городах нашей страны. Коллективное составление рассказа «Почему я горжусь своей страной»
24. Моя малая Родина – Ставропольский край. Фотовыставка. Сбор фотоматериалов о нашем крае. Что ты знаешь о своём крае?
25. Все мы разные, но все мы равные. Поисковая работа. Сбор информации о народах Ставрополья, об их вероисповедании и традициях. Обсуждение «Все ли люди имеют равные права?»
26. Что значит быть полезным людям. Час общения. Вопросы для обсуждения:
-расскажи о профессии своих родителей,
-кем я хочу стать.
27. Посёлок мой любимый. . Экскурсия по посёлку.
28. Мы помним и гордимся. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Концерт.
29. Я – гражданин России. Викторина. Подготовка перечня вопросов о правах и обязанностях гражданина России. Проведение викторины. Награждение победителей и подведение итогов.
VII. Я и планета.
30. Культура мира. Человек среди людей. Беседа. Обсуждаемые темы:
- мировая культура,
-культура моего народа
31. Каким должен быть человек, способный сохранить все живое на свете. Просмотр фильма «Наша Земля из космоса» Обсуждение
-что надо сделать, чтобы сохранить нашу планету
32. Для чего нужна религия. Организация .встречи с духовным лицом.
33. Религия народов .
Ожидаемые результаты.
В результате реализации программы должно обеспечиваться достижение обучающимися:
· воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком - либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
· эффекта - последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.). При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. - становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.
1). Обучающиеся приобретают социальные знания (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.
2).Обучающиеся получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
3).Обучающиеся получают начальный опыт самостоятельного общественного действия. У младших школьников формируется социально приемлемая модель поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Формы подведения итогов в конце изучения блока: проведение праздника, викторины, организация фотовыставки, встречи с интересными людьми, защита проекта.
Методическое обеспечение программы.
Материально-технический ресурс:
-фото-,видеоаппаратура(фотоаппарат, видеомагнитофон,.), необходимые для проведения фотовыставок, праздников;
-компьютер, мультимедийная приставка - для проведения занятий.
Кадровый ресурс:
-к реализации программы привлечён педагог, владеющий способами и средствами духовно-нравственного воспитания и/или специалисты по данному воспитанию, не являющиеся педагогами;
-уровень квалификации работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной деятельности по данной программе.
Организационный ресурс.
Создание дружного коллектива школьников, отношения между которыми строятся на принципах товарищества и взаимопомощи. Педагогу необходимо создать вокруг себя привлекательный для ребёнка коллектив, с членами которого тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировались духовно-нравственные нормы и ценности.
Информационно-методический ресурс:
-школьный музей;
-детская библиотека;
-Дом культуры;
-электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Список использованной литературы для педагогов
1. Дьячкова Г.Т. «Внеклассные занятия в начальной школе» - Волгоград, Издательство «Учитель»,2009
2. Персидская И.В.,Фонова Г. – Классные часы ( внеклассная работа в начальной школе) - Волгоград, «Учитель», 2007
3. Максимова Т.Н. – Классные часы: 1 класс – Москва «ВАКО» , 2009
4. Троицкая Н.Б., Королёва Г.А. «Сценарии школьных праздников» - Москва «Дрофа», 2007
5. Лобачёва С.И., Щиголь К.В. «Календарь школьных праздников» - Москва, 2006
6. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
7.Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
8. Интернет-ресурсы:
http://nsc.1september.ru Начальная школа
http://www.uroki.net/docnach.htm - методическая копилка
http://www.pedsovet.su/load/100-1 - Педсовет.су
http://www.uchportal.ru/load/45-1 - Учительский портал (начальная школа)
http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=413753 - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
http://viki.rdf.ru/ Презентации
Список литературы для детей и родителей
1.Энциклопедия «Аванта +» Москва, 2006
2.Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия
3.Устав школы
|
|
|