Главная страница

«Проблема нравственного выбора в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»


Скачать 39.1 Kb.
Название «Проблема нравственного выбора в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Дата 27.02.2016
Размер 39.1 Kb.
Тип Урок

Тема урока: «Проблема нравственного выбора в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Цели урока:

  • дидактическая – продолжить знакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева; развивать умение анализировать прозаическое произведение с точки зрения литературоведения; воспитывать интерес к творчеству писателя; прививать и развивать любовь к литературе.

  • психологическаявоспитывать в детях умение разбираться в людях, отличать плохое от хорошего, уметь в определенный момент сказать «нет», т.е. сделать правильный выбор.

  • Воспитательная – формирование нравственного поведения; постановка нравственных вопросов: честность, доброта, долг;

Ход урока:

Орг. Момент. Приветствие учителя.

  1. Проверка домашнего задания. Консультанты докладывают о готовности к уроку, выполнение творческих заданий по группам.

Что-то зачитывается, остальные задания применяются или на следующих уроках, или в течение этого.

Обсуждение в группах, ответы учащихся.

Самооценка.

  1. Выравнивание знаний.

-Вспомните, какой показывает жизнь крестьян в деревне Астафьев? (трудной, голодной…)

-Влияло ли это на поведение людей?

-Можно ли сказать, что в рассказе показаны люди только с одной

стороны? Все ли люди в рассказе встречали трудности одинаково? (нет, кто-то приспосабливается, искал легкий путь).

-Значит, ребята, у человека всегда есть выбор, как строить свою жизнь, по какой дороге пойти.

-Так о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Обсуждение в группах.

-Правильно, о проблеме нравственного выбора в рассказе.

  1. Выведение темы урока.

  2. Решение учебной задачи.

Слово учителя.

-Основная тема многих рассказов Астафьева – тема взросления, становление личности человека. Писатель показывает нам, как один лишь незначительный нам, как один лишь незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, изменить его. Вот как раз о таком случае и идет речь в рассказе.

Работа в группах.

-С какого эпизода начинается рассказ?

Обсуждение, ответы.

Вопросы для обсуждения в группах:

1 группа – Исполнилась ли мечта мальчика – получит «пряник» конем?

Найти описание пряника, как представляет его герой?

2 группа – Как мальчик хочет осуществить свою мечту?

3 группа – Какие детали можно отметить в описании дороги на увал и в поведении детей?

4 группа – Сравнить, как собирают ягоды герой рассказа и соседские дети.

Найти по тексту.

5 группа – Как удалось Саньке «поймать» героя рассказа «на уду»?

Обсуждение в группах, ответы, самооценка.

Работа с текстом:

а) Найти слова, которые передают внутреннюю борьбу героя, его муки совести до того, как он отказывался от всего, чему учила бабушка. (покаялся, хорохорился…)

б) После каких слов он становится похожим на левонтьевскую ватагу? («Я еще у бабушки украду!»)

в) Как развлекаются ребята на реке? Какие нравственные проблемы здесь затрагивает автор? (жестоко: растерзали рыбину «за некрасивый вид», пуляли камнями в птичек…; проблемы бережного обращения с природой).

г) Как левонтьевские ребята и сам герой относятся к своим поступкам?

д) Почему герой решил обмануть бабушку?

е) Найти описание рыбалки, летнего дня. Какова здесь роли пейзажа? Как вы думаете? (Природа – мир красоты и гармонии противопоставлен миру обмана и эгоизма). Находят, выразительно читают.

Обсуждение в группах, ответы.

Самооценка.

5.Моделирование.

-Вообще, Астафьев все время в рассказе использует прием контраста:

  • жизнь Левонтия и семьи на самом деле;

  • природа – красота;

  • трудная, но честная жизнь;

  • в воображении героя – Левонтий – необыкновенный человек;

  • мир обмана;

  • жизнь как сиюминутный праздник;

6.Вопросы классу.

-Чем заканчивается история героя? (бабушка все-таки покупает внуку заветный пряник).

-Почему бабушка идет на это? (верит в него, понимает, что он мучается и раскаивается).

-Помогло ли это герою в дальнейшей жизни?

Ответы детей.

7.Обобщение.

-Итак, ребята, что осуждает, а что поощряет автор в герое рассказа? (назвать качества).

Выведение схемы.

Качества

Осуждает

-слабоволие

-обман

-сокрытие правды

Поощряет

-переживания

-раскаяния

-стыд

-Возвращаясь к началу нашего разговора, скажите, какой выбор делает для себя герой рассказа? (Не буду так делать! И слушаться тебя не буду – Саньке).

-Герой выбирает жизнь без обмана.

-Что помогло герою сделать такой выбор? (милосердие, доброта, прощение бабушки).

-Как повлияло это на дальнейшую его жизнь? (рассказ автобиографичен, сам писатель помнит об этом всю жизнь).

-Были ли у вас такие ситуации, когда нужно было сделать нелегкий выбор?

Обсуждение в группах, ответы.

Самооценка.

8.Домашнее задание:

а) Обязат. – выучить наизусть пейзажную зарисовку на свой выбор.

б) Творч. – вспомнить ситуации, связанные с выбором, мини-сочинение.

в) Читать рассказ Распутина В. «Уроки французского».

-Наш урок закончен. Пожалуйста, оцените свою работу на уроке. Что вам понравилось? Что вы вынесли для себя из этого урока? Какие выводы сделали?

-Спасибо всем.