Главная страница

«Познавательно-речевое развитие ребенка в старшем возрасте»


Скачать 65.59 Kb.
Название «Познавательно-речевое развитие ребенка в старшем возрасте»
Дата 13.03.2016
Размер 65.59 Kb.
Тип Документы

Опыт работы по теме:

«Познавательно-речевое развитие ребенка в старшем возрасте»

(«Воспитание экологической культуры у дошкольников с использованием моделей и дидактических игр»)

Опыт работы.

В процессе ежедневной работы над воспитанием экологической культуры я стала искать более интересные для детей приемы, позволяющие раскрыть их способности, утвердить и проявить себя. Я обратила внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников – детское экспериментирование. Я на практике в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка – дошкольника. Опыт работы в группе показал мне, что найден правильный путь развития детей. Актуальность данной проблемы, несмотря на трудности, помогла мне определиться в выборе именно этой темы.

По мнению Н. Н. Поддьякова, «… в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. » Процесс познания – творческий процесс, и я свою работу начала с постановки задач:

  1. поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям;

  2. создать необходимые для этого условия.

Дети приходят к нам из разных детских садов или из дома, не адаптированные к коллективу. Принимая детей в начале учебного года, я старалась создать комфортную обстановку для каждого ребенка, чтобы ему хотелось ежедневно с удовольствием идти в группу, знакомила с другими детьми, игровыми уголками, игрушками. Параллельно велась работа с родителями. Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, мы далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе. На первом родительском собрании я рассказала о направлении своей работы, о трудностях, с которыми они столкнутся, о помощи своим детям и воспитателям в течение года, о том, как много хочется сделать и вложить в детей.

Свою работу я начала с подбора литературы по данной теме, построения предметно – развивающей среды. Я выделила в группе место для уголка экспериментирования. В течение года уголок постепенно пополнялся материалом. Я следовала принципу: никакого насилия над природой ребенка, только его заинтересованность. Особенность детей – дошкольников заключается в том, что они проявляют заинтересованность и заботливое отношение только к тем объектам и явлениям природы, которые вызывают у них положительные эмоции. Я понимала, что за обезоруживающей и трогательной неловкостью ребенка скрывается жадная любознательность. Известно, что активность детей на занятиях быстро падает, если занятия недостаточно продуманы и организованы. Важным побудительным стимулом к этим занятиям становилась игра и мотивационная установка, либо вносился сказочный персонаж. Незнайка поселился у нас в уголке природы и экспериментирования и участвовал в опытах и экспериментах, решал возникшую проблему или приносил интересные вещи и предметы.

Посещая курсы повышения квалификации, я заинтересовалась мнемотехникой и ТРИЗом. Для интеллектуального и творческого развития ребенка я внесла специфические средства, которыми являются условные знаки, модели, диаграммы, схемы, планы. Их я использовала для обобщения полученных знаний, закрепления, организации пространства детского уголка. На них дети опирались, вспоминая те или иные события, явления, опыты. Так, например, посмотрев на круговую диаграмму смены времен года, дети запоминали, сколько времен года, что происходит в каждом из них. Карточка с изображением капельки напомнит, что растениям нужна вода, подскажет: «Полей меня.»

Очень важно предоставить детям возможность не только обобщить, но и выразить свой эмоционально- познавательный опыт. Например, в движениях танца дети отображают свое отношение к таким явлениям природы, как листопад, метель и т. д.

Я старалась расширить у детей представления об отдельных, часто встречающихся явлениях не живой природы. Например, различать день и ночь, состояние погоды: солнечно или пасмурно, холодно или жарко, снег или дождь, выделять свойства воды, песка, глины и т. д.

При ознакомлении с теми или иными объектами (воздух, вода, песок, лед, глина) я, прежде всего, опиралась на чувственный опыт детей и использовала наглядность: наблюдение за погодой во время прогулки, в группе, глядя в окно, книги, иллюстрации. Дети много слушали художественной литературы: Б. Житкова, А. Барто, С. Маршака, О. Высотской, Л. Толстого, Е. Чарушина и других писателей, а также отгадывали загадки, заучивали стихи. Яркий образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес.

Свои впечатления об услышанном и увиденном и знания, полученные в процессе экспериментирования, дети отражали в играх. Я сделала картотеку экологических игр и предлагала их детям для закрепления материала.

Во время экспериментирования я строила отношения с детьми на основе партнерства. В процессе экспериментирования дети получали возможность удовлетворить свою любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя исследователями. При этом воспитатель – не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Детей очень привлекли опыты с водой. Мы провели опыты « Вода меняет форму», «В темной воде ничего не видно», «Теплая и холодная вода». Зимой экспериментировали со льдом, превращали воду на морозе в лед и наоборот. Другим интересным объектом экспериментирования был предложен воздух. Познакомила детей со свойствами воздуха: невидим, легкий, он повсюду. Мы с ребятами надували воздушные шарики, дули в трубочку, которая была опущена в стакан с водой, дули на вертушку.

Я проводила природоведческие беседы. Они развивают мышление и речь дошкольника. Заранее готовила и продумывала вопросы, привлекала внимание детей загадкой, стихотворением на соответствующую тему, вводила элементы игры.

Я знакомила детей не только с живой и неживой природой, но и с материалами, сделанными руками человека (с рукотворным миром) – это резина, пластмасса, стекло. Дети познакомились с алгоритмом описания свойств материала и научились пользоваться им. Знакомя детей с рукотворным миром, я дала детям основы безопасности жизни, например, осторожное обращение со стеклом. Детям очень понравилась дидактическая игра «Рукотворный, живой, неживой мир». Круг делится на три части: рукотворный мир, живая природа, неживая природа, дается набор карточек с картинками, где изображены предметы рукотворного мира, живой и неживой природы. Ребенку дается карточка, и он определяет, к какому миру относится данный предмет. Играя с детьми в эту игру, я видела, насколько дети овладели данной темой.

Дети очень любили проводить опыты в уголке экспериментирования самостоятельно, я не вмешивалась, а только наблюдала за ними. Мы с детьми все опыты зарисовали в альбом и поместили его в уголок. Начиная со старшей группы, тетрадь для зарисовки опытов у каждого ребенка была своя.

В методической литературе я нашла правила работы с различными материалами, которые очень простые и легко запоминаются.

С водой:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

Со стеклом:

Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат совок

И для мусора бочок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

С песком:

Если сыплешь ты песок –

Рядом веник и совок.

По окончании работы:

Ты работу завершил?

Все на место положил?

Экологическая культура и экспериментирования пронизывают все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку. На прогулке дети решают важные проблемы, например, что произойдет со снегом, если его положить на батарею, можно ли на батарее сушить варежки. В уголок экспериментирования я внесла план экологической дорожки нашего участка, где мы гуляем. С малышами мы рассматривали три – четыре объекта, с детьми старшего возраста число объектов увеличивалось. Я вынесла план экологической дорожки на улицу, и мы с детьми прошли весь путь, нашли на нашем участке все объекты, которые отмечены на плане.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьей. Я провела родительское собрание, на котором познакомила родителей с направлением своей работы. Я ежемесячно знакомила родителей с темами наших занятий, с результатами работы. Привлекала родителей к помощи в оборудовании уголка экспериментирования и пополнения его необходимыми материалами. Просила собрать родителей природный материал, привлекала их к участию в конкурсе на лучшую поделку из природного материала. Провела консультации «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», « Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Объяснила родителям, что их главная задача – научить ребенка наблюдать, не оставаться равнодушными к происходящему вокруг него. Важно научить ребенка анализировать и делать выводы. Просила сходить в лес или парк в разное время года, понаблюдать за тем, как замерзают реки и озера. По моей просьбе родители организовали экскурсии на выставки « Ледовые фигуры», «Скульптуры из песка» около Петропавловской крепости. Вначале года родители отвечали на вопросы анкеты. Результаты этих ответов я учла при составлении перспективного плана.

В наши дни экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем, и первые основы экологической культуры должны закладываться нами - дошкольными работниками. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны – начальный этап формирования личности человека.

В процессе экологического воспитания мы даем детям научные знания об окружающей природе, взаимосвязях и явлениях, мы способствуем развитию конвергентного мышления, творческого мышления и познавательных способностей ребенка. Только такой подход обеспечивает полноценное развитие творческого (продуктивного) мышления.