|
"ЧЕМОДАН, КОРЗИНА, МЯСОРУБКА"
Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. На желтом листочке, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо нарисовать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забирать с собой и использовать в своей деятельности.
На синем листочке – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в "мусорную корзину", т.е. прикрепить ко второму плакату.
Серый листок – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить" отправлялось в лист "мясорубка".
Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.
"ВСЕ У МЕНЯ В РУКАХ!"
На доске крепится плакат с изображением ладони. Большой палец – "Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать", указательный – "Здесь мне были даны конкретные указания", средний – "Мне здесь совсем не понравилось", безымянный – "Психологическая атмосфера", мизинец – "Мне здесь не хватало…".
Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются, и всем участникам предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы.
"ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ …"
Учащимся предлагается идентифицировать себя с каким-либо явлением природы, животным, деревом, цветком, человеком и завершить фразу «Если бы я был…». Каждый предлагает свой ответ.
"ЦВЕТНЫЕ ФИГУРЫ"
Руководитель предлагает выбрать участникам из разложенных в центре круга фигур, которая соответствует его сегодняшнему эмоциональному состоянию. Руководитель также выбирает фигуру. Каждый участник взаимодействия объясняет свой выбор по алгоритму, который задает руководитель (что символизирует форма, цвет выбранной фигуры). По окончании представления участниками своего выбора руководитель подводит итог, акцентируя внимание на индивидуальности каждого участника взаимодействия.
"ДЮЖИНА ВОПРОСОВ"
Каждому участнику предлагается ответить на 12 вопросов руководителя невербально, т.е. перемещаясь по аудитории в определенном порядке. Ответ «да» предусматривает перемещение к доске, ответ «нет» - в противоположную сторону от доски, ответ «не знаю» - в центр аудитории, например. В процессе ответов на вопросы руководителю следует следить за индивидуальностью ответов участников. По окончании организуется рефлексия состоявшегося взаимодействия.
Вопросы формулируются по теме занятия, раздела, курса. В состав вопросов должны входить вопросы общекультурного характера.
"КОМПЛИМЕНТ"
Педагог предлагает каждому участнику взаимодействия, находящемуся в кругу, сказать комплимент, сидящему слева ( или справа ). По желанию можно использовать атрибуты эстафеты ( ручка, открытка) или живой цветок, который создаст атмосферу благоприятной коммуникации ( особенно, если в группе присутствуют девушки ).
Педагог задает алгоритм рефлексии:
ваше эмоциональное состояние;
объясните причины положительного настроения;
зафиксируйте ваш эмоциональный подъем;
подумайте, зачем мы говорим друг другу комплименты;
почему отрицательные адреса появляются в наших мыслях быстрее и чаще, чем положительные обращения;
каков бы был мир, если бы все люди говорили только чистые и душевные слова.
ЗАРЯДКА "ДЮЖИНА ВОПРОСОВ"
Для реализации этого технологического приема необходимо большое свободное пространство аудитории (если классная комната или учебный кабинет, то необходимо будет разместить мебель вдоль стен).
Всем участникам педагогического взаимодействия педагог предлагает выйти на свободное пространство аудитории. Затем предлагает систему вопросов, на которые отвечает одновременно каждый участник про себя, невербально, осуществляя соответствующие движения: "нет" присесть на корточки, "ни да, ни нет" обычная поза стоя, "да" поднять руки вверх, приподнявшись на цыпочки. (Возможны различные варианты перемещения учащихся по аудитории).
Вопросы могут быть следующего содержания:
1. Хорошее ли у вас настроение?
2. Нравится ли вам сегодня погода?
3. Есть ли у вас собака?
4. Умеете ли вы петь?
5. Любите ли вы хорошо одеваться?
6. Нравится ли вам готовить?
7. Есть ли у вас настоящие друзья?
8. Знаете ли вы физику?
9. Умеете ли вы пользоваться китайскими палочками?
10. Получаете ли вы удовольствие от прогулок пешком?
11. Умеете ли вы разговаривать более чем на двух языках?
12. Сильный ли вы человек?
В зависимости от организационной формы педагогического взаимодействия содержание вопросов может быть тематическим. Оптимальным количеством вопросов является 12 —15 (в данной технологии их количество соответствует названию методики).
После последнего вопроса и ответа на него участников, педагог благодарит всех, просит занять свои места и предлагает примерный алгоритм рефлексии:
расскажите о своем эмоциональном состоянии (бодрость, подавленность, радость, огорчение, удовлетворение и т.д.);
назовите причины своего состояния (все были активны, интересно, полезно и т.д.);
часто ли мы прислушиваемся к "мудрости тела", доходят ли до нашего сознания импульсы собственного организма;
умеем ли мы распознавать, находить, творить и дарить себя;
зафиксируйте свое эмоциональное состояние, подумайте о том, что здесь говорилось.
Приложение 2
Диагностические методики, используемые в работе с педагогами
Тест “Какой Ваш творческий потенциал?”
Выберите один из предложенных вариантов ответа.
1. Считаете ли Вы, что окружающий Вас мир может быть улучшен:
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорошо;
в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли Вы, что сможете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли Вы, что некоторые из Ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой Вы работаете:
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли Вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы, что осуществите свое начинание:
а) да;
б) часто думаю, что смогу;
в) да, часто.
6. Испытываете ли Вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
а) да, неизвестное меня привлекает;
б) неизвестное меня не интересует;
в) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства:
а) да;
б) удовлетворяюсь тем, чего успел (а) добиться;
в) да, но только если мне это нравится.
8. Если дело, которое Вы не знаете, Вам нравится, хотите ли Вы знать о нем все:
а) да;
б) нет, хочу научиться только самому необходимому;
в) нет, хочу удовлетворить только свое любопытство.
9. Когда Вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствую вопреки здравому смыслу;
б) махну рукой на эту затею, так как понимаю, что она нереальна;
в) продолжаю делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.
10. Профессию следует выбирать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, нужной и профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы Вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:
а) да;
б) нет, боюсь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность мне понравилась и запомнилась.
12. Сразу же после беседы сможете ли Вы вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не могу;
в) запомню только то, что меня интересует.
13. Когда Вы слышите слово на незнакомом языке, то можете повторить его по слогам без ошибки, даже не зная его значения:
а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторю, по не совсем правильно.
14. В свободное время Вы предпочитаете:
а) оставаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) безразлично, буду ли я один(одна) в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:
а) дело закончено и кажется Вам отлично выполненным;
б) более-менее доволен (а);
в) не все удалось сделать.
16. Когда Вы одни (одна):
а) люблю мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;
б) любой ценой пытаюсь найти себе занятие;
в) иногда люблю помечтать, о вещах, которые связаны с моей работой.
17. Когда какая-то идея захватывает Вас, то Вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем нахожусь;
б) могу делать это только наедине;
в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда Вы отстаиваете какую-то идею:
а) могу отказаться от нее, выслушав убедительные аргументы оппонентов;
б) останусь при своем мнении, какие бы аргументы пи выслушал (а):
в) изменю свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Подсчет очков: за ответ “а” – 3; “б” – 1; “в” – 2.
Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы Вашей любознательности;
вопросы 2, 3, 4, 5, – веру в себя;
вопросы 9 и 15 – постоянство;
вопрос 10 – амбициозность;
вопрос 12 и 13 – слуховую память;
вопрос 11 – зрительную память;
вопрос 14 – стремление быть независимым (ой);
вопрос 16, 17 – способность абстрагироваться;
вопрос 18 – степень сосредоточенности.
Эти способности составляют основные качества творческого потенциала.
49 и более очков. В Вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет Вам богатый выбор творческих возможностей.
От 24 до 48 очков. У Вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют Вам творить. Но у Вас есть проблемы, которые тормозят процесс творчества.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, Вы просто недооцениваете себя, свои способности? Преодолейте отсутствие веры в себя, и Вы много сможете достичь.
АНКЕТА
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»
1. Ф. И. О.
2. Стаж работы. Ведущие профессиональные интересы, умения.
3. Не основные профессиональные знания и умения.
4. Дополнительные интересы (хобби).
5. Что мешает Вам работать (основные профессиональные проблемы).
6. Разделив лист на две части, слева запишите, что Вам, на Ваш взгляд, более всего удается в Вашей работе, справа – в чем Вы испытываете затруднения.
7. Где и когда Вы повышали свою квалификацию. Оцените по 10-балльной шкале пользу этого мероприятия (10 баллов – очень хорошо, 1 балл – очень плохо.)
8. В какой форме Вы занимаетесь самообразованием и чего Вам удалось достигнуть.
9. Запишите, каких достижений Вы добились в этом учебном году в преподавании своего предмета во внеклассной работе по предмету, в воспитательной деятельности, в общественно-педагогической деятельности.
10. Есть ли в Вашем коллективе коллеги, которые оказывают Вам профессиональную помощь, и есть ли педагоги, которым Вы оказываете помощь.
11. Сколько времени у Вас уходит на подготовку к одному уроку (в среднем).
12. Последнее время вы работаете над:
– составлением новой программы;
– разработкой новой методики;
– написанием статьи, учебного пособия, сценарием;
– разработкой средств наглядности;
– допишите недостающее.
13. Уроки кого из коллег Вы хотели бы посещать.
14. Где, чему и у кого Вы хотели бы учиться (на выезде).
15. Каких знаний Вам не хватает.
16. Какие темы в рамках школьного научно-методического семинара Вы предложили бы к обсуждению.
17. Какую экспериментальную работу Вы хотели бы выполнять совместно с учащимися.
3. Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности (А.К. Маркова)
|
|
|