Главная страница

Пояснительная записка Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве


НазваниеПояснительная записка Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве
страница2/13
Дата12.02.2016
Размер2.37 Mb.
ТипПояснительная записка
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа по русскому языку в старших классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст.

Грамматика и правописание

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Звуки и буквы

В 8 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово

Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение.

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни, общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Связная речь.

Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 8 класса овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).

Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2—4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.

Распределение учебных часов по темам.

№, п/п

Тема.

Кол-во часов

1

Повторение.

8

2

Состав слова

15

'•у

Части речи

75

4

Имя существительное




5

Имя прилагательное




6

Местоимение




7

Глагол




9

Предложение.

18

10

Связная речь с элементами творчества, деловое письмо

11

11

Повторение

9




Всего

\

136


Содержание учебных тем.

Повторение

Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.

Слово

Состав слова. Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за- , на-), приставка пере-, единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-). Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.

Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.

Имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.

Личные местоимения. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений. Род местоимений 3-го лица единственного числа.

Глагол. Значение глагола.

Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов). Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с -ться и -тся. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Предложение

Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. Обращение. Знаки препинания при обращении.

Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами. Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.

X

Связная речь (упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку).

Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.

Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями).

Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, основе имеющихся знаний.

Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня школа»).

Отзыв о прочитанной книге.

Деловое письмо; заметка в стенгазету (об участии в общешкольных мероприятиях, о производственной практике, выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.

Повторение пройденного за год.

Национальный региональный компонент: 14час
Перечень контрольных работ.

№ п\п

Дата

Контрольные работы

1




Срез знаний

2




Ср. Изложение текста по плану.

3




Словарный диктант.

4




Контрольное списывание за 1 четверть

5




Контрольный диктант за 1 четверть.

6




Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

7




Словарный диктант.

8




Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

9




Ср. Изложение по рассказу

10




Контрольный диктант за 2 четверть.

11




Ср.Изложение «Дела Матушки-Зимы».

12




Словарный диктант.

13




Контрольный диктант за 3 четверть.

14




Контрольный диктант по теме «Глагол».

15




Контрольный диктант по теме «Предложение».

16




Словарный диктант.

17




Контрольный диктант за год.

18




Ср.Сочинение на тему: «Чему научила меня школа»».



Контроль уровня обученности:

Формы контроля.

  1. Срез знаний на начало года. Контрольный диктант.

  2. Проверочные контрольные работы по окончании изучения тем.

  3. Срез знаний. Контрольная работа по окончании 1 четверти.

  4. Срез знаний. Контрольная работа по окончании 2 четверти.

  5. Срез знаний. Контрольная работа по окончании 3 четверти.

  6. Срез знаний. Контрольная работа по окончании 4 четверти.

  7. Проверочные словарные диктанты.

  8. Творческие работы: написание изложений, сочинений.

  9. Срез знаний на конец учебного года. Годовая контрольная работа.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

  • части речи;

  • наиболее распространенные правила правописания слов.
    Учащиеся должны уметь:

  • писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;

  • разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

  • различать части речи;

  • строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;

  • писать изложение и сочинение;

  • оформлять деловые бумаги;

  • пользоваться школьным орфографическим словарем.

Литература.

1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Русский(родной) язык. ВВ Воронкова, М, ГИЦ «Владос», 2011 год.

  1. НГ Галунчикова, ЭВ Якубовская. Русский язык. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
    вида. М., Просвещение, 20011 год.

  2. АК Аксенова, НГ Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроке грамматики и правописания 5-9 классов специальных (коррекционных)
    образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учащихся. Москва, «Просвещение», 2002год.


УР-

Тема урока

Дата

Повторение

Словарь

Развитие речи

Коррекционная работа

1

IЧЕТВЕРТЬ-33




Правила предложения.

Тема: школа.

Чтение диалога по ролям

Коррекция долговременной памяти.

Повторение Предложение. ТБ. НРК.1.

2

Предложение простое и сложное.




Члены предложения.

Тема: животные.

Объяснить схемы. Дополнить определение.

Связь с математикой. Счет предложений.

3

Контрольный срез знаний (диктант).




Орфограммы. Предложение.

Слова из словаря.

Уметь задать вопрос.

Коррекция умения писать под диктовку.

4

Подлежащее и сказуемое.




Подбор проверочных слов к безударным гласным.

Слова из словаря.

Изменить предложения путем убирания слов

Комментированное письмо. Развитие навыка выразительной речи.

5

Однородные члены предложения. НРК.2




Постановка вопросов к однородным членам

Русь, Россия, Российская Федерация.

Беседа о правилах общения

Коррекция памяти. Выучить правило.

6

Знаки препинания при однородных членах.




Имена собственные и нарицательные.

Препятствие.

Работа с текстом (найти вступление, главную часть, заключение).

Коррекция восприятия. Озаглавить текст, разбить на предложения.

7

Сложные предложения с союзами и без них.




Части речи. Постановка вопросов к словам.

Отечество,

гражданин, Конституция.

Составить предложения по рисункам (басни И.А. Крылова

Коррекция мышления и анализа в работе со схемами.


8

СОСТАВ СЛОВА

Части слова. Их значение. НРК.З




Части слова: корень, приставка, суффикс, окончание.

Работа, город.

Подобрать слова к иллюстрации. Дополнить определение.

Коррекция мышления и анализа в работе со схемами.




9

Однокоренные, родственные слова.




Родственные слова.

Тема: деревья. Береза, осина.

Составить группы родственных слов.

Коррекция мышления при подборе слов.

10

Образование слов с помощью приставок и суффиксов.




Части речи. Разбор слов по составу.

Мастер.

Составить небольшой текст на тему

Коррекция логического мышления при составлении текста.

11

Систематизация знакомых орфограмм.




Безударные гласные, парные и согласные, непроизносимые согласные.

Тема: профессии.

Составить небольшой текст по иллюстрации и опорным словам.

Коррекция памяти. Дополнить и выучить правило. Коррекция умения анализировать слова.

12

Ср. Свободный диктант по тексту.




Правописание слов с разделительным Ь и Ъ.

Названия осенних месяцев.

Передать содержание текста несколькими предложениями

Коррекция восприятия. Озаглавить текст, разбить на предложения.

13

Гласные в приставках.




Правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Демократия, демонстрация.

Использовать в речи слова с суффиксами разных значений

Развитие навыка выразительного чтения по ролям

14

Согласные в приставках.




Родственные слова. Разбор предложения по членам.

Библиотека.

Составить словосочетания с заданными словами

Коррекция внимания, мышления при работе с деформированными предложениями.

15

Приставка и предлог.




Постановка вопросов к словам, обозн. признаки.

Шёл.

Составить небольшой текст по иллюстрации и опорным словам

Расширение кругозора. Подбор прилагательных для описания предмета.

16

Дифференциация орфограмм в приставке и в корне слов.




Подбор проверочных слов к безударным гласным.

Слова из словаря.

Изменить предложения путем убирания слов

Комментированное письмо. Развитие навыка выразительной речи.

17

Образование сложных слов.




Состав слова. Корень.

Тема: профессии.

Объяснить значение сложных слов.

Коррекция мышления при составлении сложных слов.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13